Автор работы: a***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
Цель работы – заключается в разработке научно обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование использования трудовых ресурсов в ООО «Луч».
В соответствии с поставленной целью решался следующий круг задач:
- изучить теоретические основы организации и использования трудовых ресурсов;
- выявить особенности использования трудовых ресурсов в АПК;
- проанализировать современный уровень организации и эффективность использования трудовых ресурсов;
- предложить основные пути более рационального использования трудовых ресурсов.
Рис.
1. Изменения численности населения
Существенное
влияние на сельский рынок труда
оказывают неблагоприятные
Статистика
свидетельствует, что современное
село имеет худшую структуру экономически
активного населения и
Рис.
2. Экономическая активность населения
в сельской местности в 2009 г. (%)
В 2000-2009 годах наблюдается повышение занятости населения в сельской местности. Вместе с тем, несмотря на стабилизацию в сельскохозяйственном производстве, наметившуюся тенденцию роста уровня занятости, безработица в сельских районах продолжает оставаться довольно высокой. Среди факторов, неблагоприятно воздействующих на состояние рынка труда в сельских районах области, можно отметить стабильно низкий спрос на рабочую силу (особенно в осенне-зимний период), высокую долю аграрной занятости, характеризующуюся ограниченностью сферы приложения труда.
Постоянные работники сельскохозяйственных организаций составляли около 95%, из них более 60% - мужчины. По возрасту постоянные работники сельхозорганизаций распределились следующим образом: мужчины в возрасте до 30 лет составляли около 18%, от 30 до 60 – около 80%, от 60 лет и более – 3%; женщины до 30 лет – 17%, от 30 до 55 лет – 77%, от 55 и более – 6%. Высшее образование имели 7% работников, среднее профессиональное – 18%, среднее общее образование – 45% работников.
В
составе руководителей
Существует ряд проблем в сельском хозяйстве:
Во-первых, низкая заработная плата.
Несмотря на тенденцию снижения межотраслевых различий в оплате труда, наблюдающуюся в последние годы, они остаются значительными. Если в 2001 году наиболее высокая средняя заработная плата, начисленная на предприятиях, добывающих топливно-энергетические полезные ископаемые, в 7,6 раза превышала наиболее низкую среднюю заработную плату, начисленную в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (10905 против 1435 рублей в месяц), то с 2006 года наиболее высокой стала заработная плата в финансовой сфере, которая в 2007 году превышала среднюю заработную плату в том же сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в 5,7 раза (34880 против 6144). В 2008 году межотраслевые различия сократились до 5 раз, но полюса остались те же: средняя заработная плата, начисленная за ноябрь, составила в сфере финансовой деятельности 41724 рубля против 8374 рублей в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, а в среднем за январь-ноябрь – 39681 против 8022 рублей в месяц.
Во-вторых, по уровню образования сельское хозяйство уступает всем отраслям: доля работников с высшим образованием (полным и неполным) в отрасли на 19,4 п.п. ниже, чем в среднем по экономике (7,2% против 26,6%); по основному общему образованию соотношение составляет 19,4% и 6,3%; по начальному – 17,3% и 18,3%. В современной российской аграрной кадровой политике наблюдается недооценка проблем начального профессионального образования, не учитывается в полной мере возрастание роли квалифицированных рабочих кадров в дальнейшей индустриализации сельского хозяйства. Кадры механизаторов, в том числе и молодые, имеют низкий уровень профессиональной подготовки только 44,9% получили эту профессию в СПТУ, 32,1 % имеют курсовую подготовку и 23 % непосредственно на производстве. Ухудшается их квалификационный состав: удельный вес механизаторов 1 и 2 классов составляет в настоящее время 24,9 % (в 1991 году он составлял 61,1 %).
Тенденции
негативного изменения
Среди причин, порождающих такие тенденции, следует назвать низкую цену и отсутствие уважения к сельскому труду, слабую социальную защищенность населения и кризисное состояние всей сельской инфраструктуры, особенно, жилищных условий, образования, культуры, медицинского обслуживания. В связи с этим, особое беспокойство должно вызывать положение с воспитанием сельской молодежи и состояние сельских школ.
Социологические опросы свидетельствуют, что только 8% выпускников сельских школ связывают свое будущее с селом и сельским хозяйством, они намерены получить профессии механизаторов, работников животноводства, специалистов сельского хозяйства. Примерно 60% выпускников сельских школ ориентируют свои интересы на город.
Поправить сложившуюся ситуацию, могли бы профессиональная ориентация учащихся, усиление трудового обучения на базе учебно-производственных комбинатов (цехов) и ученических производственных бригад, создаваемых непосредственно на предприятиях. Но, к сожалению, надо отметить, что обо всем этом мы, за последние 10-15 лет, практически забыли. Более того, поскольку образование в РФ перестало быть всеобщим и обязательным, по данным Академии педагогических и социальных наук, в стране 2 млн. ребят школьного возраста по разным причинам не учатся, среди них 650 тыс. сельских детей.
Подобные
потери в воспитании и образовании
в последствии усиливают
При благоприятных условиях развития аграрной экономики в общественное производство может быть вовлечено значительное число безработных. В настоящее время имеются большие резервы увеличения производства сельскохозяйственной продукции за счет экстенсивных факторов – увеличения численности работников, соответствующего расширения посевных площадей, увеличения поголовья скота и птицы. Естественно, что это обстоятельство ни в коей мере не отрицает ведущую роль интенсивных факторов, таких как рост материально-технического оснащения производства и совершенствование его организации, внедрение современных технологий, которые должны стать основой подлинного возрождения и развития сельского хозяйства.
Еще одной существенной проблемой в сельской местности остается бедность – на селе проживает свыше 40% всего малоимущего населения России. Таким образом, сохранение в сельском хозяйстве высокой доли тяжелого физического малоквалифицированного труда уже создало серьезные проблемы с кадровым обеспечением. В дальнейшем, если не устранить это обстоятельство, проблемы обострятся еще более.
Относительно новым направлением в системе сельскохозяйственного образования является подготовка высококвалифицированных аграрных предпринимателей, поскольку только такие и смогут создать необходимый России, конкурентный не только на внутреннем, но и на внешнем рынке крестьянско-фермерский уклад хозяйствования.
Решение проблем занятости населения в сельской местности:
- поддержка субъектов хозяйствования, которые создают новые рабочие места, особенно в сельской местности,
- создание дополнительных рабочих мест в сельской местности путем развития сопредельного производства, бытового обслуживания, стимулирование малого предприятия и самозанятости профессионального образования.
- содействие занятости граждан, которые нуждаются в социальной защите и не способные на равных конкурировать на рынке работы.
- регулирование процессов трудовой миграции,
При
этом было отмечено, что в результате
принимаемых в последние годы
государственных мер в
1.3
Система показателей
использования трудовых
ресурсов
Достаточная обеспеченность сельскохозяйственных предприятий необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объема производства продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспечения хозяйства трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, эффективность использования техники и, как результат, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Обеспеченность
трудовыми ресурсами
Уровень использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве характеризуется следующей системой показателей:
1.
Степень вовлечения трудовых ресурсов
в общественное производство. Определяется
отношением участвующих в производстве
трудоспособных к наличию трудовых ресурсов
в хозяйстве:
, (1)
где Ку – коэффициент участия трудовых ресурсов в общественном производстве;
ТРф – трудоспособные, участвующие в производстве, чел.;
Трн – наличные трудовые ресурсы, чел.
2.
Коэффициент использования
, (2)
где Кн – коэффициент использования трудовых ресурсов в течение года;
Рф – фактически отработано за год чел.-час;
Рв – возможный фонд рабочего времени, чел.-час.
Для характеристики годового фонда рабочего времени могут быть использованы два показателя – номинальный и реальный. Номинальный показатель исчисляется как разность между календарным фондом рабочего времени и выходными, праздничными днями, а также трудового отпуска. Он составляет в среднем 285-290 дней. Реальный фонд рабочего времени меньше номинального на число не рабочих дней, связанных с болезнями, погодными условиями. Это фактически возможное время, в среднем оно составляет 265 дней.
3.
Коэффициент использования
, (3)
где Крв – коэффициент использования рабочего времени;
Вф – чистое рабочее время за смену (день), час;
Вр – установленное время рабочего дня (смены), час.