Пути повышения конкурентоспособности предприятий торговли по материалам ООО «Миллениум»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:45, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является проведение оценки конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Миллениум» (г. Чебоксары) и разработка рекомендации по ее повышению.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия торговли 6
1.1.Понятие конкурентоспособности фирмы и уровни
конкурентоспособности 6
1.2. Уровни конкурентоспособности предприятий 10
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.4. Методы управления конкурентоспособностью предприятия 22
Глава 2. Оценка конкурентных позиций ООО Миллениум» 26
2.1. Характеристика предприятия 26
2.2.Анализ финансово-экономического состояния предприятия 31
2.3. Внутренняя и внешняя среда бизнеса 48
2.4. Оценка конкурентоспособности ООО «Миллениум» 62
Глава 3.Стратегия повышения конкурентоспособности
ООО «Миллениум» 70
3.1. Товарная стратегия 70
3.2. Стратегия ценообразования 73
3.3. Сбытовая стратегия 76
3.4. Стратегия продвижения 78
3.5. Бюджет маркетинга 80
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложения 91

Работа состоит из  1 файл

Диплом Итог Блинова.А..docx

— 346.96 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Ивановский  филиал

 

 

Кафедра Экономики и управления предприятий торговли и сферы услуг

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

"___"____________ 20___ г.

Зав. кафедрой

________________________  ________________________

(подпись) (ф.и.о.)

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Студентки:  Блиновой Анжелы Ивановны

 

 

На тему:  Пути повышения конкурентоспособности предприятий торговли (по материалам ООО «Миллениум» г. Чебоксары)

 

 

 

__6  курса __ заочной формы обучения    по специальности___080502_______

_______экономика и управление на предприятиях торговли и общественного питания______

(код, наименование  специальности)

Руководитель  дипломной работы:   к.ф.н., доц . Тетерина Н.В.

 

_______________________________________________________________________

Рецензент дипломной работы:

_______________________________________________________________________

                                                                                     (Ф.И.О., ученая степень,  ученое звание)

 

Количество  страниц ДР__ ,   количество листов приложений  ____, таблиц__

 

 

 

 

 

Иваново 2013

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  4

Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия торговли 6

1.1.Понятие  конкурентоспособности фирмы и  уровни

конкурентоспособности 6

1.2. Уровни конкурентоспособности  предприятий 10

1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15

1.4. Методы управления конкурентоспособностью  предприятия 22

Глава 2. Оценка конкурентных позиций ООО Миллениум» 26

2.1. Характеристика  предприятия 26

2.2.Анализ  финансово-экономического состояния  предприятия 31

2.3. Внутренняя  и внешняя среда бизнеса 48

2.4. Оценка  конкурентоспособности ООО «Миллениум» 62

Глава 3.Стратегия повышения конкурентоспособности

  ООО «Миллениум»                                                                                                70

3.1. Товарная  стратегия  70

3.2. Стратегия ценообразования 73

3.3. Сбытовая стратегия 76

3.4. Стратегия  продвижения 78

3.5. Бюджет  маркетинга 80

Заключение 85

Список  использованной литературы 88

Приложения  91

 

 

Введение

 

Развитие  рыночных отношений в России, усиление самостоятельности предприятий  требуют и новых подходов к  управлению предприятием.

Рынок как сфера товарообмена неизменно  динамичен, крайне неустойчив и предельно  требователен к своей клиентуре.

Успех любого предприятия в современных условиях определяется знанием потребностей рынка и плодотворностью предпринимательской  инициативы со стороны персонала  и руководителей. И здесь на помощь предпринимателю, фирме приходит маркетинг.

Важнейшим принципом маркетингового подхода  к управлению фирмой является целевая  ориентация всех элементов производственной системы на решение проблем, возникающих  у потенциального потребителя товаров  и услуг, выводимых фирмой на рынок. Этот принцип может быть реализован, если решения о производстве или  продвижении того или иного товара и весь комплекс мер  по организации  производства и доведения до потребителя  товара разрабатываются и принимаются  на основе тщательного анализа нужд, потребностей и запросов потенциальных  покупателей. В процессе этого анализа  необходимо  выяснить, какой товар, с какими потребительскими свойствами, по какой цене, в каких количествах, в каких местах и в какое  время хочет и готов приобретать  потенциальный покупатель. В связи  с динамичностью потребностей и  запросов покупателей, обусловленной  как факторами общественного, так  и личного характера, маркетинговое  управление фирмой позволяет оперативно отслеживать изменения конъюнктуры  рынка и вносит соответствующие  коррективы в стратегию и тактику  поведения фирмы.

Повышение конкурентоспособности  играет огромную роль в деятельности предприятия. Знание принципов и  технологии разработки стратегии конкурентных преимуществ, а также эффективное  ее использование позволяет привести фирму к успеху на рынке. Грамотно составленная стратегия конкурентной борьбы поможет в решении проблем, стоящих перед каждым руководителем: повышение прибыльности, привлечение и удержание потребителей, определение наиболее перспективных направлений развития бизнеса.

Целью дипломной работы является проведение оценки конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Миллениум» (г. Чебоксары) и разработка рекомендации по ее повышению.

Исходя  из целей дипломной работы, в ней решались решить следующие задачи:

  • в теоретическом аспекте определить  понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
  • изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
  • провести анализ конкурентных преимуществ или недостатков ООО «Миллениум»  по сравнению с другими участниками рынка оптово-розничной продажи города Чебоксары;
  • разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Миллениум».

Объектом  исследования в настоящей дипломной  работе является конкурентоспособность  ООО «Миллениум».

          Предметом исследования – пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Информационной  базой исследования является учебная  литература, периодические публикации по теме, связанной с конкурентоспособностью предприятий торговли в условиях рынка, а также анализу и разработке путей ее повышения. К используемым для написания работы исследованиям следует отнести работы Бланка И.А., Лихачевой О.Н., Мишина С.Ю., Моисеевой Н.К., Фатхутдинова Р.А. и др.

Методами  исследования, применяемыми в дипломной  работе, являются метод сравнительного анализа; маркетинговые методы исследования внешней и внутренней среды предприятия; методы оценки конкурентных позиций и конкурентоспособности предприятия.

    Поставленная цель  и задачи исследования определили  структуру работы. Дипломная работа состоит из введения здесь обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, объект и предмет дипломной работы., теоретической части, где собран материал по данной проблеме, основной части - изучение проблемы и анализ деятельности ООО «Миллениум». Проектная часть – предложения по повышению конкурентоспособности и заключения. В заключении сформулированы основные результаты дипломного исследования.

 

Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия торговли

1.1.Понятие конкурентоспособности фирмы и уровни

конкурентоспособности

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого  успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых/реализуемых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающее такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д. По мере развития производительных сил общества, совершенствования технологических производственных процессов, вовлечения в производственные процессы новаций происходило насыщение рынка товарами и услугами, вследствие чего усиливалось соперничество между производителями за рынки сбыта и ресурсов. Успех сопутствовал производителям, способным предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам потребителей. В обиход делового общения вошло понятие «конкурентоспособность товара». Соперничество за рынки сбыта и ресурсов потребовало дальнейшего совершенствования не только технологических, но и организационных процессов производства. Рациональное управление производством становится важнейшим фактором получения прибыли, особенно если речь идет о функционировании крупной компании. Создание современного менеджмента позволило крупным компаниям адекватно реагировать на изменяющееся внешнее окружение бизнеса, максимально удовлетворять клиентов в их потребительских запросах, оперативно реагировать на новационные явления в техническом прогрессе, максимизировать использование трудовых ресурсов с сохранением социального баланса в обществе, умение работать в различных культурных средах. Все это привело к тому, что конкуренция на товарных рынках динамично усиливалась.

Конкурентоспособность предприятия это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности  и динамику его приспособления к  условиям рыночной конкуренции.

Содержательная сущность понятия  конкурентоспособность не имеет  до сих пор общепринятого формального  определения. Термин «конкурентоспособность»  происходит от слов «конкурент» и  «способность» и означает быть способным  в конкуренции1.

В общем виде под конкурентоспособностью можно понимать обладание свойствами, создающими преимущества для субъектов  экономического соревнования.

По определению, принятому в  Организации экономического  сотрудничества и развития (ОЭРС), конкурентоспособность  – это способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень доходов и  заработной платы, оставаясь открытыми  для международной конкуренции2.

Конкурентоспособность можно определить как степень привлекательности  субъекта для потребителя.

В качестве субъекта конкурентоспособности  могут выступать: виды продукции, отдельные  предприятия, организации или их группы, образующие отраслевые коалиции, регионы и их объединения, а также  отдельные страны или их объединения (рис.1).

При современных технологических условиях возможно создание конкурентоспособной продукции на неконкурентоспособных предприятиях, т. е. когда хотя бы по одному виду продукции предприятие занимает лидирующие позиции. Следует отметить, что в исключительных случаях каждый из субъектов может занять более высокие позиции в рейтинге конкурентоспособности вне зависимости от уровня конкурентоспособности более высокого порядка.

Конкурентоспособность продукции  и предприятия соотносятся между  собой как часть и целое.

 

                                                  КС  страны


 

                                        

                                                   КС  региона, отрасли

 

                                                    


 

                                          

                                                                   КС

                                                               Товара

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.    Взаимозависимость иерархических уровней конкурентоспособности3

 

 А.Дементьева предлагает понимать  под конкурентоспособностью предприятия  способность использовать свои  сильные стороны и концентрировать  свои усилия в той области  производства товаров или услуг,  где она может занять лидирующие  позиции на внутреннем и внешнем  рынках. Это означает, что предприятие,  скорее всего, не может обеспечить  конкурентоспособность всем видам  товаров.

Конкурентоспособность производителя, по мнению С.В.Емельянова, - это его  потенциальная или реализованная  способность обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот (эксплуатацию) собственных либо привлеченных активов, могущих стать конкурентоспособными преимуществами.    

Конкурентоспособность – это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг. Следует  отметить,  что  одни факторы  определяют (составляют)  конкурентоспособность  продукции и непосредственно  влияют на ее изменение, другие – обеспечивают конкурентоспособность предприятия.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны [1, с.123].

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение  этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько  важных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием  как таковым и в значительной  мере сводится к качеству. Вторая  связана как с экономикой создания  сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. Д.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности предприятий торговли по материалам ООО «Миллениум»