Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является проведение оценки конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Миллениум» (г. Чебоксары) и разработка рекомендации по ее повышению.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия торговли 6
1.1.Понятие конкурентоспособности фирмы и уровни
конкурентоспособности 6
1.2. Уровни конкурентоспособности предприятий 10
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.4. Методы управления конкурентоспособностью предприятия 22
Глава 2. Оценка конкурентных позиций ООО Миллениум» 26
2.1. Характеристика предприятия 26
2.2.Анализ финансово-экономического состояния предприятия 31
2.3. Внутренняя и внешняя среда бизнеса 48
2.4. Оценка конкурентоспособности ООО «Миллениум» 62
Глава 3.Стратегия повышения конкурентоспособности
ООО «Миллениум» 70
3.1. Товарная стратегия 70
3.2. Стратегия ценообразования 73
3.3. Сбытовая стратегия 76
3.4. Стратегия продвижения 78
3.5. Бюджет маркетинга 80
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложения 91
Проведем анализ конкурентного окружения ООО «Миллениум». В соответствие с данными, приведенными в процессе анализа потребительских предпочтений, было выявлено, что основными поставщиками пивной продукции в г. Чебоксары являются 3 компании: ООО «Корона Поволжья», ООО «Миллениум», а так же ООО «Вино-маркет». Остальные компании, перечисленные потребителями не являются прямыми конкурентами исследуемого предприятия, так как объемы их продаж значительно ниже, чем у вышеперечисленных предприятий.
Приведем описание основных конкурентов компании ООО «Миллениум».
Пивная компания «Корона Поволжья» - крупнейший поставщик пива и слабоалкогольных коктейлей на рынке города Чебоксар. Работает в сфере продаж с 1998 года. Зарекомендовала себя как фирма, предоставляющая полный комплекс услуг по реализации пива и коктейлей. Ассортимент слабоалкогольной продукции — более 1000 наименований, удачным дополнением которого являются сопутствующие товары (сухарики, чипсы, орешки, фисташки, кальмары и т.д.). Среди клиентов группы компаний крупнейшие супермаркеты и торговые сети города. ООО «Корона Поволжья» является официальным дистрибьютором заводов «Балтика», «САН Интербрю», «Хейнекен», «Калужская пивоваренная Компания», «Пивоварня князь Рюрик-Эфес», «Вена», «Очаково», «Красный Восток», «Иван Таранов», «BRAVO PREMIUM», «Happy land» «Тверь пиво», «Степан Разин» и др., а так же эксклюзивным дистрибьютором ОАО «Мюнхенское пиво» в России. Компания имеет сеть специализированных магазинов по продаже пива и сопутствующей продукции в городе Чебоксары.
ООО «Миллениум» - уже более 6-ти лет на рынке. Предприятие является дистрибьютором известных марок, таких как: Веда, Флагман и др. Предприятие является крупным мелкооптовым поставщиком алкогольной продукции. В наличии у предприятия имеется весь спектр алкоголя.
В таблице 2.31 приведена сравнительная конкурентная оценка ООО «Миллениум» и двух его основных конкурентов. Оценка проводилась по десятибалльной шкале с привлечением пяти независимых экспертов из числа руководителей крупных сетевых торговых предприятий г. Чебоксары.
Таблица 2.31
Оценочный метод конкурентоспособности основных конкурентов ООО «Миллениум»
Наименование фактора |
ООО «Миллениум» |
ООО «Корона Поволжья» |
ООО «Вино-Маркет» |
1.
Качественные характеристики |
5 |
5 |
5 |
2. Ценовая политика предприятия |
6 |
8 |
9 |
3. Условия платежа |
5 |
7 |
7 |
4. Оперативность поставок |
7 |
9 |
8 |
5. Условия поставки |
4 |
6 |
7 |
6. Полнота товарного ассортимента |
7 |
9 |
9 |
7. Степень известности компании |
5 |
7 |
9 |
Итоговая средняя оценка(общая сумма баллов/количество факторов) |
39/7 = 5,57 |
51/7 = 7,28 |
54/7 = 7,71 |
Таким образом, в оценке конкурентоспособности первое место занимает пивная компания «Вино-Маркет», которая получила средний балл 7,71, второе место у ООО «Короны Поволжья» с 7,28 баллами, компания ООО «Миллениум» отстает от своих основных конкурентов по факторам: условия платежа, ценовая политика, полнота товарного ассортимента и степень известности компании. В количественном выражении ООО «Миллениум» отстает от «Вино-Маркета» на 2,14 балла(5,57-7,71), и от ООО «Короны Поволжья» на 1,71 балла (5,57-7,28). Таким образом, конкурентоспособность ООО «Миллениум» можно оценить как достаточно невысокую.
Графически оценка конкурентов показана в идее карт конкурентоспособности на рис. 2.32.
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Качество товаров |
|
|||||||||
Ценовая политика |
|
|
|
|
||||||
Условия платежа |
|
|
||||||||
Оперативность поставок |
|
|
|
|||||||
Условия поставки |
|
|
||||||||
Полнота ассортимента |
|
|
|
|||||||
Степень известности |
|
|
- ООО «Миллениум»
-ООО «Вино-Маркет»
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Качество товаров |
|
|||||||||
Ценовая политика |
|
|
|
|
||||||
Условия платежа |
|
|
||||||||
Оперативность поставок |
|
|
|
|
||||||
Условия поставки |
|
|
||||||||
Полнота ассортимента |
|
|
|
|||||||
Степень известности |
|
|
- ООО «Миллениум» -ООО «Корона Поволжья»
Рис.2.32. Карта конкурентоспособности ООО «Миллениум»
Подвести итоги анализа рыночных возможностей ООО «Миллениум» на рынке города Чебоксары поможет методика SWOT-анализа. SWOT-анализ является одним из наиболее эффективных инструментов для оценки деятельности отдела или компании в целом. Этот метод позволяет завершить процесс соотнесения, после того, как мы провели оценку своей организации и окружающей среды. На рисунке 2.33 представлен SWOT-анализ рыночной устойчивости ООО «Миллениум».
Сильные стороны: |
Благоприятные возможности: | |
Высокое качество продукта Известность компании- производителя Близость к ресурсной базе и потребителям Оснащенность современными технологией и оборудованием Выгодные условия поставки товаров Квалифицированный персонал Устойчивое финансовое положение Грамотная работа с поставщиками |
Внедрение на рынок новой пивной продукции, не представленной у конкурентов Изменение условий оплаты товаров Внедрение дисконтной системы Повышение известности предприятия и продаваемых товаров методом проведения рекламных кампаний Внедрение СRM | |
Слабые стороны: |
Угрозы: | |
Менее гибкая система оплаты товара по сравнению с конкурентом Неполный товарный ассортимент Отсутствие службы технической помощи Низкое присутствия компании на перспективных сегментах рынка |
Организация конкурентами продаж аналогичной продукции на условиях дистрибьюции Появление новых конкурентов Изменение законодательства в сфере продаж алкогольной продукции | |
Рис. 2.33. SWOT-анализ рыночной устойчивости ООО «Миллениум»
Итак, подводя итоги анализа рыночных возможностей предприятия позволил выявить сильные и слабые стороны в работе ООО «Миллениум». Предприятие имеет достаточно устойчивую материально – техническую базу, высокие объемы продаж и квалифицированный персонал. Работая на рынке предприятие успело завоевать второе место в рейтинге основных поставщиков пивной продукции. К недостаткам работы ООО «Миллениум» можно отнести недостаточную удовлетворенность потребителей ценовой политикой предприятия, условиями оплаты по договорам и небольшим товарным ассортиментом.
Таким образом, предприятие нуждается в разработке программы маркетинга, направленной на совершенствование хозяйственных связей с конечными потребителями, расширение ассортимента, разработки программы продвижения предприятия в интернете, создание интернет-магазина.
ГЛАВА 3. Стратегия повышения конкурентоспособности
ООО «Миллениум»
3.1. Ассортиментная стратегия
Стратегия
- это долговременный курс товарной
политики, рассчитанной на перспективу
и предусматривающей решение
принципиальных задач. Разработанная
применительно к тому или иному
периоду (3-5 лет или более) товарная
стратегия в основе своей в
течение данного времени
В результате анализа рыночных возможностей исследуемого предприятия было выявлено, что ООО «Миллениум» уступает основным конкурентам по такому фактору, как полнота товарного ассортимента, также проведенный анализ показал, что основные маркетинговые условия исследуемое предприятие направляет на развитие сотрудничества со средними и малыми торговыми предприятиями, а такие сегменты рынка, как крупные сетевые супермаркеты и предприятия общественного питания, не охвачены в достаточной мере. Таким образом, товарная политика ООО «Миллениум» должны быть направлена на завоевание всех сегментов рынка с помощью расширения товарного ассортимента.
В 2013 году предприятию предлагается заключить дистрибьюторские соглашения на эксклюзивное представительство в городе Чебоксары и за его пределами таких предприятий, как ОАО «Мюнхенское пиво» и ООО «Пивоваренный завод «Степан Разин». Перечисленные предприятия ведут производственную деятельность на территории республики Чувашии, данное обстоятельство позволит при минимальных транспортных издержках расширить ассортимент продаваемой продукции за счет очень популярных сортов пива, которые в рейтинге продаваемости занимают 7 и 17 место.
ОАО «Минипивзавод «Мюнхенское пиво» было создано в сентябре 1997 года и является самостоятельным хозяйственным субъектом. Форма собственности предприятия - акционерная. Уставный фонд общества сформирован за счет денежных вкладов акционеров и составляет на 1 января 2011 г. 5 691 тыс. руб.
Основным видом деятельности предприятия является производство разливного пива. Минипивзавод «Мюнхенское пиво» возродил традицию употребления свежего пива в г. Чебоксары. Для этого в 1997 году было закуплено оборудование, разработана оригинальная рецептура для светлого и полутемного сортов.
Управляющий производством минизавода контролирует процесс производства и качество готовой продукции. Последнее во многом зависит от сырья, поэтому для производства «Мюнхенского пива» используется в основном импортный хмель и солод, или, в качестве поддержки отечественного производителя, высококачественные российские аналоги.
Особенностью продукции минипивзавода является то, что пиво доходит до потребителя как экологически чистый природный продукт, отличающийся от массовых сортов и являющейся единственным в своем роде.
Безопасность и качество вырабатываемых на предприятии сортов пива подтверждены гигиеническими сертификатами и сертификатами соответствия.
Ассортимент пивной продукции, выпускаемой минипивзаводом, представлен в таблице 3.1
Таблица 3.1
Ассортимент пивной продукции ОАО «Мюнхенское пиво»
Наименование |
Фасование |
Мюнхенское оригинальное (светлое) |
Кеги |
Мюнхенское темное (нефильтрованное) |
Кеги |
Мюнхенское золотое |
Кеги |
Мюнхенское премиум |
Кеги |
Таким образом, заключив договор на дистрибьюцию продукции минипивзавода «Мюнхенское пиво» ООО «Миллениум» направит свои усилия на завоевание такого сегмента рынка, как клиенты on-trade – то есть предприятия общественного питания.
В 2013 году предлагается закупить пробную партию пивной продукции минипивзавода в размере 4 500 дал.
В 1994 году в результате акционирования завод был реорганизован в Открытое акционерное общество «Чувашский пивоваренный завод «Астория».
В 2002 году
контрольный пакет акций завод
был куплен ОАО «Комбинат пивоваренной
и безалкогольной промышленности им.
Степана Разина», и завод стал
филиалом этого крупнейшего
Сотрудничество с ООО «Степан Разин» будет способствовать активизации маркетинговой политики предприятия со всеми категориями потребителей, в том числе и с сетевыми предприятиями.
В 2011 году предлагается закупить пробную партию пивной продукции завода в размере 7500 дал.
Дополнительным видом сервиса, который ООО «Миллениум» может предложить своим потребителям в рамках товарной политики, является организация ремонта холодильного оборудования сторонним организациям. Это позволит увеличить объем выручки от реализации за счет расширения ассортимента оказываемых услуг.