Пути повышения конкурентоспособности предприятий торговли по материалам ООО «Миллениум»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:45, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является проведение оценки конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Миллениум» (г. Чебоксары) и разработка рекомендации по ее повышению.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия торговли 6
1.1.Понятие конкурентоспособности фирмы и уровни
конкурентоспособности 6
1.2. Уровни конкурентоспособности предприятий 10
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.4. Методы управления конкурентоспособностью предприятия 22
Глава 2. Оценка конкурентных позиций ООО Миллениум» 26
2.1. Характеристика предприятия 26
2.2.Анализ финансово-экономического состояния предприятия 31
2.3. Внутренняя и внешняя среда бизнеса 48
2.4. Оценка конкурентоспособности ООО «Миллениум» 62
Глава 3.Стратегия повышения конкурентоспособности
ООО «Миллениум» 70
3.1. Товарная стратегия 70
3.2. Стратегия ценообразования 73
3.3. Сбытовая стратегия 76
3.4. Стратегия продвижения 78
3.5. Бюджет маркетинга 80
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложения 91

Работа состоит из  1 файл

Диплом Итог Блинова.А..docx

— 346.96 Кб (Скачать документ)

 

Большинство методов оценки конкурентоспособности  организаций основаны на применении различных коэффициентов для  анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности  инвестиций и т.д. Так, А. В. Бандурин [4] за основные показатели конкурентоспособности фирмы предлагает принимать:

  • экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль);
  • уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственного механизма с позиции нововведений и ответственности);
  • производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые мощности; объем и направления капиталовложений, определяющих производственную политику и т.д.);
  • научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники и т.д.);
  • финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала – отношение собственного капитала к общей сумме активов и т.д.);
  • репутация фирмы, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность;
  • состояние и квалификация трудовых ресурсов.

Конкурентоспособность – это та особая зона, в которой  в известных пределах интересы производителей и потребителей сходятся. Следовательно, при оценке конкурентоспособности  учитываются не только совокупность показателей, относящихся в основном к сфере заключения сделок и эксплуатации товара, но и другие критерии (комплекс условий его реализации, возможности поставок, сервисного обслуживания, утилизации и др.), важные для потребителей конкретного рынка.

И. Ансофф [3] предлагает для оценки конкурентоспособности предприятия выбирать систему показателей эффективности производственной деятельности предприятия, финансового положения предприятия (2), эффективности организации сбыта и продвижения товара (3), конкурентоспособности товара (4) и эффективности инновационного проекта (5). Интегральный показатель конкурентоспособности автор получает методом теории желательности. Общий показатель конкурентоспособности (К) предприятия рассчитывается в виде средней геометрической взвешенной:

(1.1)


где   - коэффициенты весомости показателей эффективности; - частные показатели эффективности деятельности предприятия.

 

При равенстве  коэффициентов весомости формула (1.1) преобразуется к виду простой  средней геометрической:

(1.2)


В данной методике учитывается большое число  факторов, влияющих на конкурентный статус предприятия. Однако методика не лишена субъективизма, так как  количественный показатель сначала субъективно  переводится в качественный, а  затем по шкале Харрингтона опять  в количественный. Кроме того, если предприятие имеет абсолютно неприемлемый критерий по какому-либо показателю, то ему присваивается нулевое значение функции желательности. В этом случае из-за равенства нулю частной функции желательности уровень конкурентоспособности также равняется нулю. Достоверность оценки конкурентоспособности по данной методике в значительной степени зависит от квалификации эксперта и является во многом субъективным процессом, т.к. интегральный показатель рассчитывается с использованием весов, определяемых экспертами.

Конкурентоспособность организации Р.А. Фатхутдинов [30] предлагает оценивать по четырем основным группам показателей: 1) преимущества во внешней среде (макросреда, инфраструктура региона, микросреда); 2) преимущества во внутренней среде (технологии, организация процессов, ресурсы); 3) преимущества в качестве и ресурсоемкости выпускаемых товаров, новшеств (товары, новшества, услуги); 4) преимущества рынков (по объему рынков, по количеству конкурентов, по оперативности и надежности финансовых операций, по безопасности торговли). Предлагаемые автором показатели учитывают все аспекты деятельности предприятия.

Для интегральной оценки конкурентоспособности предприятий  в статике Фатхутдинов Р.А. предлагает формулу, учитывающую весомость товаров и рынков, на которых они реализуются:

(1.3)


где  аi – удельный вес товара в объеме продаж за анализируемый период;

bj – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации.

Для промышленно  развитых стран значимость рынка  рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран – 0,7, для внутреннего рынка – 0,5.

Kij – конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке, которая рассчитывается по методике Гличева А.В.:

 

 

,

(1.4)


 

где  Пао, Пло – полезный эффект анализируемого и лучшего образца за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта;

Зло, ООО – совокупные затраты за жизненный цикл лучшего и анализируемого объекта, денежная единица;

к1, к2, кn – корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

Недостатком данной методики, является то, что конкурентоспособность  организации отождествляется с конкурентоспособностью его товара, что не всегда корректно. Например, ряд изделий российского военно-промышленного комплекса сегодня вполне конкурентоспособны на самых развитых рынках. Одновременно большинство предприятий, выпускающих эти изделия, находятся в кризисном состоянии. Сегодняшние их достижения закладывались еще в 70-80-е годы. Кризис в экономике страны ухудшил их конкурентный потенциал, снизил перспективы развития. Не исключено, что за счет былой мощи организация с низким конкурентным потенциалом выпускает вполне конкурентоспособные товары. Такая ситуация, как правило, продолжается недолго, такие предприятия выдавливаются из рынка более успешно развивающимися конкурентами. Кроме того, в данной методике значимость рынка определяется субъективно, что снижает достоверность оценки.

Анализ  структуры показателей конкурентоспособности  организаций показывает, что многие авторы в роли оценочных показателей  выбирают финансовые показатели. Однако на практике часты случаи, когда  предприятия, имеющие вполне нормальные финансовые показатели, становились  банкротами. Кроме того, информативность  сведений бухгалтерского и управленческого  учета желает лучшего. Показатели должны отражать эффективность использования  материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов и функциональных аспектов деятельности компании. Показателям  конкурентоспособности предъявляются, кроме названных, следующие требования: информативность, количественность, простота в исчислении, полезность для руководства, обозримость, интерпретируемость, постоянство в течение длительного периода [1, с.121].

1.4. Методы управления конкурентоспособностью предприятия

Конкуренция, как элемент экономической свободы, несет в себе одновременно как  позитивные, так и негативные последствия. В ее условиях побеждает тот, кто  при том же качестве товара имеет  меньшие издержки или при тех  же издержках производит продукцию  более высокого качества. Таким образом, победа в конкурентной борьбе –  не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий.

Конкурентоспособность объекта  определяется по отношению к конкурентному  рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом.

Конкурентоспособность – не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и  для конкурента, а потом победить. Как уже было отмечено ранее, прежде всего, это философия работы в  условиях рынка.

Чтобы сегодня создать  конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать организацию  и управление, но, и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главное при  этом – умение определить и быстро, эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества.

Для повышения конкурентоспособности  необходимо совершенствовать товарную стратегию. Все усилия в организации  и управлении предприятием должны быть направлены на развитие тех его качеств  или реализуемой им продукции, которые  выгодно отличали бы фирму от потенциальных  или реальных конкурентов. Недаром  многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все работники фирмы.

Товарная  стратегия – это разработка направлений  оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для  успешной работы на рынке и обеспечивающего  эффективность деятельности предприятия  в целом.

По своей сущности товар (работы, услуги) является единственным средством получения прибыли  и тем самым основным орудием  конкурентной борьбы, ее материальной основой. Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности  предприятия, через повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции. Как следствие, отметим: если в результате проведения мероприятий продукция выдержит соперничество, то есть потребитель  примет установленную на товар цену, то продукцию (в относительном смысле) можно будет считать действительно  качественной и способной к существованию  на рынке, что и предопределит  конкурентоспособность самой фирмы.

Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, постоянный их поиск как внутри предприятия, так и вовне предопределяют весь набор функций, выполняемых аппаратом  управления предприятия, состав управленческих подразделений, их подходы к разработке хозяйственной стратегии [4, с.43].

В качестве метода повышения  конкурентоспособности на предприятии  необходимо внедрять стратегию управления ценообразованием.

В маркетинговой  деятельности цена выполняет важную функцию: согласование интересов  предприятия и клиентов. При формировании ценовой стратегии необходимо учитывать следующие характерные особенности, которые влияют на процесс ценообразования в сфере торговли и общественного питания:

  • высокая эластичность цен в различных сегментах  рынка;
  • разрыв во времени между моментом установления цены и моментом купли-продажи  продукта;
  • высокая степень влияния конкурентов;
  • значительная степень государственного регулирования в сфере общественного питания, которое часто включает элементы контроля цен;
  • необходимость сезонной дифференциации цен;
  • значительная стоимость операций с услугами предприятий общественного питания.

Повышение конкурентоспособности – верный шаг к успеху предприятия в  сфере его деятельности. Для оценки деятельности предприятия целесообразно  проанализировать и оценить экономический  потенциал, т.е. совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия  и способности к использованию  ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимального  дохода.

Возможным подходом к оценке уровня конкурентоспособности предприятия  является применение аналитического способа, который требует построения матрицы  конкурентоспособности.

В соответствии с полученными  результатами собственных оценок конкурентоспособности  руководители предприятий могут  выбирать действенные меры по улучшению  работы по отдельным направлениям общей  деятельности фирмы.

В целях повышения конкурентоспособности  необходимо обратить внимание на стратегию  продвижения и сбытовую стратегию. Ни одно предприятие не может достичь  превосходства над конкурентами по всем экономическим характеристикам  товара и средствам его продвижения  на рынке. Необходим выбор приоритетов  и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим  способом использующей сильные стороны  деятельности предприятия.

Разработка  и реализация сбытовой стратегии  предполагает решение следующих принципиальных вопросов;

  • выбор каналов сбыта;
  • выбор посредников и определение приемлемой формы работы с ними.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности предприятий торговли по материалам ООО «Миллениум»