Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является проведение оценки конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Миллениум» (г. Чебоксары) и разработка рекомендации по ее повышению.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия торговли 6
1.1.Понятие конкурентоспособности фирмы и уровни
конкурентоспособности 6
1.2. Уровни конкурентоспособности предприятий 10
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.4. Методы управления конкурентоспособностью предприятия 22
Глава 2. Оценка конкурентных позиций ООО Миллениум» 26
2.1. Характеристика предприятия 26
2.2.Анализ финансово-экономического состояния предприятия 31
2.3. Внутренняя и внешняя среда бизнеса 48
2.4. Оценка конкурентоспособности ООО «Миллениум» 62
Глава 3.Стратегия повышения конкурентоспособности
ООО «Миллениум» 70
3.1. Товарная стратегия 70
3.2. Стратегия ценообразования 73
3.3. Сбытовая стратегия 76
3.4. Стратегия продвижения 78
3.5. Бюджет маркетинга 80
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложения 91
Большинство методов оценки конкурентоспособности организаций основаны на применении различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т.д. Так, А. В. Бандурин [4] за основные показатели конкурентоспособности фирмы предлагает принимать:
Конкурентоспособность – это та особая зона, в которой в известных пределах интересы производителей и потребителей сходятся. Следовательно, при оценке конкурентоспособности учитываются не только совокупность показателей, относящихся в основном к сфере заключения сделок и эксплуатации товара, но и другие критерии (комплекс условий его реализации, возможности поставок, сервисного обслуживания, утилизации и др.), важные для потребителей конкретного рынка.
И. Ансофф [3] предлагает для оценки конкурентоспособности предприятия выбирать систему показателей эффективности производственной деятельности предприятия, финансового положения предприятия (2), эффективности организации сбыта и продвижения товара (3), конкурентоспособности товара (4) и эффективности инновационного проекта (5). Интегральный показатель конкурентоспособности автор получает методом теории желательности. Общий показатель конкурентоспособности (К) предприятия рассчитывается в виде средней геометрической взвешенной:
(1.1) |
где - коэффициенты весомости показателей эффективности; - частные показатели эффективности деятельности предприятия.
При равенстве
коэффициентов весомости
(1.2) |
В данной методике учитывается большое число факторов, влияющих на конкурентный статус предприятия. Однако методика не лишена субъективизма, так как количественный показатель сначала субъективно переводится в качественный, а затем по шкале Харрингтона опять в количественный. Кроме того, если предприятие имеет абсолютно неприемлемый критерий по какому-либо показателю, то ему присваивается нулевое значение функции желательности. В этом случае из-за равенства нулю частной функции желательности уровень конкурентоспособности также равняется нулю. Достоверность оценки конкурентоспособности по данной методике в значительной степени зависит от квалификации эксперта и является во многом субъективным процессом, т.к. интегральный показатель рассчитывается с использованием весов, определяемых экспертами.
Конкурентоспособность организации Р.А. Фатхутдинов [30] предлагает оценивать по четырем основным группам показателей: 1) преимущества во внешней среде (макросреда, инфраструктура региона, микросреда); 2) преимущества во внутренней среде (технологии, организация процессов, ресурсы); 3) преимущества в качестве и ресурсоемкости выпускаемых товаров, новшеств (товары, новшества, услуги); 4) преимущества рынков (по объему рынков, по количеству конкурентов, по оперативности и надежности финансовых операций, по безопасности торговли). Предлагаемые автором показатели учитывают все аспекты деятельности предприятия.
Для интегральной
оценки конкурентоспособности
|
(1.3) |
где аi – удельный вес товара в объеме продаж за анализируемый период;
bj – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации.
Для промышленно развитых стран значимость рынка рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран – 0,7, для внутреннего рынка – 0,5.
Kij – конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке, которая рассчитывается по методике Гличева А.В.:
|
(1.4) |
где Пао, Пло – полезный эффект анализируемого и лучшего образца за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта;
Зло, ООО – совокупные затраты за жизненный цикл лучшего и анализируемого объекта, денежная единица;
к1, к2, кn – корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.
Недостатком данной методики, является то, что конкурентоспособность организации отождествляется с конкурентоспособностью его товара, что не всегда корректно. Например, ряд изделий российского военно-промышленного комплекса сегодня вполне конкурентоспособны на самых развитых рынках. Одновременно большинство предприятий, выпускающих эти изделия, находятся в кризисном состоянии. Сегодняшние их достижения закладывались еще в 70-80-е годы. Кризис в экономике страны ухудшил их конкурентный потенциал, снизил перспективы развития. Не исключено, что за счет былой мощи организация с низким конкурентным потенциалом выпускает вполне конкурентоспособные товары. Такая ситуация, как правило, продолжается недолго, такие предприятия выдавливаются из рынка более успешно развивающимися конкурентами. Кроме того, в данной методике значимость рынка определяется субъективно, что снижает достоверность оценки.
Анализ
структуры показателей
1.4. Методы управления конкурентоспособностью предприятия
Конкуренция,
как элемент экономической
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкурентному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом.
Конкурентоспособность – не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Как уже было отмечено ранее, прежде всего, это философия работы в условиях рынка.
Чтобы сегодня создать
конкурентоспособное
Для повышения
Товарная стратегия – это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.
По своей сущности товар
(работы, услуги) является единственным
средством получения прибыли
и тем самым основным орудием
конкурентной борьбы, ее материальной
основой. Организационные меры, направленные
на повышение
Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, постоянный их поиск как внутри предприятия, так и вовне предопределяют весь набор функций, выполняемых аппаратом управления предприятия, состав управленческих подразделений, их подходы к разработке хозяйственной стратегии [4, с.43].
В качестве метода повышения конкурентоспособности на предприятии необходимо внедрять стратегию управления ценообразованием.
В маркетинговой деятельности цена выполняет важную функцию: согласование интересов предприятия и клиентов. При формировании ценовой стратегии необходимо учитывать следующие характерные особенности, которые влияют на процесс ценообразования в сфере торговли и общественного питания:
Повышение конкурентоспособности – верный шаг к успеху предприятия в сфере его деятельности. Для оценки деятельности предприятия целесообразно проанализировать и оценить экономический потенциал, т.е. совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия и способности к использованию ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимального дохода.
Возможным подходом к оценке
уровня конкурентоспособности
В соответствии с полученными результатами собственных оценок конкурентоспособности руководители предприятий могут выбирать действенные меры по улучшению работы по отдельным направлениям общей деятельности фирмы.
В целях повышения
Разработка и реализация сбытовой стратегии предполагает решение следующих принципиальных вопросов;