Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является проведение оценки конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Миллениум» (г. Чебоксары) и разработка рекомендации по ее повышению.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия торговли 6
1.1.Понятие конкурентоспособности фирмы и уровни
конкурентоспособности 6
1.2. Уровни конкурентоспособности предприятий 10
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.4. Методы управления конкурентоспособностью предприятия 22
Глава 2. Оценка конкурентных позиций ООО Миллениум» 26
2.1. Характеристика предприятия 26
2.2.Анализ финансово-экономического состояния предприятия 31
2.3. Внутренняя и внешняя среда бизнеса 48
2.4. Оценка конкурентоспособности ООО «Миллениум» 62
Глава 3.Стратегия повышения конкурентоспособности
ООО «Миллениум» 70
3.1. Товарная стратегия 70
3.2. Стратегия ценообразования 73
3.3. Сбытовая стратегия 76
3.4. Стратегия продвижения 78
3.5. Бюджет маркетинга 80
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложения 91
Как свидетельствуют данные таблицы 2.21, деловая активность ООО «Миллениум» за отчетный период улучшилась. Основным показателем, свидетельствующем об улучшении деловой активности предприятия, является длительность финансового цикла, чем она выше, тем выше потребность организации в оборотных средствах. Длительность финансового цикла ООО «Миллениум» за исследуемый период снизилась на 9,97 дней в результате снижения периода оборота дебиторской задолженности.
2.3. Внутренняя и внешняя среда бизнеса
Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой те самые «не поддающиеся контролю» факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать.
Рассмотрим влияние данных факторов на деятельность ООО «Миллениум».
Социально - демографические факторы.
Изучение демографических
По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 мая 2011г. составила 141,9 млн.человек и с начала года уменьшилась на 41,7 тыс.человек, или на 0,03% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 50,4 тыс.человек, или на 0,04%).
Естественная убыль населения в январе-апреле 2011г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2010г. на 24,2 тыс.человек. Миграционный прирост на 61,2% компенсировал численные потери населения.
Реальные располагаемые
Среднемесячная начисленная заработная плата в феврале 2011г., по предварительным данным, составила 21082 рубля и по сравнению с февралем 2010г. выросла на 12,1%.
В целом, социально – демографическая ситуация является достаточно благоприятной для развития торговой организации ООО «Миллениум», поскольку в 2012 году наблюдается рост платежеспособного населения и невысокий уровень безработицы.
В январе 2012г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 85%, работников образования - 72% (в январе 2011г. - соответственно 93% и 78%).
Просроченная задолженность по
заработной плате (по данным, полученным
от организаций, кроме субъектов
малого предпринимательства). Суммарная
задолженность по заработной плате
по кругу наблюдаемых видов
Объем просроченной задолженности
по заработной плате, сложившийся на
1 марта 2011г., составлял менее 1% месячного
фонда заработной платы работников
наблюдаемых видов
Политические факторы.
К политическим факторам относятся, прежде всего, нормативные акты, принимаемые государственными органами, контроль со стороны государства за их соблюдением, а также разного рода общественные организации и объединения.
ООО «Миллениум» осуществляет свою деятельность в соответствие с законодательством РФ. Предприятие в полной мере соблюдает все законодательные и нормативные акты, как общего, так и отраслевого деления.
Предприятие имеет лицензию В 376699 №79 от 11 июля 2010 года на осуществление оптовой продажи алкогольной продукции.
В настоящее время состояние политической и законодательной среды в городе Чебоксары в частности и в России в целом достаточно стабильно, что благоприятно сказывается на работе ООО «Миллениум».
Негативно
отражается на работе предприятия ситуация
на почве принятия новой законодательной
базы в части продажи
Научно – технические факторы.
Факторы научно-технического прогресса всегда должны быть в поле зрения маркетинга. Служба маркетинга ООО «Миллениум» прилагает все возможные усилия по выявлению направлений разработок и изысканию альтернативных вариантов деятельности предприятия. В связи с этим неизбежен рост затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Отличительной особенностью современного этапа развития коммуникации с потребителем становится поиск новых форм представления товара на рынке - в первую очередь, упаковки. В условиях ограничений на телевизионную рекламу пива, которые существенно затруднили вывод и поддержку новых марок, производители перенесли акцент с запуска новых брендов на поддержание интереса к уже известным. Это привело к развитию менее затратных атрибутов, не затрагивающих продукт как таковой: новые типы упаковок (алюминиевая бутылка), отвинчивающаяся и рельефная крышка, пробка с кольцом и прочее. Очевидно, что эти тенденции влияют и на рыночные предпочтения потребителей пива в отношении различных видов тары.
Компания ООО «Миллениум»
Проведение научно-
ООО «Миллениум» следит за всеми новыми разработками, научными достижениями, новыми техническими решениями и старается использовать их в своей работе.
В августе 2013 года планируется поездка в Санкт-Петербург ведущих специалистов предприятия на конференцию, посвященную повышению эффективности работы дистрибьюторских компаний. Таким образом, научно-техническая среда оказывает положительное влияние на деятельность предприятия.
Природные факторы.
В России сезонность продаж играет важную роль в определении стратегии и тактики компаний в отношении вывода и поддержки своих брендов. Пик продаж в нашей отрасли приходится на июль месяц, за которым сразу следует постепенное снижение объемов продаж, которое продолжается вплоть до октября (см. рис. 2.22).
Рисунок 2.22. Характеристика сезонности продаж в пивоваренной отрасли в 2006-2011 гг.
Знание характера сезонности продаж важно для регулирования оперативного планирования в деятельности предприятий. Так, например, в летние месяцы существенно увеличивается спрос на пиво в более крупных упаковках - преимущественно, ПЭТ. Также, сезонность влияет на распределение предпочтений потребителей между «легкими» и «крепкими» сортами. Это обстоятельства, безусловно, учитывается производителями при реализации своих маркетинговых кампаний в различных регионах России.
Таким образом, природные факторы имеют непосредственное влияние на предприятие, поскольку продажи пива в России имеют сезонный характер. В последние годы климатические условия весьма благоприятны для предприятия, поскольку климатическая ситуация в Центральном регионе способствует не большому снижению продаж даже в зимние месяцы.
ООО «Миллениум» не осуществляет производственную деятельность, поэтому предприятие не является загрязняющим природную среду.
К основным рискам, связанным с природными факторами в работе ООО «Миллениум» относится удорожание энергоресурсов, поскольку уровень потребления электроэнергии холодильными установками, использующимися в работе предприятия достаточно высок. Для минимизации расходов на электроэнергии предприятию предлагается установить автоматические системы энергосбережения.
Экономические факторы.
Согласно данным Федерального агентства государственным статистики, в 2011 году в России было продано 892 млн. дал пива, что составило 6,0% роста относительно 2010 года. С экономической точки зрения начало прошлого 2011 г. было одним из самых «слабых» за все предыдущие годы, что дало повод аналитикам говорить о практически полном насыщении рынка, и о весьма умеренных темпах его дальнейшего роста. Вместе с тем, динамика первых месяцев 2010 г. стала очередной неожиданностью даже для специалистов. Очень холодная зима почти на всей территории России крайне негативно сказалась на экономических показателях пивоваренной отрасли в первые месяцы 2010 г.; так, в январе падание производства по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составило 12,4%. Такого «низкого» старта в начале года отрасль не показывала с советских времен (см. рис. 2.23).
Рисунок 2.23. Сравнительная характеристика динамики роста продажи пива за 2009-2011 гг.
Сравнивая динамику роста производства за последние 3 года, важно отметить, что и в 2011, и в 2010 гг. индустрия, после относительно слабых показателей в начале года, в последующие месяцы восстанавливала свою динамику в рамках существовавших ранее прогнозов, т.е. развитие отрасли в течение года шло по восходящей траектории. Такой эффект зачастую вызывает комментарии, что базовой причиной этого роста является сезонный фактор, т.е. увеличение продаж в период «зима-лето» формирует увеличение роста производства в отрасли, что является в достаточной степени ошибочным мнением. Во-первых, в последние годы можно было наблюдать самый различный характер развития отрасли. Так, например, динамика темпов роста производства в 2010 г. относительно рассматриваемых отчетных периодов 2003 г., напротив, развивалась по «нисходящей» траектории, т.е. с прямо противоположенной тенденцией по сравнению с 2011-2010 гг. Во-вторых, резкие колебания в темпах роста производства в пределах одного или нескольких месяцев могут объясняться «климатическим» фактором (например, суровыми морозами в начале текущего года); при этом влияние данного фактора зачастую носит локальный характер. Это говорит о том, что хотя сезонность и оказывает влияние на объемы продаж в тот или иной период, но она не является значимым фактором, определяющим характер развития отрасли в течение года в целом (в отличие от таких существенных показателей и макроэкономических процессов, как среднедушевой доход населения, соотношение цен на крепкий и слабый алкоголь, инфляция, налоговая полтика государства, валютное и таможенно-тарифное регулирование).
Предварительные итоги первого полугодия 2010 г., в целом, подтвердили наметившиеся тенденции развития рынка тарированного пива в более ранние периоды. Наиболее ярко выраженные и устойчивые тенденции шести месяцев 2010 г. - это укрепление позиций «лицензионного» сегмента и снижение доли «среднеценового» пива, продолжающееся падение относительных продаж «ст. бутылки» среди различных видов тары, и увеличение популярности «легкого» пива.
Таким образом, из приведенных данных можно сделать вывод о том, что экономическая ситуация в пивной индустрии в частности весьма благоприятна для ООО «Миллениум», поскольку доли продаж пивной продукции растут с каждым годом, развиваются как отечественные так и зарубежные бренды, растет спрос на продукцию высокого ценового сегмента.
Итак, подводя итоги анализу макросреды деятельности ООО «Миллениум» можно сделать вывод о том, что предприятие функционирует в условиях достаточно благоприятного внешнего воздействия. Все вышеперечисленные факторы как социально – экономического, так и отраслевого характера способствуют развитию предприятия в рыночной среде.
ООО «Миллениум» является официальным представителем крупнейшей интернациональной компании – производителя пивоваренной продукции ОАО «СанИнБев», который и является основным поставщиком товарных ресурсов для исследуемого предприятия. Компании ОАО «СанИнБев» появилась в результате стратегического альянса между бельгийским холдингом «Интербрю» и бразильской компанией «АмБев». «САН Интербрю» входит в состав компании «ИнБев» и представляет интересы это компании на российском рынке. Компания «САН Интербрю» закончила 2011 год с рекордной для нее долей рынка - 17,8%, при росте объемов продаж на уровне 20,9%. Активность компании в 1-м полугодии 2010 г. по поддержке своих ведущих брендов подтверждает, что компания не собирается останавливаться на достигнутом. Так, во втором квартале было объявлено о начале новой рекламной кампании пива марки «Толстяк». Также «САН Интербрю» продолжает работу по модернизации системы дистрибуции на основе высокотехнологичных решений. Компания осуществляет плановое внедрение систем мобильной торговли на территории всей России. Ранее компания уже реализовала эти планы в Ивановской, Тульской, Тверской, Владимирской, Смоленской, Калужской областях после успешного внедрения этой системы в Московском регионе. Теперь успешно завершен проект по автоматизации торговых представителей. ООО «Миллениум» представляет на ранке такие бренды как: «Стела Артуа», «Старопрамен», «Толстяк», «Бак», «Баг - бир», «Сибирская корона», «Клинское» и др.
Объемы поставок пива различных марок за четыре рабочих квартала предприятия представлены на рисунке 2.24.
Рис. 2.24. Объемы поставок пива различных марок за четыре рабочих квартала
Таким образом, данные рисунка 2.24 свидетельствуют о том, что торговая марка «Толстяк» занимает лидирующее положение при завозе товаров в ООО «Миллениум», далее следуют марки «Клинское» и «Стела Артуа».
Рассмотрим объемы поступаемых товаров в ООО «Миллениум» в зависимости от упаковки пивной продукции.
Рис. 2.25. Поступление пивной продукции в ООО «Миллениум» в зависимости от упаковки
Рассмотрим условия, на которых работает исследуемое предприятие со своим основным поставщиком.
Таким образом, данные рисунка 2.25 свидетельствуют о том, что в общем объеме поступаемых товаров в ООО «Миллениум» большую долю занимает фасованное пиво.
Между ООО «Миллениум» и ОАО «СанИнБев» заключен договор о дистрибьюции. По условиям данного договора в обязанности дистрибьютора (ООО «Миллениум») входит реализация пива всем марок производимых головной компании оптом и в розницу конечным потребителям. Дистрибьютор, по условиям вышеуказанного договора, самостоятельно отвечает за любые расходы, которые он несет по ведению своей деятельности. Эти расходы включают государственные или местные сборы за регистрацию, лицензии, налоги и рекламную деятельность.