Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 06:00, курсовая работа
В современных условиях для отечественных кондитерских предприятий наиболее остро встает вопрос о снижении себестоимости и увеличении прибыли. Известно, что эти наиболее важные показатели работы предприятия тесно связаны. От того, сможет ли руководство предприятия эффективно управлять себестоимостью и прибылью, во многом зависят конечные результаты его деятельности. У каждого кондитерского предприятия есть свои особенности, но для любого из них необходимы точный учет и эффективное управление вышеназванными показателями. Это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на экономические результаты его работы. Поэтому необходимо разработать эффективную систему управления себестоимостью и прибылью, которая позволит с небольшими трудозатратами прорабатывать множество разнообразных вариантов изменения себестоимости и прибыли и принимать оптимальные управленческие решения.
Введение.......................................................................................................................3
1. Экономическое значение и роль себестоимости продукции в производственном процессе..................................................................................5-24
1.1. Особенности и специфика формирования себестоимости продукции на предприятиях пищевой отрасли.................................................................................5
1.2. Методика определения снижения себестоимости продукции.......................15
1.3. Основные направления снижения себестоимости продукции за счет внедрения новых технологий...................................................................................19
2. Анализ снижения себестоимости на предприятии ЗАО «АМТА»..............25-56
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели.......................................................................................25
2.2. Анализ технологий производства кондитерских изделий..............................31
2.3. Анализ влияния факторов на величину материальных затрат.......................39
2.4. Анализ себестоимости товарной продукции по статьям калькуляции на основе методики калькулирования затрат..............................................................44
3. Пути снижения себестоимости продукции кондитерских изделий на предприятии ЗАО «АМТА»................................................................................57-64
3.1. Резервы снижения себестоимости продукции.................................................67
3.2. Снижение себестоимости продукции за счет внедрения новых технологий, как фактор повышения эффективности деятельности предприятия....................62
3.3. Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий.......62
Заключение.................................................................................................................65
Список использованных источников.......................................................................68
Основное направление деятельности - производство кондитерских изделий: конфеты, карамель, печенье, вафли, торты, пирожные, набор конфет. Кондитерская фабрика способна вырабатывать до 600 тонн кондитерских изделий в месяц и 7200 тонн в год. Стоимость основных и оборотных средств фабрики, в ценах на 1 января 2009 года, составляет 56,04 млн. рублей. Годовой оборот - более 150 млн. рублей.
Численность работающих на предприятии в 2008 году составила 470 человек. На предприятии имеется пять цехов основного производства: карамельный, бисквитный, конфетно-розничный, кондитерский и заготовительный и 8 цехов вспомогательного производства: транспортный, механический, стройгруппа, электроцех, теплоцех, компрессорный, картонажный и котельная. Производственная мощность предприятия – 14050 тонн кондитерских изделий в год. За 2008 год произведено и реализовано 5927 тонны кондитерских изделий. Темп роста составил 109,1% к уровню 2002 года (5433 тонн в 2002 году). Основная часть оборудования установлена на предприятии с 1971 года. На предприятии имеется парк грузовых автомашин, насчитывающих 24 единиц, в том числе 11 автофургонов для перевозки кондитерских изделий.
Рис. 7. Сбыт продукции ЗАО «АМТА»
Данные рис. 7. показывают, что сбыт продукции в большей степени осуществляется в следующие регионы: Иркутская область 16,3%, Читинская область 12,8%, Бурятия 64,2% от общего объема. В том числе, в г. Улан-Удэ было реализовано 45% от общего количества.
Подводя итоги, отметим, что предприятие является рентабельным, на протяжении ряда лет работает с прибылью.
Таблица
2.1.
Основные
технико-экономические | ||||||||
Показатели |
Ед. изм. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Отклонения 2007г. к 2006г. | Отклонения
2008г.
к 2007г. | ||
абс. | отн.,
в % |
абс. | отн., в % | |||||
1. Товарная продукция | тыс. руб. | 402735 | 436521 | 468765 | 33786 | 8,4 | 32244 | 7,4 |
2. Реализованная продукция | тыс. руб. | 401756 | 435852 | 462700 | 35096 | 8,8 | 26848 | 6,2 |
3. Среднегодовая стоимость основных фондов | тыс. руб. | 52765 | 55964 | 57872 | 3199 | 6,1 | 1908 | 3,4 |
4. Фондоотдача основных фондов | руб./
руб. |
7,6 | 7,8 | 8,1 | 0,2 | 2,6 | 0,3 | 3,8 |
5.Среднесписочная численность всего, в т.ч. работающих, рабочих | чел. | 469 | 498 | 440 | 29 | 6,2 | -58 | 11,6 |
6.
Среднегодовая выработка, в т. |
тыс. руб. | 858,7 | 876,5 | 1065,4 | 17,8 | 2,1 | 188,9 | 21,6 |
7. Фонд оплаты труда, в т.ч. работающих | тыс. руб. | 3658,2 | 4880,4 | 5456 | 1222,2 | 33,4 | 575,8 | 11,8 |
8.
Среднегодовой уровень оплаты
труда, в т.ч. на одного |
руб. | 7800 | 9800 | 12400 | 2000 | 25,6 | 2600 | 26,5 |
9.
Себестоимость продукции ( |
тыс. руб. | 401345 | 416545 | 425615 | 15200 | 3,8 | 9070 | 2,2 |
10.Материалоемкость продукции (работ, услуг) | руб./
руб. |
0,94 | 0,63 | 0,55 | -0,31 | 33 | -0,08 | 12,7 |
11. Затраты на 1 рубль продукции (работ, услуг) | руб./
руб. |
0,97 | 0,95 | 0,9 | -0,02 | 2,1 | -0,05 | 5,3 |
12.
Прибыль от реализации |
тыс. руб. | 32587,5 | 38235,5 | 44589,3 | 5648 | 14,7 | 6353,8 | 14,2 |
13.Балансовая прибыль | тыс. руб. | 45672,8 | 48635,6 | 50654,5 | 2962,8 | 6,5 | 2018,9 | 4,2 |
14. Рентабельность продукции | % | 8,2 | 9,6 | 12 | 1,4 | 17 | 2,4 | 25 |
Данные, представленные в таблице 2.1. показывают, что показатель товарной продукции в 2007 г., по сравнению с 2006 г., возрос на 33786 тыс. руб. (на 8,4%). Это связано с ростом благосостояния населения, увеличением числа населения имеющего средний и высокий уровень достатка, а именно они являются основными потребителями кондитерской продукции. В 2008г., по сравнению с 2007 г., темп роста составил 32244 тыс. руб. (7,4%) за счет частичного перевооружения активных основных фондов, приобретения новейшего фасовочного оборудования, что позволило выпустить в продажу фасованные конфеты 0,2-0,3 кг., запуска новейших кондитерских линий, так как продукция этого цеха занимает наибольший удельный вес в общем объеме производства.
Реализованная продукция в 2007 г. увеличилась на 35096 тыс. руб. (на 8,8%) по сравнению с 2006 г., и в 2008 г. на 26848, что составило 6,2% по сравнению с 2007 г. Причиной увеличения послужило усиление конкурентоспособных позиций на рынке и установление предприятием сравнительно небольших цен на продукцию.
По данным таблицы, можно сделать вывод о росте основных производственных фондов на предприятии, среднегодовая стоимость которых с каждым годом возрастает. В 2007 году, по сравнению с 2006, она увеличилась на 3199 тыс. руб. (на 6,1%), а в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась на 1908 тыс. руб. (на 3,4%). Увеличение стоимости основных производственных фондов связано с запуском нового дорогостоящего оборудования.
Обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондоотдача. По данным таблицы видно, что она увеличилась в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, на 0,2 руб. (на 2,6%). В 2008 году она снова увеличилась, по сравнению с 2007 годом на 0,3 руб. (на 2,8%). Увеличение фондоотдачи связано, прежде всего, с повышением производительности активной части ОПФ из-за внедрения в производство нового оборудования, а также фасовочных установок. Улучшилась структура основных фондов, повысился вес их активной части, рационализировалось соотношение различных видов оборудования. Ускорилось освоение вновь вводимых мощностей, часть ручного труда заменилась машинным. Все это повлияло на рост фондоотдачи. Повышение фондоотдачи свидетельствует о том, что вновь вводимые фонды экономически эффективны, целесообразно внедряются в технологический процесс при максимальной их загрузке.
Среднесписочная численность работников предприятия в 2007 году увеличилась на 29 человек, по сравнению с 2006 годом (на 6,2%), а в 2008, по сравнению с 2007 годом, уменьшилась на 58 (11,6%) человек. В 2007 году рост среднесписочной численности обусловлен расширением и совершенствованием производства, его технической оснащенности, изменением отраслевой структуры, появлением рабочих мест, на которых необходима инженерная подготовка, а также возрастающей сложностью выпускаемой продукции. В 2008 году значительное сокращение персонала произошло в связи с вводом новой линии машин, где один человек может обслуживать одновременно две машины. Произошла автоматизация кондитерского и карамельного цехов.
Повысилась и выработка продукции на одного рабочего в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 17,8 руб. (2,1%), а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 188,9руб. (21,6%). Причиной повышения среднегодовой выработки послужило снижение среднесписочной численности работников предприятия. А также значительный рост выработки связан с факторами ускорения НТП, изменением технического уровня производства, внедрением новый высокоэффективной техники.
Фонд оплаты труда возрос в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, на 1222,2 тыс. руб. (33,4 %), а в 2008 увеличился на 575,8 тыс. руб. (11,8%), по сравнению с 2007 годом. Рост фонда оплаты труда связан с увеличением средней заработной платой, а также с повышением уровня производительности труда
По данным таблицы видно, что наряду с ростом фонда оплаты труда, возрастает и среднегодовой уровень оплаты труда. В 2007 году средняя заработная плата увеличилась на 2000 руб. (на 25,6 %), по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году на 2600 руб. (на 26,5%), по сравнению с 2007 годом. Рост средней заработной платы обусловлен повышением прожиточного минимума, а также с вводом 1.02.02. «Положения о премировании и применением прогрессивной формы оплаты труда».
Себестоимость продукции в 2007 г. увеличилась на 15200 тыс. руб.(3,8%) по сравнению с 2006 г., а в 2008 г. – на 9070 тыс. руб. (2,2%). Это связано с увеличением объема производства кондитерских изделий. Этот фактор был причиной повышения по всем элементам затрат и, прежде всего, материальным затратам и заработной плате.
Снижение материалоемкости
Снижение Затрат на 1 рубль продукции в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составило 2,1%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. – 5,3%. Оно обусловлено опережающим ростом выручки от реализации продукции над ростом затрат.
Прибыль от реализации
Прибыль – основной оценочный показатель хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Данные показывают, что балансовая прибыль в 2007 году составила 28553,56 тыс. руб., что на 1703,31 тыс. руб. (на 5,9 %) больше чем в 2006 году. А в 2008 году увеличилась на 5803,13 тыс. руб. (на 16,9%), по сравнению с 2007 годом за счет увеличения объемов товарной продукции, расширения ассортимента и повышения цен на продукцию.
Рентабельность в 2007 году увеличилась на 1,4%, по сравнению с 2006 годом, и была равной 9,6%. В 2008 году показатель рентабельности увеличился на 2,4%, по сравнению с 2007 годом, и составил 12%. Данное изменение произошло в результате увеличения чистой прибыли.
Таким образом, на основании анализа основных
технико-экономических показателей видно,
что постоянный рост объемов производства
и реализации продукции, увеличение фондоотдачи,
рентабельности продукции – все это говорит
об улучшении финансово-экономического
состояния и стабильности предприятия
ЗАО «АМТА».
2.2.
Анализ технологий производства
сдобного печенья
Как показывает статистика, в производстве мучных кондитерских изделий производство печенья занимает наибольший удельный вес. Его выработка составляет более 45% от общего объема производства мучных кондитерских изделий.
Печенье — мучное кондитерское изделие различной формы, небольшой толщины, низкой влажности, пористое. Изготавливают его из муки, сахара, жира, яичных и молочных продуктов, ароматизирующих веществ и разрыхлителей. Печенье вырабатывают из различного типа теста: сахарное — из пластичного теста, затяжное — из упруго-пластично-вязкого теста, крекеры и галеты — упруго-пластично-вязкого дрожжевого теста.
Ассортимент сдобного печенья обусловлен различными размерами, формой, отделкой, вкусом. В зависимости от вида печенья его вырабатывают из сбивного или пластичного теста. Различные свойства теста достигаются разным содержанием сахара и жира и технологическими условиями его приготовления и обработки.
В зависимости от состава, соотношения сырья и вида теста сдобное печенье подразделяют на песочное, сбивное, ореховое и сухарики. К сдобному печенью относятся также несколько сортов изделий, основой которых является заварной полуфабрикат, изготавливаемый по технологии заварных пирожных («Мечта», «Каштаны»).
Технологические схемы производства различных групп сдобного печенья отличаются способами приготовления и формования теста.
Рассмотрим более подробно производство песочного печенья с технологической точки зрения и с точки зрения оснащения оборудованием. Печенье подразделяется на два вида: песочно-выемное и песочно-отсадочное.
Песочно-выемное сдобное печенье содержит большое количество жира и сахара и готовится из пластичного теста. Замешивают тесто в универсальных месильных машинах с Z— образными лопастями.
Сырье загружают в месильную машину в определенной последовательности и перемешивают в течение 10 — 15 минут. Затем добавляют яичный порошок или меланж при необходимости, сгущенное молоко и воду и вновь перемешивают 5 — 8 минут, после чего вносят муку, сироп глюкозы и крахмал и всю смесь перемешивают еще 2 — 4 минуты.
При механизированной формовке на ротационных машинах замес теста проходит несколько иначе, но учитывая, что основная масса изделий на мелких предприятих выпускается ручным способом, мы более детально остановимся именно на этом варианте.
При формовании теста ручным способом готовое тесто кусками массой 7 — 8 кг раскатывают скалкой на столе вручную. Стол и скалку предварительно подпыливают мукой, кусок теста разминают на столе рукой, а затем раскатывают в двух направлениях до получения равномерного пласта толщиной около 5мм. Специальными фигурными выемками вырезают заготовки печенья, которые затем выпекаются в печах различных моделей.
Оборудование, необходимое для организации такого производства — это обычный Z-образный тестомес. Такие машины широко распространены и применяются для замешивания не только теста для песочного печенья, но и для дрожжевого, недрожжевого, крутого бараночного, теста для пельменей, и даже для промешивания колбасного фарша. Месильное корыто и крышка выполнены из нержавеющей стали, лопасти литые Z — образные. Машины выпускаются в двух исполнениях: с рубашкой — для охлаждения (нагрева) продукта, и без рубашки. Различные скорости вращения лопастей (передней и задней) приводят к более равномерному замесу теста, интенсифицируют процесс замеса, предотвращают налипание теста на лопасти.
Для процесса формовки (вырубки) существуют разнообразные фигурные вырубки из белой жести. Большой выбор форм («ромашка», «бабочка», «грибок», «елочка», «комета», «облако», карточная тема: «крести», «пики» и т. д. ) позволяет вырабатывать печенье различных форм, что приводит к увеличению ассортимента выпускаемых изделий.
Информация о работе Снижение себестоимости продукции за счет внедрения новых технологий