Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:13, курсовая работа
Управление муниципальной собственностью – процесс сложный и многогранный. Поэтому очевидно, что механизм управления, порядок реализации правомочий собственника органами местного самоуправления муниципальных образований, а также их компетенция в сфере управления муниципальной собственностью требуют особенно тщательного, детального регулирования нормами права. Не вызывает сомнений необходимость формирования стройной базовой системы правовых актов на федеральном уровне и уровне субъектов РФ и ее совершенствования. Однако, наибольшая конкретизация в вопросах управления муниципальным имуществом присуща все же нормативным актам, принимаемым на местном уровне.
Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие муниципальной собственности в российском
законодательстве……………………………………………………………..6
1.1 Становление и развитие института права муниципальной
собственности в российском законодательстве…………………….……..6
1.2 Муниципальная собственность как экономическая катего-рия…………..15
Глава 2. Управление муниципальной собственно-стью……………………………..20
2.1 Управление собственностью, закрепленной за муниципаль-
ными унитарными предприятиями и муниципальными
учреждениями ……………………………..………………………………20
2.2 Управление муниципальной собственностью, входящей в
состав муниципальной каз-ны……..……………………………………….26
2.3 Органы местного самоуправления (уполномоченные
ими органы) по вопросам управления муниципальной
собственностью…………………………..…………………………………31
Глава 3. Совершенствование арендных отношений в процессе исполь-
зования земель, входящих в муниципальную собственность
на территории города Артёма………………………………………………40
3.1 Муниципальная земельная политика…………………………………….. 40
3.2 Дальнейшее совершенствование муниципальной политики в
сфере аренды земельных участков на территории
города Артёма……………………………………………………………….51
Заключение……………………………………………………………………….……56
Список используемых источников литературы……………………………………..60
Приложения……………………………………………………………………………64
59
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
АТТЕСТАЦИОННАЯ
РАБОТА
на тему:
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (на примере муниципального образования города Артёма)»
Допущена к защите: Выполнил: Исакова М.В.,
Зав. кафедрой ГиМС ИППК ДВАГС
к.т.н., доцент вышения квалификации по
О. А. Усольцева_________________
подпись муниципальное управление»
_________________ Научный руководитель: Захарова Т.И., зав. дата кафедрой политологии и политического
управления, к.п.н., доцент
Хабаровск
2001 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие муниципальной собственности в российском
законодательстве……………………………………
1.1 Становление и развитие института права муниципальной
собственности в российском законодательстве…………………….……..6
1.2 Муниципальная собственность как экономическая категория…………..15
Глава 2. Управление муниципальной собственностью……………………………..20
2.1 Управление собственностью, закрепленной за муниципаль-
ными унитарными предприятиями и муниципальными
учреждениями ……………………………..………………………………20
2.2 Управление муниципальной собственностью, входящей в
состав муниципальной казны……..……………………………………….26
2.3 Органы местного самоуправления (уполномоченные
ими органы) по вопросам управления муниципальной
собственностью…………………………..…………
Глава 3. Совершенствование арендных отношений в процессе исполь-
зования земель, входящих в муниципальную собственность
на территории города Артёма………………………………………………40
3.1 Муниципальная земельная политика…………………………………….. 40
3.2 Дальнейшее совершенствование муниципальной политики в
сфере аренды земельных участков на территории
города Артёма………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников литературы……………………………………..60
Приложения……………………………………………………
Введение
Муниципальная собственность – одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования. Энциклопедический юридический словарь дает следующее определение правовой категории «собственность» - это «принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам – коллективам или индивидам – в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности»[1]. Конституция Российской Федерации (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 9), а вслед за ней и Гражданский кодекс РФ (ст.ст. 212, 215) признает и гарантирует ряд равноправных форм собственности, в числе которых находится и муниципальная.
Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются также Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Категория «имущество» является одной из центральных и фундаментальных категорий гражданского права. Гражданское право, начиная со времен Древнего Рима, не может обходиться без этой категории. Однако, категория «имущество» по разным причинам неоднозначно трактуется в отечественном праве. До сих пор слово «имущество» употребляют вместо слова «вещь», а вместо слова «имущество» – слово «собственность». Чтобы уточнить содержание категории «имущество», вновь обратимся к энциклопедическому юридическому словарю: «Имущество – понятие, применяемое для обозначения совокупности вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности лица (физического или юридического), государства или муниципального образования…»[2].
Состояние научной разработки темы. Управление муниципальной собственностью – процесс сложный и многогранный. Поэтому очевидно, что механизм управления, порядок реализации правомочий собственника органами местного самоуправления муниципальных образований, а также их компетенция в сфере управления муниципальной собственностью требуют особенно тщательного, детального регулирования нормами права. Не вызывает сомнений необходимость формирования стройной базовой системы правовых актов на федеральном уровне и уровне субъектов РФ и ее совершенствования. Однако, наибольшая конкретизация в вопросах управления муниципальным имуществом присуща все же нормативным актам, принимаемым на местном уровне.
Управлению муниципальным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципальной собственности, закрепленной за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, а также недвижимого имущества, входящего в состав муниципальной казны. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет в общем виде субъектов управления муниципальной собственностью и их основные полномочия. Законодательство, подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также нормативные акты, принимаемые на местном уровне, предоставляют органам местного самоуправления, а также уполномоченным ими органам обширные полномочия в сфере управления муниципальным имуществом.
Целью исследования является анализ деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью и выработка рекомендаций по её совершенствованию на муниципальном уровне (на примере города Артёма Приморского края). Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить систему управления муниципальной собственностью органов местного самоуправления Российской Федерации;
- проанализировать деятельность управления муниципальной собственности органов местного самоуправления города Артёма;
- исследовать состояние аренды земельных участков на территории города Артёма;
- выявить основные проблемы, возникшие при аренде земельных участков на территории города Артёма;
- сформировать выводы и рекомендации по дальнейшему совершенствованию управления муниципальной собственности;
Хронологические рамки исследования. Охватывают период с 1990 года по 2001 год, что связано с принятием Конституции Российской Федерации, которая определила принципиальное положение муниципальной собственности в современных условиях.
Объектом исследования является муниципальная собственность как одна из форм собственности.
Предметом исследования является деятельность органов местного самоуправления города Артёма.
Источниковой базой является Конституции Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, в которых сформулированы основные направления по управлению муниципальной собственностью. Важным источником являются документы администрации города Артёма.
При исследовании данной темы применялись методы: наблюдений, сравнений, что позволило сделать определённые выводы и выработать практические рекомендации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рекомендации, содержащиеся в аттестационной работе использованы в разработке управления муниципальной собственностью в городе Артёме и дальнейшем её совершенствовании.
Глава 1. Понятие муниципальной собственности
1.1 Становление и развитие института права муниципальной
собственности в российском законодательстве
Собственность – это экономические отношения между людьми по поводу владения, распоряжения и использования имущества. Она является основой всей системы общественных отношений. Поэтому в ходе экономической реформы России преобразованиям отношений собственности принадлежит ключевая роль. При этом важное значение имеет реорганизация государственного сектора, связанная не только с формированием нового слоя частных собственников, но и с институциональными изменениями и повышением эффективности непосредственно государственной собственности.
Признание муниципальной собственности означает восстановление исторической преемственности системы местного самоуправления и присущих ей базовых отношений собственности. К примеру, что такая система берёт начало ещё в Древнем Риме, где власть опиралась на местное самоуправление, а городские общины (муниципии) располагали хозяйственной самостоятельностью и выступали в качестве самостоятельного субъекта права.
Муниципальная форма организации субъекта на уровне города показала высокую жизнеспособность и во многих странах вполне успешно действует и по сей день. В России до 1917 года законодательство также признавало существование муниципалитетов и муниципальной собственности. Они не были полностью ликвидированы и сразу после революции.
Так, в ст. 52 Гражданского кодекса РСФСР (1922 г.) перечисление различных видов собственности и «государственную (национальную и муниципальную) собственность»; при этом национализированным считалось имущество, поступающее в ведение центральных органов власти, а муниципальным – имущество, поступающее в ведение местных советов. Однако в Конституции СССР (1936 г.) понятие муниципальной собственности исчезает вовсе[3].
С начала 90-х годов в Российской Федерации были приняты меры по созданию экономической основы местного самоуправления: закреплено право муниципальной собственности, принципиально изменилась система формирования местных бюджетов. Муниципальная собственность была провозглашена достоянием населения соответствующих территорий. Причинами для принятия таких мер являются:
- во-первых, усиление ведомственной централизации и командно-административных методов привело экономику и социальную сферу страны к серьезным осложнениям и деформациям;
- во-вторых, министерства и ведомства, обладая неограниченной собственностью, подчинили себе местные органы государственной власти и управления, следовательно, вывели их из процесса развития и укрепления местного хозяйства;
- в-третьих, на Советы и их исполнительные органы оказывали влияние: с одной стороны, министерства и ведомства, с другой стороны, партийные органы. Именно последние реально осуществляли руководство хозяйственным и социально-культурным строительством, следовательно, навязывали Советам свои установки, сковывали их самостоятельность и инициативу;
- в-четвертых, действовавшее законодательство о местных Советах представляло собой совокупность декларативных прав и обязанностей, не подкрепленных необходимыми материально-финансовыми ресурсами.
В апреле 1990 года на третьей сессии Верховного Совета СССР был принят Закон Союза ССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» («Известия», 1990, 14 апреля). Закон определил, экономическую основу местного самоуправления – местное хозяйство, которое состоит из предприятий (объединений), организаций, учреждений, объектов производственной и социальной инфраструктуры, являющихся коммунальной собственностью края, области, района или другого административно - территориального образования[4] (п.2 ст. 9). Коммунальная собственность могла образовываться за счет возникновения на ее базе новых фондов или путем приобретения местным Советом народных депутатов за счет принадлежащих ему средств. Возможны также акты передачи в коммунальную собственность предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений, иных объектов, относящихся к другим формам государственной собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, для функционирования местного хозяйства (п.2 ст. 10). Новшеством для законодательства является новое положение местных Советов народных депутатов, в котором они выступают собственниками (органами, которые выражают это право) имущества административно-