Совершенствование использования муниципальной собственности (на примере муниципального образования города Артёма)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание

Управление муниципальной собственностью – процесс сложный и многогранный. Поэтому очевидно, что механизм управления, порядок реализации правомочий собственника органами местного самоуправления муниципальных образований, а также их компетенция в сфере управления муниципальной собственностью требуют особенно тщательного, детального регулирования нормами права. Не вызывает сомнений необходимость формирования стройной базовой системы правовых актов на федеральном уровне и уровне субъектов РФ и ее совершенствования. Однако, наибольшая конкретизация в вопросах управления муниципальным имуществом присуща все же нормативным актам, принимаемым на местном уровне.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие муниципальной собственности в российском
законодательстве……………………………………………………………..6
1.1 Становление и развитие института права муниципальной
собственности в российском законодательстве…………………….……..6
1.2 Муниципальная собственность как экономическая катего-рия…………..15
Глава 2. Управление муниципальной собственно-стью……………………………..20
2.1 Управление собственностью, закрепленной за муниципаль-
ными унитарными предприятиями и муниципальными
учреждениями ……………………………..………………………………20
2.2 Управление муниципальной собственностью, входящей в
состав муниципальной каз-ны……..……………………………………….26
2.3 Органы местного самоуправления (уполномоченные
ими органы) по вопросам управления муниципальной
собственностью…………………………..…………………………………31
Глава 3. Совершенствование арендных отношений в процессе исполь-
зования земель, входящих в муниципальную собственность
на территории города Артёма………………………………………………40
3.1 Муниципальная земельная политика…………………………………….. 40
3.2 Дальнейшее совершенствование муниципальной политики в
сфере аренды земельных участков на территории
города Артёма……………………………………………………………….51
Заключение……………………………………………………………………….……56
Список используемых источников литературы……………………………………..60
Приложения……………………………………………………………………………64

Работа состоит из  1 файл

Диплом Исакова.doc

— 300.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее время развивается форма долгосрочной аренды. Для привлечения инвестиций в арендованное имущество, дума города Артёма вынесла решение о сдаче муниципальных помещений в долгосрочную аренду и поддержала деятельность общества с ограниченной ответственностью «База «Восход» выделив ему для работы  муниципальное   имущество и заключив договор долгосрочной аренды сроком на 10 лет. На 01.07.2000 действует 42 договора долгосрочной аренды.

Для привлечения инвестиций на восстановление и капитальный ремонт объектов недвижимости администрация города проводит зачет арендной платы в счет произведенного капитального ремонта. Засчитан капитальный ремонт следующим арендаторам: ООО «Спарк» на сумму 89,5 тысяч рублей, ЧП Михайлова С.Д. на сумму 36,0 тысяч рублей, ООО «Фендер» – 209,4 тысячи рублей, ООО «Восточный дом» – 46,4 тыс. руб., АКБ «Банк «Приморье» – 164,0 тыс. руб. Всего начиная с 1997 года засчитано арендной платы в счет произведенного капитального ремонта на сумму 636,4 тыс. руб. Следует отметить, что администрация города сначала 1997 года не повышала ставку арендной  платы, что является определенной льготой арендаторам муниципального имущества.

В целях формирования единого архитектурно-художественного облика города по инициативе комитета по управлению имуществом разработано и утверждено постановлением Артёмовской городской Думы от 05.03.99 № 195 «Положение о порядке размещения объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования г. Артём и его поселков».

Согласование и утверждение рекламных объектов, места их размещения возлагаются на межведомственную комиссию по рекламной деятельности.

В 1997 году был заключен комитетом 21 договор рекламного места, соответственно в 1998 – 10, в 1999 – 22. За первое полугодие 2000 года уже заключено 32 договора. Поступления в бюджет города составили соответственно по годам:

1997 – 67,0 тысяч рублей,

1998 – 15,5 тысяч рублей,

1999 – 45,5 тысяч рублей,

2000 – 74,5 тысячи рублей.

Данная работа в начале развития, поэтому цель её – размещение как можно большое рекламы, что благоприятнее скажется на внешнем облике города и на его социально-экономическом положении. Одним из украшений города стало размещение биллбордов – больших рекламных щитов Компании «АПР-Сити и ТВД». От размещения данной рекламы в местный бюджет на сегодняшний день поступило 33,1 тысяч рублей.

              Для эффективного управления муниципальной собственностью города Артёма комитет по управлению имуществом:

- ведет реестр объектов муниципальной собственности;

- выступает арендодателем муниципальных нежилых помещений;

- выступает учредителем муниципальных унитарных предприятий и учреждений;

- осуществляет контроль за использованием по назначению муниципального имущества;

- осуществляет приватизацию муниципального имущества, утвержденного думой города Артёма;

- реорганизует муниципальные предприятия;

- участвует в деятельности управления хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капитале которых имеется вклад муниципальной собственности;

- проводит работу по оформлению актов приёма-передачи объектов в муниципальную собственность;

- осуществляет передачу жилого и нежилого фондов на баланс муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

-         выступает от имени собственника при решении вопросов, связанных с банкротством муниципальных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование арендных отношений в процессе использования земель, входящих в муниципальную собственность на территории города Артёма

 

3.1   Муниципальная земельная политика

 

Арендные отношения в России приобретают в последнее время интенсивное развитие. Платное землепользование на основе аренды обеспечивает полную свободу и самостоятельность хозяйствования на земле. Вместе с тем сохраняются прежние отношения собственности на землю, что делает систему землепользования гибкой и легко адаптируемой к значительным подвижкам в земельном законодательстве.

Опыт арендных земельных отношений на фоне проходящей в стране приватизации государственного и муниципального имущества показывает, что право иметь земельный фонд в муниципальной собственности и распоряжаться им является выгодным при решении текущих задач. Соответственно, распоряжение землей стало стратегическим направлением муниципальной земельной политики.

Основной причиной сохранения монополии на распоряжение муниципальными землями являются нежелание терять высокоэффективный инструмент воздействия на все виды предпринимательской деятельности на подведомственной территории. Еще более ощутимым является плата за аренду муниципальных земель, а наибольшая доля арендных платежей остается на муниципальном уровне и является одним из основных источников формирования муниципального бюджета. Распределение денежных средств поступившей платы за землю в бюджеты разных уровней в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом:

В федеральный бюджет поступает 30%,

Субъект РФ - 20%,

Местный бюджет - 50%

Арендные отношения не разрушают глубинных основ экономического строя, а эволюционным путем обеспечивают развитие статуса хозяйствующего субъекта, формируют самостоятельных хозяев-партнеров по рыночным отношениям и создают условия экономического равенства всех землепользователей в условиях многообразных форм хозяйствования.

Вместе с тем на сегодняшний день в отношении аренды земельных участков специальное законодательство отсутствует. Арендные отношения в Российской Федерации регулируют: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс (статьи, регулирующие вопросы обязательственных отношений: глава 21-29 раздела 111, а также глава 34 «Аренда»), Федеральный закон «О плате за землю», Градостроительный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, Лесной и Водный кодексы, природа охранное законодательство, законы о местном самоуправлении и т.д., а также многие подзаконные акты Российской Федерации.

На основании указа Президента РФ от 17.05.2000г. № 867 “О структуре федеральных органов исполнительной власти”[27] и постановлении Правительства РФ от 18.07.2000 г. № 536 “Вопросы министерства имущественных отношений РФ”, рекомендаций Губернатора Приморского края вопросы в области земельных отношений рекомендовано передать в компетенцию комитетов по управлению имуществом, а в частности аренду земельных участков. В связи с этим, комитетом по управлению имуществом города Артёма проводится работа по приведению нормативно правовой базы в соответствии с принятым законодательством. На сегодняшний день принято постановление главы города Артёма “Об утверждении компетенции структурных подразделений администрации города Артема в области регулирования земельных отношений” (Приложение 5), где функция заключения договоров аренды земельных участков возложена на комитет по управлению имуществом.

              Для принятия соответствующих полномочий комитет по управлению имуществом проанализировал ситуацию по земельным отношениям на территории города Артёма и получил следующие результаты - территория муниципального образования составила 50639 га, в том числе:

6905 га. - земли города;

1605 га. - земли поселковых, сельских населенных пунктов;

4352 га. - земли промышленности, транспорта, связи, обороны;

15677 га. - земли сельскохозяйственного назначения;

6398 га. - земли запаса;

15702 га. - земли лесного фонда.

По данным государственного учета Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Артема на 01.01.2001 земельные участки распределены по площадям (Таблица 1).

Таблица 1

Распределение земель на территории муниципального образования г. Артем

№ п/п

Категория земель

Общая площадь

Пользование, владение, га

Аренда,

га

Собственность

га

 

 

Га

Юр. лица

Физ. лица

Юр. лица

Физ. лица

Юр. лица

Физ. лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Земли сельскохозяйственного назначения

15677

2021

2920

2898

440

377

4350

2

Земли поселений

8510

5467

350

5

88

56

1145

3

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания,.

2641

2641

-

-

-

-

-

4

Земли обороны, безопасности.

1711

1711

-

-

-

-

-

5

Земли особо охраняемых территорий

-

-

-

-

-

-

-

6

Земли лесного фонда

15702

-

18

-

-

-

-

7

Земли водного фонда

-

-

-

-

-

-

-

8

Земли запаса

6398

-

-

-

-

-

-

 

Итого земель в административных границах

50639

11840

3288

2903

528

433

5495

 

Согласно Закону “О плате за землю” территория муниципального образования подразделяется на облагаемую и необлагаемую земельным налогом площадь.

Облагаемая налогом площадь муниципального образования г. Артем составляет 16912 га или 33.4 % от всей территории муниципального образования (сюда же входят земли, сдаваемые в аренду).

В нее входят:

- земли жилой застройки;

- земли общественно-деловой застройки;

- земли промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки;

- земли сельскохозяйственного назначения.

Необлагаемая земельным налогом площадь  составляет 33727 га. или 66.6 % от всей территории муниципального образования.

В нее входят;

- земли под военными объектами и иными режимными территориями;

- земли особо охраняемых территорий;

- земли не вовлеченные в градостроительную деятельность;

- земли запаса;

- земли общего пользования;

- земли лесного фонда.

Сравнивая два показателя 33.4 % и 66.6 % видим, что у администрации есть дополнительный резерв для привлечения платежей за использование земельных участков из земель запаса, общего пользования и земель не вовлеченных в градостроительную деятельность.

Таким образом, подошли к очень важному моменту рассмотрения поступления платежей за земельные участки на территории города Артёма. Сравнивая показатели, приведённые в таблицах 2, 3, 4, 5, 6, можно проследить сложившуюся ситуацию в период с 1998 по начало 2001 года по поступлению земельного налога и арендной платы за использование земли на территории муниципального образования г. Артема, где можем отметить, что цифры изменчивы, нет стабильности в платежах как земельного налога, так и арендной платы.

 

Таблица 2

Анализ поступления платежей в период с 1998 по 2000 г.

Год посту-пления плате-жей

Земельный налог,

тыс. руб.

 

 

Распределение по бюджетам

Арендная плата,

тыс. руб.

 

 

Распределение по бюджетам

 

К-во плате-льщи-ков

Федер

Краев

Местн

Всего

К-во плате-льщи-ков

Федер

Краев

Местн

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1998

26105

1429

509

1603

3601

-

634

54

693

1381

1999

26105

908

559

1472

2941

330

596

408

1029

2033

2000

26115

1725

1150

3078

5953

393

304

203

506

1013

Информация о работе Совершенствование использования муниципальной собственности (на примере муниципального образования города Артёма)