Стратегическое планирование на предприятии на примере ООО «АгроСиб-Раздолье»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - провести анализ стратегического положения предприятия и предложить стратегию развития исследуемого объекта.
Основные задачи:
раскрытие теоретических аспектов стратегического планирования;
бизнес-диагностика предприятия;
проведение анализа отрасли и конкуренции;
оценка стратегической позиции предприятия в отрасли и на рынке;
выявление проблем ООО «АгроСиб-Раздолье», постановка целей и разработка стратегии.

Содержание

Введение 4
1 Методология стратегического планирования 5
1.1 Понятие стратегического планирования 5
1.2 Понятие стратегического видения, стратегической цели 6
1.3 Процесс стратегического планирования 7
2 Диагностика внешней и внутренней среды предприятия 19
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 19
2.1.1 Структура собственности 20
2.1.2 Продукция и рынки. Характеристика продукции 22
2.1.3 Продуктово - рыночная классификация 24
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии 26
2.1.5 Анализ производственного процесса 29
2.1.6 Инновации и инвестиции 31
2.1.7 Персонал 34
2.1.8Анализ издержек 36
2.1.9 Оценка финансового состояния предприятия 39
2.1.10 Система управления и организационная структура 48
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 51
2.2.1 Характеристика масложировой промышленности РФ и ее основные показатели 51
2.2.2 Анализ конкуренции 53
2.2.3 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли 55
2.2.4 Диагностика внешней среды (макроуровень) 57
2.2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия 60
3 Выбор и разработка стратегии 62
Заключение 67
Список использованной литературы 68

Работа состоит из  1 файл

Курсовая страт.упр..docx

— 1,004.45 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И.Ползунова»

 

Институт экономики и управления

 

                                                               Курсовая работа защищена

                                                                 с оценкой________________

                          Руководитель – В.А. Любицкая

 

ББК 65.50. 9(2)24

 

«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АгроСиб-Раздолье»

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Стратегическое управление предприятием»

КР. 080502.04. 000ПЗ

 

 

 

 

Курсовую работу выполнила

студентка гр. ЭУП-62                                                                  А.С. Гомлякова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул  2010

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Учебная дисциплина,  по которой выполняется  работа

Стратегическое управление предприятием

Студентка

Гомлякова А.С.

Группа

ЭУП - 62

Кафедра

ЭиПМ

Номер задания

04

Тема курсовой работы

Стратегическое планирование на предприятия (на примере «ООО «АгроСиб-Раздолье»)

Вопросы, подлежащие освещению в работе

Понятие стратегического планирования, этапы стратегического планирования, виды стратегий, разработка и оценка выбранной стратегии.  Диагностика  предприятия по всем  ресурсным (основные и оборотные активы, технологии, персонал, инновационный потенциал, финансы) составляющим и основным процессам (видам функциональной деятельности – маркетинг и сбыт, снабжение, производство, персонал, финансы). Действующая  система управления и организационная  структура. Определение сильных  и слабых сторон предприятия, его  возможности и наличие угроз, конкурентоспособность издержек и  цен, конкурентная позиция предприятия, стратегические проблемы, стоящие перед  предприятием.

Таблично-графические материалы

Диаграммы структура собственности, динамики продаж, динамики инвестиций в основной капитал,  структуры  издержек предприятия. Оценка инновационной  активности, анализ численности, организационная  структура предприятия; таблицы  оценки конкурентоспособности и  т.д.

Срок выполнения  курсовой работы

 

С 1.09. 2010 г. по 22. 12. 2010 г.

Срок представления курсовой работы к защите

 

4. 12. 2010 г.

 

Руководитель – ФИО, должность, подпись

Любицкая В.А., ст. преподаватель

Дата выдачи задания

1.09. 2010 г.


 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 4

1 Методология стратегического  планирования5

1.1 Понятие  стратегического планирования 5

   1.2 Понятие стратегического  видения, стратегической цели6

   1.3 Процесс стратегического  планирования7

2 Диагностика  внешней и внутренней среды  предприятия 19

2.1 Анализ исходного состояния предприятия  19

2.1.1 Структура собственности 20

2.1.2 Продукция  и рынки. Характеристика продукции  22

2.1.3 Продуктово - рыночная классификация 24

2.1.4 Анализ  системы закупок на предприятии  26

2.1.5 Анализ  производственного процесса 29

2.1.6 Инновации  и инвестиции  31

2.1.7 Персонал  34

2.1.8Анализ  издержек  36

2.1.9 Оценка  финансового состояния предприятия  39

2.1.10 Система  управления и организационная  структура 48

2.2 Анализ  отрасли и конкуренции 51

2.2.1  Характеристика  масложировой промышленности РФ  и ее основные показатели 51

2.2.2 Анализ  конкуренции  53

2.2.3 Основные  факторы, определяющие конкурентный  успех в отрасли 55

2.2.4 Диагностика  внешней среды (макроуровень) 57

   2.2.5  Анализ конкурентоспособности предприятия60

3  Выбор  и разработка стратегии62

Заключение 67

Список  использованной литературы68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время возросла роль стратегического планирования в  управлении предприятием. Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию  как на единое целое, объяснить с  общесистемных позиций, почему некоторые  фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или  им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное перераспределение ролей  основных участников рынка.

Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику  фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии.

Объектом  исследования данной курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «АгроСиб-Раздолье».

Предметом исследования является масложировая промышленность, а также бизнес – процессы предприятия, направленные на обеспечение конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности предприятия на рынке.

 Цель  данной курсовой работы - провести анализ стратегического положения предприятия и предложить стратегию развития исследуемого объекта.

 

Основные  задачи:

  • раскрытие теоретических аспектов стратегического планирования;
  • бизнес-диагностика предприятия;
  • проведение анализа отрасли и конкуренции;
  • оценка стратегической позиции предприятия в отрасли и на рынке;
  •   выявление проблем ООО «АгроСиб-Раздолье», постановка     целей и разработка стратегии.

 

Теоретической основой для написания данной курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Ансофф И,  Виханский О.С., Томпсон-мл. А.А. и другие. В своих работах они рассматривают проблемы стратегического развития предприятий.

В качестве информационной базы использовались различные  статистические материалы, официальные  сайты в Интернете (http://www.yantar-altai.ru), публикации в отечественных журналах («Маркетинг», «Пищевая промышленность»), данные бухгалтерского и управленческого учёта ООО «АгроСиб-Раздолье».

 

 

1 Методология  стратегического планирования

    1. Понятие стратегического планирования

 

В настоящее  время существует множество определений  стратегии, но всех их объединяет понятие  стратегии как осознанной и продуманной  совокупности норм и правил, лежащих  в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее  состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней  средой.

Сущность  стратегического планирования заключается  в ответе на три важнейших вопроса:

    • В каком положении предприятие находится в настоящее время?
    • В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
    • Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться  дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений  соответствующими данными для анализа  прошлых, настоящих и будущих  ситуаций. Второй вопрос отражает такую  важную особенность стратегического  планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического  планирования связан с реализацией  выбранной стратегии, в ходе которой  может происходить корректировка  двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  или ограничениями данного этапа  являются имеющиеся или доступные  ресурсы, система управления, организационная  структура и персонал, который  будет реализовывать выбранную  стратегию.

По своему предметному содержанию стратегическое планирование обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии  и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания  стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического планирования лежат стратегические решения.

Стратегические  решения - это управленческие решения, которые:

1) ориентированы  на будущее и закладывают основу  для принятия оперативных управленческих  решений;

2) сопряжены  со значительной неопределенностью,  поскольку учитывают неконтролируемые  внешние факторы, воздействующие  на предприятие;

3) связаны  с вовлечением значительных ресурсов  и могут иметь чрезвычайно  серьезные, долгосрочные последствия  для предприятия.

К числу  стратегических решений можно отнести:

• реконструкцию  предприятия;

• внедрение  новшеств (новая продукция; новые  технологии);

• организационные  изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

• выход  на новые рынки сбыта;

• приобретение, слияние предприятий и т.д.

 

Стратегическое  планирование - это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур.

По своему характеру их можно объединить в  две группы: стратегический анализ (анализ внешней среды, внутрифирменный  анализ, анализ сильных и слабых сторон фирмы) и стратегическое проектирование (определение миссии, определение  стратегического положения, установление целей, планирование реализации стратегии). Следует отметить, что последовательность отдельных процедур зависит от стадии жизненного цикла фирмы, от наличия  предыдущего стратегического плана, но, в конечном счете, все они в  совокупности составляют замкнутый  цикл стратегического планирования.

 

1.2 Понятие стратегического видения,  стратегической цели.

 

Эффективность управления организацией и ее конкурентоспособность  зависит от выработки стратегического  видения, миссии компании, ее ценности, культуры фирмы, корпоративной идеологии, стратегии развития. Каждая компания должна сформулировать то, что подразумевается  под этими понятиями.

Стратегическое  видение – это взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация собирается заниматься и каков долгосрочный курс.

Видение акцентирует внимание на принципах  деятельности компании, которые позволяют  реализовать миссию, ценности, культуру фирмы, корпоративную идеологию  и стратегию развития. Сформулированное стратегическое видение значительно  снижает риск случайных решений  и обеспечивает согласованность  политики подразделений с общей  политикой компании.

Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и  ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные  цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие  получает единое направление движения.

Стратегическое  управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями  и угрозами внешнего окружения, в  котором оно действует. Стратегию  можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что  организация хочет достичь ее целями и линией поведения, выбранной  для достижения этих целей.

B самом  общем виде стратегия может  быть определена как эффективная  деловая концепция (концепция  бизнеса), дополненная набором реальных  действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время . Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

 

1.3 Процесс стратегического планирования

 

Процесс стратегического планирования включает в себя 8 этапов и представляет собой  замкнутый цикл:

 

  1. Формулировка миссии предприятия 
  2. Постановка целей 
  3. Оценка и анализ внешней среды
  4. Управленческое обследование предприятия
  5. Анализ стратегических альтернатив 
  6. Выбор стратегии
  7. Реализация стратегии
  8. Оценка стратегии

 

Стратегия - это основное направление деятельности, она должна быть отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы  обеспечить осуществление миссии - главной цели организации - и достижение других ее целей. Стратегия воплощается  в детальный комплексный план.

 

  1.  Миссия и видение организации

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере ООО «АгроСиб-Раздолье»