Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - провести анализ стратегического положения предприятия и предложить стратегию развития исследуемого объекта.
Основные задачи:
раскрытие теоретических аспектов стратегического планирования;
бизнес-диагностика предприятия;
проведение анализа отрасли и конкуренции;
оценка стратегической позиции предприятия в отрасли и на рынке;
выявление проблем ООО «АгроСиб-Раздолье», постановка целей и разработка стратегии.
Введение 4
1 Методология стратегического планирования 5
1.1 Понятие стратегического планирования 5
1.2 Понятие стратегического видения, стратегической цели 6
1.3 Процесс стратегического планирования 7
2 Диагностика внешней и внутренней среды предприятия 19
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 19
2.1.1 Структура собственности 20
2.1.2 Продукция и рынки. Характеристика продукции 22
2.1.3 Продуктово - рыночная классификация 24
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии 26
2.1.5 Анализ производственного процесса 29
2.1.6 Инновации и инвестиции 31
2.1.7 Персонал 34
2.1.8Анализ издержек 36
2.1.9 Оценка финансового состояния предприятия 39
2.1.10 Система управления и организационная структура 48
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 51
2.2.1 Характеристика масложировой промышленности РФ и ее основные показатели 51
2.2.2 Анализ конкуренции 53
2.2.3 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли 55
2.2.4 Диагностика внешней среды (макроуровень) 57
2.2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия 60
3 Выбор и разработка стратегии 62
Заключение 67
Список использованной литературы 68
Миссия организации - это основная общая цель организации, ясно выраженная причина ее существования.
Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, очень велико. Выработанные на ее основе цели являются критериями оценки всех управленческих решений. Миссия детализирует статус организации и направления для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии должна включать: задачу организации по товарам и услугам, основным рынкам и основным технологиям; характеристику внешней среды, которая определяет принципы работы организации; характеристику культуры организации, определяющую ее рабочий климат, тип людей, которых привлекает такой климат.
Выбор миссии коммерческой организации не следует путать с необходимостью работать прибыльно. Прибыль - это внутренняя проблема предприятия. Организация - открытая система, она может выжить только за счет удовлетворения потребностей вне ее самой. Руководство должно отыскать общую цель организации в окружающей среде и найти ответы на два вопроса: кто наши клиенты? какие потребности клиентов можно удовлетворить?
Прежде чем приступить к разработке стратегии менеджмент предприятия должен продумать будущее данной компании, то есть сформулировать стратегическое видение - определяет будущий образ компании; это идеальное представление менеджеров об организации и бизнесе, это своеобразный маршрут движения компании в будущее, который определяет технологии, целевые аудитории, географические товарные рынки, перспективные возможности и образ компании какой она должна стать в будущем.
Классики стратегического планирования выделяют 6 ценностных ориентаций, которые накладывают отпечаток на формулировку миссии и целей организации.
Теоретические - руководитель предпочитает постановку целей ориентированные на долгосрочные исследования и разработки, в результате которых образуются новые знания, формируется рациональное мышление.
Экономические
- предпочтительные цели: рост прибыли,
повышение эффективности
Политические - предпочтительные цели: повышение общего объема капитала, общего объема продаж и количества работников, результатом достижения которых является власть, признание, уважение и т.д.
Социальные
- предпочтительные цели: социальная ответственность
относительно показателей прибыли,
благоприятная атмосфера в
Эстетические - предпочтительные цели: улучшение качества, дизайна и привлекательности изделия даже с ущербом для прибыли, результатом достижения которых является гармоничное развитие личности, формирование правильной культуры и этики.
Религиозные
- предпочтительные цели: установление
морально-этических и
На основе ценностных ориентаций менеджмент предприятия формулирует цели, направленные на достижение миссии и стратегического видения.
Чтобы внести существенный вклад в успех организации цели должны обладать следующим характеристиками:
После того как сформулирована миссия и установлены цели руководство организации должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования, первым шагом которого является оценка и анализ внешней среды.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к фирме факторы с целью предвидеть возможный риск и вновь открывающиеся возможности.
При анализе внешней среды всю совокупность факторов, ее формирующих, принято делить на две группы.
К первой группе, или к микросреде, относятся факторы прямого воздействия, то есть факторы, непосредственно влияющие на деятельность фирмы. К этим факторам следует отнести поставщиков всех видов ресурсов, потребителей, посредников, конкурентов и так называемые контактные аудитории: финансовые учреждения, средства массовой информации, местные органы власти и государственного управления, общественность, то есть всех с кем фирма контактирует в процессе текущей деятельности.
Ко второй группе факторов, или к макросфере, относятся факторы косвенного воздействия, то есть факторы, которые не могут показать прямого непосредственного воздействия на деятельность фирмы, но тем не менее влияют на нее в более общем плане. Макросреда включает шесть основных групп факторов:
Анализ
внешней среды проводится посредством
рассмотрения указанных факторов и
оценки степени их влияния на деятельность
фирмы. При этом по факторам макросреды
осуществляется мониторинг, то есть отслеживание
их состояния и тенденций
Факторы
микросреды считаются контролируемыми.
Фирма может оказывать
Анализ микросреды предполагает:
а) анализ прямых конкурентов с учетом типа их конкурентных преимуществ и используемых ими стратегий;
б)
возможностей появления новых
конкурентов, как в данной
в) возможностей возникновения угрозы со стороны поставщиков (степень их концентрации и сила давления);
г) возможностей давления со стороны потребителей.
Анализ конкурентных сил позволяет оценить характер и интенсивность конкурентной борьбы в отрасли, а также место данной фирмы среди конкурентов. В отношении самых опасных конкурентов (конкурентов с близкими позициями на рынке и схожими конкурентными возможностями) анализируются их цели, стратегии, потенциал, возможные ответные реакции на действия других фирм, представление конкурента о своей позиции, его сильные и слабые стороны.
Изучение конкурентной среды дает фирме представление о своем месте в отрасли и на определенных рынках.
В конечном итоге анализ факторов внешней среды должен дать руководству фирмы ответы на следующие вопросы:
Анализ внешней среды - достаточно трудоемкий и обширный по объему предоставляемой информации процесс. Кроме того, следует помнить, что все факторы внешней среды, находятся во взаимодействии друг с другом и по-разному влияют на деятельность предприятия. Степень влияния каждого отдельного фактора зависит от специфики отрасли, территориального расположения, размеров предприятия и т.д.
Для систематизирования полученной в ходе анализа информации используют два метода:
метод составления
матрицы с характеристикой
метод сценариев, который дает описание тенденций изменения внешней среды. При этом приводятся три варианта сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
Управленческое обследование - это оценка функциональных сфер деятельности предприятия и анализ, направленный на выявление ее стратегически сильных и слабых сторон. В простейшем случае в обследование рекомендуется включать пять функций - маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.
Маркетинг. Необходимо выделить семь областей для анализа:
1. Доля
рынка и конкурентоспособность.
2. Разнообразие
и качество номенклатуры
3. Рыночная демографическая статистика. Необходимо оценить проблемы, связанные с изменениями на рынках и в интересах потребителей.
4. Исследования
и разработки. Еще одной проблемой
являются исследования и
5. Предпродажное
и послепродажное обслуживание
клиентов. Эффективное обслуживание
помогает продать больше
6. Эффективный
сбыт, реклама и продвижение товара.
Координация и эффективность
сбыта, рекламы и продвижения
товара является важнейшей
7. Прибыль.
Постоянный контроль за
Финансы и бухгалтерский учет.
Для
многих российских предприятий
обследование финансов и
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере ООО «АгроСиб-Раздолье»