Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и технологии обеспечения международной конкурентоспособности государства в условиях глобализации с помощью создания транснациональных корпораций.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
- проанализировать базовые подходы к определению понятия «транснациональные корпорации»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Транснациональные корпорации и тенденции их развития в современных международных экономических отношениях…….……..12
§ 1. Понятие и роль ТНК в международной хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..12
§ 2. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений……………………………………………………...15
§ 3. Экономические преимущества ТНК……………………………………17
§ 4. Транснациональные компании на рынке международного туризма...22
§ 5. Транснациональные корпорации в России……………...……………..26
РАЗДЕЛ 2. Анализ экономических интересов и задач России в СНГ……………………………………………………………………………….30
§ 1. Россия и СНГ: основные направления и особенности экономического взаимодействия…………………………………………………………………..30
§ 2. Условия торгово – экономического сотрудничества………………….48
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ……………53
§ 4. Возможности укрепления позиций России в СНГ…………………….60
РАЗДЕЛ 3 Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов……………………………………………...72
§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики….…......72
§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности……………………….……………………………79
§ 3. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России……...…90
Заключение…………………………………………………………………..96
Список использованной литературы…………………………………...101
Приложения……………….………………………………………………..104

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 208.41 Кб (Скачать документ)

Таким образом, поле для инвестиционной деятельности в гостиничный сектор российской экономики невероятно широко и очевидность многочисленных выгод  от реализации проектов в этой области  должно подтолкнуть государство  к созданию более привлекательных  условий для капиталовложений, а  также более гибкой нормативно –  правовой базы, регулирующей данную сферу.

Основными задачами для России в  сфере гостиничного бизнеса становятся создание конкурентных преимуществ  и повышение конкурентоспособности, расширение рыночного сегмента и  увеличение постоянной клиентуры, непрерывная  инновационная деятельность, выработка  гибкой политики развития с учетом потребностей рынка гостеприимства.

Итак, в силу особенностей функционирования в рыночных условиях, оптимально сформированные гостиничные цепи за счет объединения  ресурсов, в частности финансовых, являются более конкурентоспособными по сравнению с «одиночными» гостиницами  и в перспективе наиболее жизнестойкими. Однако в рамках российской экономики  требуется разработка законодательных  основ их функционирования, формирования комплекса менеджмента и маркетинга гостиничных цепей в условиях неопределенности рыночной ситуации и  предпринимательского риска субъектов  гостиничного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Главным условием укрепления и расширения внешнеполитических связей в условиях региональной интеграции максимальное устранение преград и ограничений  в торгово – экономических  связях. Крупные корпорации поднимая более мелкие фирмы до своего уровня, организуя совместные предприятия, сотрудничая в области исследований, осуществляя обмен лицензиями на новые товары и технологию и т. д,  охватывая фирмы разных государств, создают новую экономическую ситуацию, характерную для транснациональных процессов. Этот процесс получил название транснационализации мировой экономики, который начал развиваться особенно бурными темпами в середине 20 века. Сегодня количество транснациональных компаний исчисляется уже тысячами.

Влияние развитых стран, в которых  расположены материнские предприятия  самых крупных мировых монополистов, на экономики принимающих стран, то есть в основном развивающихся  и стран третьего мира, огромно. С  одной стороны, отстающие в своем  развитии страны ускоряют темпы роста экономического, социального и культурного уровней, за счет интеграционных процессов, открытости экономик государств. С другой, они фактически теряют контроль над экономической ситуацией внутри страны, позволяя корпорациям вмешиваться в политику своих государств, создающий наиболее выгодные условия для функционирования своих филиалов.

Для формирования жизнеспособной реинтеграционной политики на пространстве СНГ необходимо признать ряд сложившихся закономерностей, под влиянием и с учетом которых  будут развиваться отношения  России с этими странами в длительной перспективе.

Во-первых, Россия и ее значительный, хотя и не в полной мере реализуемый  потенциал содействия экономическому развитию стран-партнеров (через торговлю и инвестиции, через предоставление на взаимовыгодных условиях энергоресурсов, транспортных путей, технических компетенций, телекоммуникационного пространства, через возможности трудовой миграции, образования, социально-культурного  обмена, русского языка как языка  межнационального общения и др.) будет оставаться главным «локомотивом»  и ключевым звеном экономической  интеграции на постсоветском пространстве. Неготовность России в достаточной  мере предоставить эти возможности  своим партнерам чревата свертыванием интеграционных проектов.

Во-вторых, расстановка внешних  сил, участвующих в определении  будущей конфигурации экономического пространства СНГ, к настоящему времени  определилась. Россия более  не является безальтернативным стратегическим партнером для совместного развития стран Содружества.

Экономически эту роль готовы взять  на себя, прежде всего, Китай и Евросоюз. Оба этих центра силы будут определять свои дальнейшие действия с учетом политических сигналов, но в любом  случае их проникновение в экономику  и степень влияния на формирование экономической политики стран СНГ  будут возрастать. Поэтому принципиально  важна ориентация на то, чтобы основные экономические интересы стран СНГ  не оказались за пределами этого  объединения.

В-третьих, Россия не располагает достаточными ресурсами и пока не достигла уровня экономической привлекательности, необходимого для того, чтобы «замкнуть  на себя» основные внешнеэкономические (не говоря о внешнеполитических) интересы стран СНГ. Следовательно, «интеграционный  проект» СНГ может развиваться  при условии, что в нем будет  устраивающим участников образом определено место внешних партнеров.

В-четвертых, с учетом геостратегического приоритета постсоветского пространства для России, потеря здесь опережающего влияния будет означать снижение международного веса страны вплоть до уровня региональной державы. С точки  зрения национальных интересов такую  перспективу следует оценивать  как неприемлемую.

Исходя из полученных уроков, современных  реалий и сложившихся закономерностей, приоритет геоинтеграционного подхода  к выстраиванию отношений с СНГ  требует существенной корректировки  концептуальных основ сотрудничества и постановки новых задач для  России на постсоветском пространстве.

Одной из главных задач должно стать  создание стабильных и максимально  благоприятных условий деятельности для российского бизнеса на постсоветском  пространстве через систему взаимоувязанных  торгово-политических и интеграционных соглашений со странами СНГ.

Необходимо рассматривать (несмотря на существующие формальные жесткие  ограничения) постсоветское пространство как целое и далее не дробить  его на различные группировки  и двусторонние форматы. В этой связи  оптимальной представляется его  организация в форме многосторонней зоны свободной торговли с перспективой ее расширения на все основные сферы  торгово-экономического взаимодействия.

Следует сделать акцент на реализации долгосрочных совместных проектов со странами СНГ, целью которых должно стать рациональное использование  ресурсов и имеющихся естественных преимуществ в интересах повышения  устойчивости развития экономического пространства в целом.

Адекватно реализованная геоинтеграционная  модель сотрудничества является предпочтительной не только для России, но и для  других стран СНГ. В основе такой  модели лежат возможности и преимущества использования природных, интеллектуальных и трудовых ресурсов стран СНГ  в рамках общего экономического пространства.

В данном исследовании неоднократно указано на однобокость отросли  ТНК в России. В абсолютном большинстве  – это сырьевые и кредитно- финансовые корпорации. В свою очередь, сфера  услуг имеет огромный потенциал  развития. Рассмотрение услуги с точки  зрения создания ТНК при условии  внешнеполитического процесса региональной интеграции дает синергетический эффект повышения конкурентоспособности  не только отрасли, но и экономики  страны в целом. Особенно актуальна  идея создания ТНК в туризме.

Туризм представляет собой вид  деятельности, имеющий важное значение для жизни современного общества, превратившись в важную форму  использования свободного времени  и основное средство межличностных связей, а также политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех сторон жизни нации.

Для решения проблем выхода из кризиса  целесообразно создавать транснациональные  компании, особенно в сфере услуг. В первую очередь это касается области туризма и гостиничного хозяйства. Так как из – за их отсутствия Россия и другие страны Содружества проигрывают в глобальной конкуренции с промышленно развитыми  странами и их экономико – политическими  союзами.

Создание подобной транснациональной  компании будет способствовать изменению структуры внутреннего рынка путешествий и изменению рентабельности производства туристского продукта, т.к.

во – первых, ТНК направляет инвестиции в те дестинации, которые  обеспечивают предельно высокие  доходы и, тем самым, способствуют увеличению среднего размера дохода на вложенный  капитал в отечественной индустрии  туризма;

во – вторых, поставив на поток  производство продуктов выездного  туризма они сбивают уровень  цен на внутреннем рынке;

в – третьих, ТНК, специализирующиеся на выездном туризме, получают монополистические  выгоды на рынке страны базирования;

в – четвертых, ТНК оказывают  влияние на экономику своей страны опосредованно через туристские потоки, т.е., увеличение числа поездок  за границу влечет за собой отток  валюты из страны, что, в свою очередь, приводит к формированию отрицательного сальдо туристского платежного баланса, а деятельность ТНК способствует частичному ее возврату.

Одним из методов по их устранению может явиться диверсификация в  туризме, которая, в свою очередь, позволит:

- сэкономить на инвестициях,  необходимых для создания и  развития туристической компании;

- создать возможность снижения  трансакционных издержек за счет  использования элементов горизонтальной  интеграции;

- существенно снизить уровень страховых рисков.

Основой взаимодействия России и СНГ  в области экономических и  политических отношений должны стать  следующие принципы:

- необходимость определения четкого  курса на приоритетное развитие  избранных сфер взаимодействия;

- научной обоснованности выбора интеграционных мероприятий с целью достижения наибольшей экономической эффективности;

- разработки четких механизмов  по проектированию и реализации  совместных соглашений.

Предлагаемые мероприятия по развитию отношений со странами Содружества  в сфере туризма и гостиничного хозяйства включают в себя:

  1. Оптимизацию экономических связей.
  2. Создание определенных условий для расширения сотрудничества.
  3. Внедрение технологической модели взаимодействия стран через производственные и инвестиционные формы сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Монографии, книги, учебники.

  1. Бхагвати Д. В защиту глобализации.- пер. с англ. - М.: Ладомир, 2005
  2. Владимирова И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний//Менеджмент в России и за рубежом. – № 6. – 2001.
  3. Губайдуллина Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация//Мировая экономика и международные отношения. – № 2. – 2003.
  4. Ильин М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. - М.: Альпина паблишер, 2002
  5. Полякрв В.В., Щенин Р.К. (ред.) Мировая экономика и международный бизнес: учебник. - М.: КНОРУС, 2005
  6. Сейфуллаева М.Э., Сейфуллаева З.Б. Интернационализация экономики России как предпосылка реализации международного маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. – № 2. – 2000.
  7. Сигал Е., Попов А., Рябов С., Чеховский Н. «Маркс возвращается»// РБК, – №5, – 2008.
  8. Чеховский Н. Назад в прошлое»// РБК. – №5. – 2008.
  9. Financial Times, 11.06.2005
  10. Wall Street Journal, 01.08.2005

Научные статьи в  сборниках.

    1. Арцишевский Л.Н., Промский Н.И. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и решения // Экономист № 9. – 2001. – 0,9 п.л., в т.ч. вклад автора 0,5 п.л.
    2. Промский Н.И. Формирование транснациональных хозяйственных структур в России и странах СНГ // Сборник научных статей Московского гуманитарного университета "Россия в системе мирохозяйственных связей". – 2004. – 0,8 п.л.
    3. Промский Н.И. Некоторые пути разработки согласованной со странами СНГ структурной и инновационной политики // Сборник научных статей Московского гуманитарного университета "Россия в мировой экономике". – 2006. – 2,0 п..л.
    4. Промский Н.И. Россия в современном мировом хозяйстве и системе конкурентных международных экономических отношений // Научно-практический журнал. "Торгпредство" № 6. – 2006 г. – 0,8 п.л.
    5. Промский Н.И. Особенности интеграции на постсоветском пространстве в условиях глобализации // Сборник материалов VII Чаяновских чтений РГГУ (совместно с другими учебными заведениями и научными институтами РАН) "Глобализация: вызов мировой экономике". – 2007. – 0,3 п.л.
    6. Промский Н.И.. Особенности формирования общего (единого) пространства в СНГ // Сборник материалов VIII Чаяновских чтений РГГУ (совместно с другими учебными заведениями и научными институтами РАН) "Национальная модель развития экономики России". – 2008. – 0,3 п.л.
    7. Промский Н.И. Преимущества региональной интеграции и их использование в процессе повышения международной конкурентоспособности экономики России и других стран СНГ // Вестник экономической интеграции № 3 (8). – 2008. 0,6 п.л.
    8. Промский Н.И. Россия как определяющий фактор формирования единого экономического пространства в рамках СНГ // Вестник Самарского государственного экономического университета № 11 (49). – 2008. – 0,5 п.л.
    9. Промский Н.И. Действующие и возможные формы экономической интеграции стран-участниц СНГ // Проблемы теории и практики управления № 9. – 2008. – 0,5 п. л.
    10. Промский Н.И. Модели и этапы создания единого экономического пространства в сфере торгово-экономических отношений стран СНГ // Вестник экономической интеграции № 4. – 2008. – 0,53 п.л.
    11. Промский Н.И. Возможные сценарии развития интеграции на пространстве СНГ // Экономика, предпринимательство, окружающая среда (ЭПОС) № 3 (35). – 2008. – 0,62 п.л.
    12. Промский Н.И. Количественная и качественная оценка последствий формирования единого экономического пространства в СНГ // Вестник экономической интеграции № 5. – 2008. – 0,44 п.л.
    13. Троицкая Е.В. Проблемы сохранения мира на Земле // Философия мировой политики. Материалы научной конференции (30 ноября 2004 г.). М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 2005. С. 256-262. – 0,5 п.л.
    14. Троицкая Е.В. Транснациональные корпорации: достижение или могильщики цивилизации? // Ученый совет. 2006, № 3. С. 49-58. – 0,7 п.л.
    15. Троицкая Е.В. ТНК и процессы глобализации // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006, № 5. С. 78-80. – 0,2 п.л.
    16. Троицкая Е.В. Транснациональные корпорации как субъект мировой политики // Аспекты: Сб. статей по филос. проблемам истории и современности: Вып. V. М., 2007. – 0,7 п.л.

Информация о работе Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства