Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и технологии обеспечения международной конкурентоспособности государства в условиях глобализации с помощью создания транснациональных корпораций.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
- проанализировать базовые подходы к определению понятия «транснациональные корпорации»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Транснациональные корпорации и тенденции их развития в современных международных экономических отношениях…….……..12
§ 1. Понятие и роль ТНК в международной хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..12
§ 2. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений……………………………………………………...15
§ 3. Экономические преимущества ТНК……………………………………17
§ 4. Транснациональные компании на рынке международного туризма...22
§ 5. Транснациональные корпорации в России……………...……………..26
РАЗДЕЛ 2. Анализ экономических интересов и задач России в СНГ……………………………………………………………………………….30
§ 1. Россия и СНГ: основные направления и особенности экономического взаимодействия…………………………………………………………………..30
§ 2. Условия торгово – экономического сотрудничества………………….48
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ……………53
§ 4. Возможности укрепления позиций России в СНГ…………………….60
РАЗДЕЛ 3 Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов……………………………………………...72
§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики….…......72
§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности……………………….……………………………79
§ 3. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России……...…90
Заключение…………………………………………………………………..96
Список использованной литературы…………………………………...101
Приложения……………….………………………………………………..104

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 208.41 Кб (Скачать документ)

 

Авторские статьи.

    1. Бондаренко Ю.А. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России. // Вестник БелГУ. Серия:  Экономические науки.2006.
    2. Бондаренко Ю.А. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности // Вестник БелГУ. Серия:  Экономические науки.2006.
    3. Бондаренко Ю.А. Перспективы развития российско – украинских отношений в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях глобализации. // Сборник статей по результатам международной конференции «Россия и СНГ», БелГУ. 2007.

 

Интернет-ресурсы.

    1. Сайт «Ведомости» www.vedomosti.ru
    2. Сайт «Газета «Женьминь жибао»  www.russian.people.com
    3. Сайт «Российская электронная библиотека «Эрудит»  www.erudition.ru

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Структура расходов международного туриста на ближнюю  поездку, в % (по А. Буллу).

Страна происхождения  туриста

Международное связующее  звено

Страна назначения (дестинация)

Услуги турагенства

8

Авиаперевозка

30

Размещение

22

Другие услуги (в том  числе информационные)

3

Покупка товаров (в том  числе в магазинах беспошлинной торговли)

5

Трансферы и путешествия  по стране

13

Покупки

12

Налоги

2

Налоги

5

ВСЕГО (без налогов)

11

ВСЕГО

35

ВСЕГО (без налогов)

47


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Крупнейшие гостиничные  цепи мира.

Компания

Местоположение штаб-квартиры

Число номеров, тыс. ед.

Число охваченных стран

Основные торговые марки

Сендант Корпорейшн*

США

515

13

Дейз Иннз, Рамада, Ховард Джонсон, Супер 8, Трэвелодж, Вингейт  Инн

Басс Хоутелз энд Рисортс**

Великобритания

458

87

Холидей Инн, Холидей Инн  Экспресс, Иутер-Континентл

Чойс Хоутелз Интернешнл

США

321

38

Комфорт Иннз энд Сьютс, Кволити  Хоутелз энд Сыотс, Экойолодж

Марриот Интернешнл

США

310

52

Марриот Хоутелз эйр Сьютс, Кутярд

Бест Уэстерн Интернешнл

США

301

72

Бест Уэстерн

Аккор

Франция

289

79

Мотель 6, Новотель, Ибис

Старвуд Хоутелз энд Рисортс  Уорлдуайд***

США

195

71

Шератон Хоутелз энд Рисортс

Промус Хоутелз Корпорейшн

США

189

8

Хэмптон

Хилтон Хоутелз Корпорейшн

США

103

4

Хилтон Иннз

Хайятт ХоутелзИнтернешнл

США

82

38

Хайятт Хоутелз, Рисортс


* В 1997 г. приобрела гостиничную  цепь "Хоспитэлити Франчайз Системс" 
 
** Владеет гостиничными компаниями "Холидей Инн" и "Интер-Континентл Хоутелз энд Рисортс" 
 
*** В 1997 г. купила гостиничную цепь "Ай-Ти-Ти Шератон".

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Сравнительная характеристика стратегий гостиничных ТНК (но Дж. Даннингу и С. Канду).

Показатели

Стратегии развития

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

франчайзинг

контракт на управление

Обеспечение необходимого контроля за стандартами качества

4,73

3,96

3,80

4,35

Опыт использования в  международной практике

3,62

3,70

3,60

3,54

Координационные возможности  родительской компании

4,38

4,22

3,20

3,58

Степень активности родительской компании

4,19

3,58

3,20

3,58

Уровень минимизации трансакционных издержек

3,81

3,65

3,90

3,31

Размер экономии от масштаба производства

4,00

3,29

3,20

3,15

Влияние экономической ситуации в принимающей стране

4,00

3,96

3,20

3,50

Политика принимающей  страны в отношении прямых зарубежных инвестиций

4,15

4,04

2,80

3,50

Влияние обменного курса  валюты принимающей страны и ставки процента

3,62

3,61

3,40

3,08


 

Примечание. Ранжирование проводилось для развитых стран по пятибалльной шкале с максимальной оценкой в пять баллов.

 

 

 

Приложение 4.

Крупнейшие компании России.

Компании

Отрасли промышленности

Объем реализации, млн. руб.

Численность работающих, тыс. чел.

РАО «ЕЭС России»

электроэнергетика

218802,1

697,8

ОАО «Газпром»

нефтяная, нефтегазовая

171295,0

278,4

Нефтяная компания «ЛУКойл»

нефтяная, нефтегазовая

81660,0

102,0

Башкирская топливная компания

нефтяная, нефтегазовая

33081,8

104,8

«Сиданко» (Сибирско-даль-невосточная  нефтяная компания)

нефтяная, нефтегазовая

31361,8

80,0

Нефтяная компания «Сургутнефтегаз»

нефтяная, нефтегазовая

30568,0

77,4

АвтоВАЗ

машиностроение

26255,2

110,3

РАО «Норильский никель»

цветная металлургия

25107,1

115,0

Нефтяная компания «Юкос»

нефтяная, нефтегазовая

24274,4

93,7

Нефтяная компания «Сибнефть»

нефтяная, нефтегазовая

20390,9

47,0





Приложение 5.

Динамика  роста числа ТНК и их дочерних компаний за 1991 – 2007 гг.

       Годы

        Компании-

        учредители

         Дочерние

компании/филиалы

    1991

         35 000

         150 000

    1995

         39 000

         270 000

    1998

         52 000

         510 000

    2000

         63 000

         630 000

    2002

         64 000

         870 000

    2005

         77 175

         773 019

    2007

         79 000

         790 000


1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений.- Т. 26. - М.- 1976. - С. 162

2 Миронов,  Александр Алексеевич  “Концепции  развития  транснациональных корпораций” - М.: Мысль, 1981

3 Чеховский Н. «Назад в прошлое»// РБК. - №5. – 2008г. – С. 226. – стр. 31.

4«Назад в прошлое»// РБК. - №5. – 2008г. – С. 226. – стр. 31.

5 Сайт «Энциклопедия 2008» www.krugosvet.ru

6 Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник/под ред. проф. А. С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. – 654 с. – стр. 161.




Информация о работе Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства