Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:58, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и технологии обеспечения международной конкурентоспособности государства в условиях глобализации с помощью создания транснациональных корпораций.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
- проанализировать базовые подходы к определению понятия «транснациональные корпорации»
Введение……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Транснациональные корпорации и тенденции их развития в современных международных экономических отношениях…….……..12
§ 1. Понятие и роль ТНК в международной хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..12
§ 2. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений……………………………………………………...15
§ 3. Экономические преимущества ТНК……………………………………17
§ 4. Транснациональные компании на рынке международного туризма...22
§ 5. Транснациональные корпорации в России……………...……………..26
РАЗДЕЛ 2. Анализ экономических интересов и задач России в СНГ……………………………………………………………………………….30
§ 1. Россия и СНГ: основные направления и особенности экономического взаимодействия…………………………………………………………………..30
§ 2. Условия торгово – экономического сотрудничества………………….48
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ……………53
§ 4. Возможности укрепления позиций России в СНГ…………………….60
РАЗДЕЛ 3 Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов……………………………………………...72
§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики….…......72
§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности……………………….……………………………79
§ 3. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России……...…90
Заключение…………………………………………………………………..96
Список использованной литературы…………………………………...101
Приложения……………….………………………………………………..104
Авторские статьи.
Интернет-ресурсы.
Приложение 1.
Структура расходов международного туриста на ближнюю поездку, в % (по А. Буллу).
Страна происхождения туриста |
|
Международное связующее звено |
|
Страна назначения (дестинация) | |||
Услуги турагенства |
8 |
Авиаперевозка |
30 |
Размещение |
22 | ||
Другие услуги (в том числе информационные) |
3 |
Покупка товаров (в том числе в магазинах беспошлинной торговли) |
5 |
Трансферы и путешествия по стране |
13 | ||
Покупки |
12 | ||||||
Налоги |
2 |
Налоги |
5 | ||||
ВСЕГО (без налогов) |
11 |
ВСЕГО |
35 |
ВСЕГО (без налогов) |
47 |
Приложение 2.
Крупнейшие гостиничные цепи мира.
Компания |
Местоположение штаб-квартиры |
Число номеров, тыс. ед. |
Число охваченных стран |
Основные торговые марки |
Сендант Корпорейшн* |
США |
515 |
13 |
Дейз Иннз, Рамада, Ховард Джонсон, Супер 8, Трэвелодж, Вингейт Инн |
Басс Хоутелз энд Рисортс** |
Великобритания |
458 |
87 |
Холидей Инн, Холидей Инн Экспресс, Иутер-Континентл |
Чойс Хоутелз Интернешнл |
США |
321 |
38 |
Комфорт Иннз энд Сьютс, Кволити Хоутелз энд Сыотс, Экойолодж |
Марриот Интернешнл |
США |
310 |
52 |
Марриот Хоутелз эйр Сьютс, Кутярд |
Бест Уэстерн Интернешнл |
США |
301 |
72 |
Бест Уэстерн |
Аккор |
Франция |
289 |
79 |
Мотель 6, Новотель, Ибис |
Старвуд Хоутелз энд Рисортс Уорлдуайд*** |
США |
195 |
71 |
Шератон Хоутелз энд Рисортс |
Промус Хоутелз Корпорейшн |
США |
189 |
8 |
Хэмптон |
Хилтон Хоутелз Корпорейшн |
США |
103 |
4 |
Хилтон Иннз |
Хайятт ХоутелзИнтернешнл |
США |
82 |
38 |
Хайятт Хоутелз, Рисортс |
* В 1997 г. приобрела гостиничную
цепь "Хоспитэлити Франчайз Системс"
** Владеет гостиничными компаниями "Холидей
Инн" и "Интер-Континентл Хоутелз
энд Рисортс"
*** В 1997 г. купила гостиничную цепь "Ай-Ти-Ти
Шератон".
Приложение 3.
Сравнительная характеристика стратегий гостиничных ТНК (но Дж. Даннингу и С. Канду).
Показатели |
Стратегии развития | |||
Прямые инвестиции |
Портфельные инвестиции |
франчайзинг |
контракт на управление | |
Обеспечение необходимого контроля за стандартами качества |
4,73 |
3,96 |
3,80 |
4,35 |
Опыт использования в международной практике |
3,62 |
3,70 |
3,60 |
3,54 |
Координационные возможности родительской компании |
4,38 |
4,22 |
3,20 |
3,58 |
Степень активности родительской компании |
4,19 |
3,58 |
3,20 |
3,58 |
Уровень минимизации трансакционных издержек |
3,81 |
3,65 |
3,90 |
3,31 |
Размер экономии от масштаба производства |
4,00 |
3,29 |
3,20 |
3,15 |
Влияние экономической ситуации в принимающей стране |
4,00 |
3,96 |
3,20 |
3,50 |
Политика принимающей страны в отношении прямых зарубежных инвестиций |
4,15 |
4,04 |
2,80 |
3,50 |
Влияние обменного курса валюты принимающей страны и ставки процента |
3,62 |
3,61 |
3,40 |
3,08 |
Примечание. Ранжирование проводилось для развитых стран по пятибалльной шкале с максимальной оценкой в пять баллов.
Приложение 4.
Крупнейшие компании России.
Компании |
Отрасли промышленности |
Объем реализации, млн. руб. |
Численность работающих, тыс. чел. |
РАО «ЕЭС России» |
электроэнергетика |
218802,1 |
697,8 |
ОАО «Газпром» |
нефтяная, нефтегазовая |
171295,0 |
278,4 |
Нефтяная компания «ЛУКойл» |
нефтяная, нефтегазовая |
81660,0 |
102,0 |
Башкирская топливная компания |
нефтяная, нефтегазовая |
33081,8 |
104,8 |
«Сиданко» (Сибирско-даль-невосточная нефтяная компания) |
нефтяная, нефтегазовая |
31361,8 |
80,0 |
Нефтяная компания «Сургутнефтегаз» |
нефтяная, нефтегазовая |
30568,0 |
77,4 |
АвтоВАЗ |
машиностроение |
26255,2 |
110,3 |
РАО «Норильский никель» |
цветная металлургия |
25107,1 |
115,0 |
Нефтяная компания «Юкос» |
нефтяная, нефтегазовая |
24274,4 |
93,7 |
Нефтяная компания «Сибнефть» |
нефтяная, нефтегазовая |
20390,9 |
47,0 |
Приложение 5.
Динамика роста числа ТНК и их дочерних компаний за 1991 – 2007 гг.
Годы |
Компании- учредители |
Дочерние компании/филиалы |
1991 |
35 000 |
150 000 |
1995 |
39 000 |
270 000 |
1998 |
52 000 |
510 000 |
2000 |
63 000 |
630 000 |
2002 |
64 000 |
870 000 |
2005 |
77 175 |
773 019 |
2007 |
79 000 |
790 000 |
1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений.- Т. 26. - М.- 1976. - С. 162
2 Миронов, Александр Алексеевич “Концепции развития транснациональных корпораций” - М.: Мысль, 1981
3 Чеховский Н. «Назад в прошлое»// РБК. - №5. – 2008г. – С. 226. – стр. 31.
4«Назад в прошлое»// РБК. - №5. – 2008г. – С. 226. – стр. 31.
5 Сайт «Энциклопедия 2008» www.krugosvet.ru
6 Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник/под ред. проф. А. С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. – 654 с. – стр. 161.