Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа
Рыночные отношения, к которым стремится наше общество, нельзя представить без конкуренции. Конкуренция представляет собой экономическое соперничество предприятий на рынке за предпочтение потребителя с целью получения большей прибыли. Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Качество и конкурентоспособность продукции……………………….…….4
1.1 Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их показатели…..…………………………………………….…………………...5
1.2 Методы оценки качества………………….………………………….…..9
1.3 Контроль качества продукции…………………………………………..11
1.4 Система управления качеством продукции……………………………..12
2. Система управления качеством продукции ОАО «Горизонт» …………….18
2.1 Краткая характеристика предприятия ………………………………...18
2.2 Обеспечение стандартами качества продукции………………………...24
2.3 Система менеджмента качества ОАО «Горизонт»………………….…26
2.4 Профилактика брака продукции на предприятии…….………………30
3. Пути повышения качества продукции …………………………….…………32
3.1 Опыт ведущих фирм производителей телевизионной техники……….32
3.2 Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции
ОАО «Горизонт»………………………………………………………………..34
3.3 Мероприятия по повышению качества продукции на предприятии ..………………………………………………………………...38
3.4 Совершенствование системы управления качеством на предприятии…40
Заключение…………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………...…50
Система сертификации является независимой, так как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Однако по своему статусу и структурам отличается в различных странах.
В систему сертификации входят ассоциации изготовителей, частные или правительственные организации. Наибольшее распространение получили системы, когда сертификационным органом является национальная организация по сертификации (стандартизации).
В
практике различных стран встречаются
различные системы
Обязательной
сертификации подлежат те изделия или
показатели качества, которые могут
оказать нежелательное
Решение об обязательной сертификации принимает специальный правительственный орган, который может поручить ее проведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за ее пределами.
Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.
Добровольная сертификация базируется на стандартах и в основном уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долговечность, безотказность, эргономические и экономические показатели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.
Сертификация предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной документацией, высокий уровень контроля качества изделий, полную ответственность изготовителя за качество сертификации и информированность изготовителя о методах испытаний в системе контроля. Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Голландии и др. Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса. Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Выданный престижным испытательным центром сертификационный знак является лучшей рекламой продукции. Сертификация третьей стороной, в свою очередь, подразделяется на системы, основой которых являются испытания.
Основой всех систем сертификации являются испытания. Причем, в пяти из восьми систем проводятся типовые испытания образцов в специально утвержденных испытательных организациях с последующим контролем качества продукции, а в шестой системе предпочтение отдается исключительно аттестации предприятия-изготовителя.
Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:
- выдается документ - сертификат соответствия;
- продукция
маркируется знаком
- продукция
заносится в список изделий,
разрешенных к продаже,
Сертификат
выдается на единичную мощность изделия
(автоматическую линию, прокатный стан,
пресс и др.); на массовую продукцию
выдается знак соответствия, который
должен наноситься под контролем
главного контролера сертификационного
центра и только на изделие из выпущенной
партии или на их упаковку, или на то и
другое.
2. Система управления качеством продукции ОАО «Горизонт»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ОАО «Горизонт», выпускающее телевизоры одноименной марки, является одним из крупнейших предприятий промышленности Республики Беларусь, специализируется на массовом производстве теле-, радиоаппаратуры.
В состав ОАО «Горизонт» входят предприятия, имеющие самостоятельный баланс с правом юридического лица:
- головной завод ОАО «Горизонт» - специализируется на производстве товаров народного потребления телевизионной тематики, уставный фонд – 200,9 млрд.руб.;
-
Научно-исследовательский
- Государственный центр испытаний и сертификации бытовой техники "Белли с" (ГИЦ "Беллис"), уставный - 2,7 млрд.руб.;
-
научно-производственный
- завод "Альмагор", изготавливающий телевизионные футляры, мебель, уставный фонд - 55,4 млрд.руб.;
-
специализированное
- Поставский завод "Белит" выпускающий трансформаторы, уставный фонд 19,3 млрд.руб.;
- Подсобное сельское хозяйство "Горизонт", Копыльский р-н, уставный фонд - 2,9 млрд.руб.;
-КОП, уставный фонд 50,2 млн. руб..
В производственной кооперации
задействован целый ряд
ПО “Интеграл” - интегральные микросхемы, полупроводниковые приборы , пульты дистанционного управления;
ПО “Коралл” - кинескопы и кварцевые резонаторы;
ПО “Белвар” - всеволновые селекторы телевизионных каналов;
ПО “Монолит” - керамические конденсаторы;
Завод радиодеталей (г. Пружаны) - резисторы;
Завод “Термопласт” - разъёмные электрические соединители
и многие другие объединения.
Научно-исследовательский институт цифрового телевидения, который входит в состав объединения и является крупнейшей в СНГ проектно-конструкторской организацией этого профиля. Только за последние 7 лет им было разработано в тесном сотрудничестве с фирмой “PHILIPS” и внедрено в серийное производство более 10-ти базовых моделей современных телевизоров 4-6 поколений с общим числом их модификаций более 80-ти. Среди них широко пользующиеся спросом в Беларуси 51/54ТЦ418 , 51/54ТЦ441 , 51/54ТЦ510 , а также освоенные в последнее время современные модели 51/54ТЦ601-603 , 51/54ТЦ655 , 51/54ТЦ675- первый серийный телевизор с цифровой обработкой сигнала, часть которых выпускается с кинескопами 61 см по диагонали.
Основные
технико-экономические
Таблица
2.1. Основные показатели хозяйственной
деятельности
№ | Наименование показателей | Ед. измер. | 2001
год |
2002
год |
темп роста | 2003
год |
Темп роста | |
1. | объем доходов - всего | млн. руб. | 1624,7 | 5886,2 | 362.3% | 19260.1 | 327.2% | |
1.1 | в т. ч. выручка от реализации | млн. руб. | 1590,4 | 5822 | 366, 1% | 16898.8 | 290.3% | |
1.2 | прочие доходы | млн. руб. | 34,3 | 64,2 | 187,2% | 2361,3 | 3678.0% | |
2. | себестоимость реализ. продукции | млн. руб. | 1318.5 | 4762.1 | 361.2% | 14746.1 | 309,7% | |
3. | прочие расходы | млн. руб. | 738.4 | 551,6 | 74,7% | 2524.7 | 457,7% | |
4. | прибыль от реализации продукции | млн. руб. | 239 | 940.6 | 393.6% | 2069.0 | 220.0% | |
5. | рентабельность реализованной продукции | % | 18.1% | 19,8% | 109.0% | 14.0% | 71.0% | |
6. | балансовая прибыль | млн. руб. | -432,1 | 572.6 | -132.5% | 1905.5 | 332.8% | |
7. | налоги из прибыли | млн. руб. | 6 | 206.7 | 3445.0% | 582.2 | 281.7% | |
8. | среднесписочная численность | человек | 2686 | 2680 | 99.8% | 2614 | 97.5% | |
9. | Среднемесячная зарплата | руб. | 8566 | 32014 | 373.7% | 83256 | 260.1% | |
10. | Восстановит. стоимость ОПФ (на кон. года) | млн. руб. | 2384 | 16322 | 684.6% | Нд | ||
11. | Коэф-т текущей ликвидности (норма >=1,7) | |
0.676 | 1.073 | 158.7% | 0.777 | 72,4% | |
12. | Собственный оборотный капитал (СОС) | |
-363,7 | 225.6 | |
296.3 | 131.3% | |
13. | Коэф-т обеспеченности СОС (норма >=0,3) | |
-1.712 | -0.547 | 32.0% | -0.309 | 56.5% |
Примечание. Источник: [5, с.58, таблица 6]
За анализируемый период значительно улучшилось производство и реализация продукции, так, например, выручка от реализации продукции увеличилась с 2001 по 2003 год с 1590,4 до 16898,8 млн. руб.
Объединение постоянно проводит работы по дальнейшему научно-техническому развитию. Выпущена первая партия нового телевизора на моношасси «HORIZONT-4CTV655»; разработаны и переданы на подготовку производства комплекты конструкторской документации на новые телевизоры «Горизонт-54 ДТУ 675», «Горизонт-37 СТV 655 Е» в моноплатном исполнении. Средняя отпускная цена телевизоров — 240 долларов США.
В
ОАО «Горизонт» практически завершена
разработка системы «Качество» на соответствие
требованиям международных
Поскольку разрыв общесоюзных, зачастую неэффективных, экономических связей и неплатежеспособность новых партнеров ставят перед предприятием задачи реструктуризации, изыскания мобильных денежных средств, обновления производственных площадей и разработки новых моделей телевизоров, то естественно возникает глобальная проблема обновления его стратегии внешнеэкономической деятельности. В этой связи поставлены следующие задачи:
— исследование рынков предполагаемых поставок телевизоров;
— разработка новых моделей продукции;
— анализ и обработка печати и информации, полученной по прямой и электронной почте, телефонным звонкам в различные регионы СНГ от отдела патентно-технической информации;
— сбор и анализ данных о предприятиях-изготовителях теле- и радиотехники, а также о новинках теле-, видео- радиотехники в странах СНГ и дальнего зарубежья;
— исследование социально-экономической ситуации в различных регионах стран СНГ, импорта-экспорта телетехники в РБ;
— организация и проведение выставок-продаж в РБ и за ее пределам, широкой рекламной компании на телевидении, радиовещании и в прессе;
— разработка ценовой стратегии, исходя не только из себестоимости и норм прибыли, но и с учетом ситуации на рынке аналогичной продукции.
Телевидение является одним из самых популярных и массовых средств информации. В мире существует огромное количество фирм, производящих телевизионную технику. Номенклатура изделий настолько широка, что способна удовлетворить требования практически любого потенциального потребителя. Выпускаются телевизоры от простых с минимальным набором пользовательских функций до самых сложных с множеством встроенных устройств и выполняемых функций, включающих также в себя элементы компьютерной техники и с возможностями приема спутниковых программ, телетекста, одновременного воспроизведения нескольких программ, со сложными стереосистемами звукового сопровождения.
Размеры телевизионного экрана имеют большой диапазон. За рубежом осуществляется массовый выпуск телевизоров с размерами экрана 11 см, 16 см, 37 см, 42 см, 51 см, 61 см, 63 см, 70 см, 82 см. Производятся различные и по внешнему оформлению телевизоры от самых дорогих в корпусах из ценных пород дерева до очень дешевых пластмассовых, переносные и стационарные телевизоры.
За 2002 г. объединение выпустило 246217 телевизоров, прирост по сравнению с 2001 годом составил 104,0 % или 9518 штук, а против 2003 г. этот показатель равен 103,2 % или 7905 штук.
В
производстве телевизоров применяют
кинескопы импортного производства
фирм «Thomson», «Samsung», «Philips» и «Panasonic», а
также кинескопы литовского производства
(табл. 2.2.).
Таблица
2.2. Производство телевизоров с применением
кинескопов импортного и литовского производства,
шт.
Модель телевизора по кинескопу | 1 квартал 2002 г. | 1 квартал 2003 г. | Отклонение от 1 квартала 2002 г. | 1 квартал 2003 г. в % по отношению к 1 кварталу 2002 г. | ||
шт. | % | шт. | % | |||
Телевизоры с кинескопами импортного производства | 22091 | 43,7 | 53610 | 83,2 | +31519 | 242,7 |
Телевизоры с кинескопами литовского производства | 28403 | 56,3 | 10849 | 16,8 | -17554 | 38,2 |
Итого | 50494 | 64459 | +13965 | 127,7 | ||
Съем | 107 | 342 | ||||
Итого с учетом съема | 50387 | 64117 | +13730 | 127,2 |
Примечание. Источник: [3, с.37, таблица 2]
Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособность продукции