Анализ качества и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание

Рыночные отношения, к которым стремится наше общество, нельзя представить без конкуренции. Конкуренция представляет собой экономическое соперничество предприятий на рынке за предпочтение потребителя с целью получения большей прибыли. Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Качество и конкурентоспособность продукции……………………….…….4
1.1 Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их показатели…..…………………………………………….…………………...5
1.2 Методы оценки качества………………….………………………….…..9
1.3 Контроль качества продукции…………………………………………..11
1.4 Система управления качеством продукции……………………………..12
2. Система управления качеством продукции ОАО «Горизонт» …………….18
2.1 Краткая характеристика предприятия ………………………………...18
2.2 Обеспечение стандартами качества продукции………………………...24
2.3 Система менеджмента качества ОАО «Горизонт»………………….…26
2.4 Профилактика брака продукции на предприятии…….………………30
3. Пути повышения качества продукции …………………………….…………32
3.1 Опыт ведущих фирм производителей телевизионной техники……….32
3.2 Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции
ОАО «Горизонт»………………………………………………………………..34
3.3 Мероприятия по повышению качества продукции на предприятии ..………………………………………………………………...38
3.4 Совершенствование системы управления качеством на предприятии…40
Заключение…………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………...…50

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

     В 1 квартале 2002 г. 56,3 % выпущенных телевизоров  были оснащены кинескопами литовского производства, телевизоров с импортными кинескопами — 43,7 %. В 1 квартале 2003 г. наблюдается обратная ситуация: большинство телевизоров произвели с кинескопами импортного производства (83,2 %), остальные телевизоры — с литовскими кинескопами (16,8 %). Предприятие ставит задачу улучшения качества телевизоров, поэтому в большинстве из них применяются кинескопы фирм «Thomson», «Samsung», «Philips», «Panasonic», а использование кинескопов литовского производства постоянно снижается ввиду их более низкого качества.

     Изменения в реализации телевизоров и движении денежных средств за отгруженную  продукцию в 2002 и 2003 г.г. представлены в таб.2.3.

     Таблица 2.3. Реализация телевизоров «Горизонт» 

Показатели 1 квартал 2002 г. 1 квартал 2003 г. Отклонение  от 1 квартала 2002г.
1.  
реализовано со склада ПО «Горизонт», шт. 59595 66290 +6695
2. реализовано со склада РУП «Завод Горизонт», шт.       48172 50897 +2725
       — в т.ч. за пределы  РБ 12803 12490 -313
3. отгружено продукции со склада ПО «Горизонт», млрд.руб. 226,4 543,2 +276,8
4.       поступило денежных средств за отгруженную продукцию со склада ПО «Горизонт», млрд.руб. 237,9 548,1 +310,2
5.       отгружено продукции со склада РУП «Завод Горизонт», млрд.руб. 232,5 446,0 +213,5
6. поступило денежных средств за отгруженную продукцию со склада РУП «Завод Горизонт», млрд.руб. 219,1 486,0 +266,9
7. поступило денег (РУП «Завод Горизонт», млрд.руб. 185,5 420 +234,5
  — в т.ч. из России 22,0 28,0 +6,0
  — по предоплате 14,9 100,0 +85,1
8. поступило по бартеру (УП «Завод Горизонт»), млрд.руб. 33,6 66,0 +32,4
  — в т.ч. из России 8,1 14,0 +5,9
9. Реализовано со склада завода «Альмагор», шт. 5985 6106 +121
10. Отгружено продукции  по заводу «Альмагор», млрд.руб. 20,9 46,2 +25,3
11. Поступило денежных средств за отгруженную продукцию по заводу «Альмагор», млрд.руб. 12,4 16,5 +4,1
12. Реализовано со склада НПК «Сигнал», шт. 5438 9287 +3849
13. Отгружено продукции  по НПК «Сигнал», млрд.руб. 13,0 50,9 +37,9
14. Поступило денежных средств за отгруженную продукцию  по НПК «Сигнал», млрд.руб. 6,4 45,9 +39,5

Примечание. Источник: [12, с.237, таблица 5.6]

     В целом реализации телевизоров «HORIZONT» В 1 квартале 2003 года была успешной. Этот показатель по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 11,2 % по ОАО «Горизонт» и на 5,7 % по РУП «Завод Горизонт». Проанализируем объемы экспорта и импорта по странам и регионам, для этого используя данные табл. 2.4. 

     Таблица 2.4. Объемы экспорта-импорта в 2003 году 

Показатели Объемы, в тыс.дол. США Темп, %
2003 г. 2002 г.
1. Экспорт всего 13316,7 10050,2 132,5
-в  том числе:      
— в  Россию 12804,1 9299,6 137,7
— в  др. страны СНГ 282,6 598,8 47,2
— за пределы СНГ 230,0 151,8 151,5
2. Импорт  всего 25085,4 24809,9 101,1
-в  том числе:      
— из России 2151,8 3567,4 60,3
— из др.стран СНГ 285,8 301,9 94,7
— из-за пределов СНГ 22647,8 20940,6 108,2

     Примечание. (собственная разработка)

     Российская  Федерация — пока основной регион для экспортных поставок телевизор  «Горизонт».

     По  результатам анализа социально-политической обстановки в регионах, опыта работы, можно выделить наиболее приоритетные регионы экспорта продукции ОАО «Горизонт»: г.Москва, г.Санкт-Петербург, Центральный район, Поволжье, Юг России, Урал, Западная Сибирь. Прогнозируемый объем экспорта в эти регионы в предстоящий сезон составляет до 2000 штук ежемесячно. Сотрудничество с предприятиями из Средней Азии и Казахстана сопряжено с большой долей риска по соображениям экономической безопасности. Оплата денежными средствами из этих государств за поставляемую продукцию по ряду причин невозможна. Объем продаж в Молдову снизился из-за введения акцизов, а также последствий кризиса в России. Экспорт на Украинский рынок невозможен из-за высоких ввозных платежей. Экспорт в Западные страны осложнен многими причинами, наиболее существенными из которых являются необходимость сертификации телевизоров и шасси в стране экспорта до начала поставок; обеспечение сопроводительной документации на национальных языках; ужесточение требований к качеству изделий; необходимость дополнительной подготовки производства.

     Сальдо  внешней торговли по предприятию  имеет отрицательное значение за 2003 г. (т.к. 80 % покупных комплектующих  изделий приобретаются по импорту  в дальнем зарубежье) и составляет минус 11768,7 тысяч долларов США. В  разрезе основных регионов сальдо внешней торговли по России имеет положительное значение и составляет 10652,3 тысяч долларов США, в другие страны и за пределы СНГ соответственно минус 3,2 тысяч долларов США и минус 22417,8 тысяч долларов США. 

2.2 Обеспечение стандартами  качества продукции 

     Как было сказано выше, ОАО «Горизонт» является одним из ведущих предприятий промышленности с высоким техническим уровнем производства, специализирующееся на выпуске телевизоров цветного изображения (ТЦИ).

     Сегодня ОАО «Горизонт» производит шестьдесят пять модификаций телевизоров при номенклатуре базовых моделей более пятнадцати.

     Подготовка  производства и освоение новых модельных  рядов осуществлялись с 1996 г. по 2001 г. и стали возможными в результате внедрения сквозной системы автоматизированного проектирования Proingener. Если раньше на подготовку производства уходило 2-3 года, то с помощью Proingener, сократив подготовительный цикл в несколько раз, завод оперативно за 4-6 месяцев обновляет внешний вид серийных изделий. Оценивая дизайн телевизоров “Горизонт”, можно с уверенностью констатировать, что он ни в чем не уступает зарубежным аналогам.

     Специалисты ОАО «Горизонт» придерживаются концепции  концерна “PHILIPS”, которая нынче доминирует в мире телевизионной техники. Самые современные технические решения нашли отражение в различных серийно выпускаемых, а также во вновь осваиваемых моделей телевизоров. НИИ ЦТ входящим в состав объединения, поддерживается постоянная связь с институтом концерна “PHILIPS” по вопросам разработки новых перспективных моделей телевизоров. Сборка и настройка телевизоров также осуществляется на автоматической линии компании “PHILIPS”.

     Руководство и специалисты завода ответственно относятся к поддержанию достигнутого уровня качества, организации системы управления качества. Особое внимание специалисты завода уделяют работам, связанным с сертификацией продукции, совершенствованию системы качества, аттестации производства.

     Поскольку критерий оценки системы качества, состояние производства и его способность обеспечивать стабильный уровень качества регламентируют международные стандарты ИСО серии 9000, то руководством объединения было принято решение о приведении заводской системы управления качеством в соответствие с требованиями ИСО серии 9000.

     Для достижения поставленной цели в объединении была проведена работа по подготовке и проведению сертификации системы качества (СК), разработки, производства и технического обслуживания цветных телевизоров.

     В частности, подготовлена и внедрена нормативная документация СК, включая политику в области качества, руководство по качеству, процедурные документы (методические указания, стандарты предприятия (СТП), рабочие и должностные инструкции; персонал обучен требованиям стандартов ИСО 9001; обучена и аттестована группа специалистов на право проведения внутреннего аудита; разработана, изготовлена и внедрена наглядная агитация по СК; проведены внутренние проверки подразделений ОАО «Горизонт» и НИИ ЦТ по элементам СК, разработаны и выполнены корректирующие мероприятия по несоответствиям, выявленным при внутренних проверках; проведен предварительный аудит СК специалистами ГП ЦЭСМ.

     В результате работы комиссии Госстандарта было вынесено решение, что СК по разработке и производству цветных телевизоров ОАО «Горизонт» в составе ГП НИИ ЦТ и ОАО «Горизонт» соответствует требованиям СТБ ИСО 9001. И Госстандартом Республики Беларусь был выдан сертификат № BY/112 05.0.0.0031 от 18.11.99г.

     Все работы по подготовке и сертификации СК проводились под методическим руководством службы главного контролера.

     Однако  работа по сертификации на соответствие выпускаемой продукции требованиям  европейских международных стандартов на этом не прекратилась. И уже 4 февраля 2001 года ОАО «Горизонт» становится первым предприятием в СНГ, которое получает сертификат независимой сертификационной группы “NEMKO” (г.Осло, Норвегия), удостоверяющий, что телевизоры “Горизонт” соответствуют европейским стандартам по электромагнитной совместимости, электро- и пожарной безопасности.

     Важность  проведенных работ очевидна, поскольку получение сертификата соответствия международных институтов решает все проблемы по выходу телевизоров на западно-европейский рынок.

     А признанием продукции, выпускаемой  ОАО «Горизонт», на отечественном белорусском рынке является то, что по результатам конкурса, проведенного под эгидой Белорусского общества защиты прав потребителя и Белорусской экологической партией зеленых, телевизор “Горизонт 54CTV670Ti-5” назван лучшей продукцией 2000 года, а читатели газеты “Частная собственность” считают минские телевизоры “Маркой года – 2000”.

     Поскольку СК по разработке и производству цветных  телевизоров ОАО «Горизонт» соответствует  требованиям СТБ ИСО 9001 только в  составе ГП НИИ ЦТ и ОАО «Горизонт», то в дальнейшем под ней будет подразумеваться СК ОАО «Горизонт» по разработке и производству ТЦИ.

     Система качества ОАО «Горизонт» основывается на бывшей системе КС УКП, которая в свою очередь базируется на стандартах предприятия. Система включает основополагающие стандарты предприятия, а также охватывает все стадии жизненного цикла продукции. 

2.3 Система менеджмента  качества ОАО «Горизонт» 

     Основополагающие  стандарты системы обеспечения  качества устанавливают основные положения по организации разработки отдельных элементов системы качества, взаимодействии подразделений предприятия по вопросам обеспечения качества, показатели для оценки работы подразделений, а также порядок и величину снижения установленных показателей качества труда.

     Кроме того в них определяется порядок  разработки и организация контроля за выполнением мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции, а также порядок проведения заводских “Дней оценки качества” (ДОК) и заседаний постоянно действующей комиссии по качеству (ПДКК).

     Целью создания и функционирования системы качества на предприятии являются:

     удовлетворения  потребителя в продукции и  услугах высокого качества;

     выполнение  требований стандартов и нормативной  документации (НД);

     получение прибыли;

     соответствие  продукции последним достижениям  науки и техники;

     удовлетворенность и увлеченность сотрудников предприятия результатами деятельности по качеству.

     Качество  работы подразделений предприятия, его продукции и услуг определяют постоянным выполнением указанных  предпосылок на каждом этапе создания продукции и услуг.

     Качество  является основной составной частью стратегии объединения. Руководство объединения, предприятий и подразделений несет ответственность за качество продукции и определяет политику в области качества. Оно обеспечивает понимание, соблюдение и осуществление этой политики на всех уровнях.

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособность продукции