Анализ товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:39, дипломная работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы состоит в проведении анализа рынка лакокрасочных материалов г. Брянска. В соответствии с указанной целью потребовалось решение следующих задач:
раскрыть сущность и содержание методов и направлений исследования товарного рынка;
провести исследование рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
определить емкость рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
разработать практические рекомендации по сегментированию рынка лакокрасочных материалов.

Содержание

Введение 3
Теоретико-методические основы исследования товарного рынка 7
1.1. Понятие товарного рынка 7
1.2. Направления и задачи исследования товарного рынка 11
1.3. Методические основы исследования товарного рынка 24
2. Исследование рынка лакокрасочных
материалоВ г. Брянска 34
2.1. Организационно экономическая характеристика деятельности ООО «РИМ» 34
2.2. Исследование конъюнктуры российского рынка лакокрасочных
материалов на основе вторичных источников информации 59
2.3. Исследование рынка лакокрасочных материалов г.Брянска с использованием первичных методов сбора информации 72
3. Анализ рынка лакокрасочных материалов
и рекомендации ООО «РИМ» по работе на нем 84
3.1. Сегментирование рынка лакокрасочных материалов 84
3.2. Определение емкости рынка лакокрасочных материалов 90
3.3. Рекомендации по выбору стратегии развития для ООО «РИМ» на рынке ЛКМ 95
Заключение 101
Список литературы 106

Работа состоит из  1 файл

диплом исследование товарного рынка1.doc

— 1.25 Мб (Скачать документ)

                                   0

                                                                                        Относительная рыночная доля

                                     1.0                   0.5                    0 

                  Рис.20. Матрица БКГ для ООО «РИМ» 

    Категория «Звезда» является наиболее перспективной, поскольку для нее характерно владение большой долей быстро растущего рынка данной продукции. «Звезда» способна аккумулировать значительные ресурсы и позаботиться о себе. Однако, если для реализации данной продукции понадобятся дополнительные средства, их необходимо предоставить, поскольку вложенный капитал имеет высокую отдачу. Отбирать же деньги у «звезды» не рекомендуется, чтобы не мешать ее развитию.

     Матрица GE МакКинзи представляет собой многофакторную модель анализа стратегических позиций конкурентных продуктов-бизнесов. Для перехода к графическому изображению в фактической ситуации по портфолио-методу оценим значение факторов осей "Х" и "У" с помощью шкал важности и оценки. Расчет координат по оси "Х" и "У" представлен в таблицах 34 и 35. Введем две шкалы: шкалу важности с весовыми коэффициентами (3 – очень важно, 2 – важно, 1 –менее важно) и оценочную пятибалльную шкалу (5 – очень хорошо, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2  - плохо, 1 – очень плохо). Оценка проводилась экспертами-товароведами предприятия.

                                                                                                         Таблица 35

     Определение координаты по оси "У"

Факторы Важность Оценка Интегральный  результат Коорди-ната
1 2 3 4 5
1. Объем рынка 3   *       6 2,7
2.Степень  насыщенности рынка 3   *       6
3. Рентабельность отрасли 2 *         2
4. Барьеры для вхождения в отрасль 2       *   8
5. Технологический уровень нововведений 2         * 10
Общая сумма 12           32

 

     Таблица 36

     Определение координаты по оси "Х"

Факторы Важность Оценка Интегральный  результат Коорди-ната
1 2 3 4 5
1. Относительная доля на рынке и ее развитие 3     *     9 3,78
2. Финансовые возможности предприятия 3   *       6
3. Рентабельность всех видов продукции 3   *       6
4. Квалификация руководящих кадров и специалистов 3         * 15
5. Прогноз роста производства 2       *   8
Общая сумма 14           53

 
 

     По  полученным координатам построим матрицу  Мак-Кинзи (GE) (рис. 21). Матрица выделяет три основных стратегических направления:

  1. наступательная стратегия;
  2. оборонительная стратегия – сохранение позиций;
  3. стратегия дезинвестирования – отход  и ликвидация.

     Положение основной продукции предприятия  характеризуется высокой эффективностью бизнеса и средней привлекательностью на рынке, следовательно, необходимо применить следующую стратегию, предложенную МакКинзи: удержать и расширить лидерство на рынке. Данная стратегия ориентирует деятельность предприятия на стремление к лидерству, на избирательные инвестиции по критерию эффективности и укрепление  уязвимых мест. Выбор стратегической альтернативы представлен в таблице 37. 
 

    1   2   

    3

      4   5   6
      7   8   9

  

    

                                               Рис.21. Матрица Мак-Кинзи

     Таблица 37

     Выбор стратегической альтернативы

 Стратегическая альтернатива  Условия применения
Ограниченный рост или стабильное развитие  Применяется при условии стабильной технологии и удовлетворенности организацией своим положением. Следовательно, ставится задача поддержать свои конкурентные преимущества
Рост  Используется  при условии высокой динамики развития и быстро изменяющихся технологий.
Сокращение  Характерна  для фирм, в которых цели устанавливаются «ниже достигнутого», в случае, если ключевые показатели имеют устойчивую тенденцию к снижению.
 Сочетание  Характерна  для многоотраслевых компаний.

 

     Поэтому для ООО «РИМ» в нынешних условиях будет наиболее предпочтительно применить стратегическую альтернативу "ограниченный рост или стабильное развитие". Это целесообразно по следующим причинам:

  • Предприятие не располагает достаточными финансовыми средствами для реализации более агрессивных стратегических альтернатив.
  • Состояние предприятия на нынешний момент стабильно, т.о. «сокращение» также не является целесообразным.

     С учетом проведенного анализа состояния  предприятия, а также его долгосрочных целей и выбранной стратегической альтернативы, ООО «РИМ» можно порекомендовать в качестве эталонной выбрать стратегию прочного внедрения на рынок. Для ее реализации необходимо увеличить затраты и интенсивность рекламы, укрепить связи с поставщиками и др.

     Выбор конкурентной стратегии осуществляется с помощью матрицы Портера, в центре внимания которой находится как удовлетворение потребностей покупателей, так и конкурирующие силы рынка, а именно: потенциальные конкуренты, покупатели, поставщики, продукты-заменители и реальные конкуренты внутри отрасли. Согласно матрице Портера (рис. 22). 

Стратегическая цель   Стратегическое  преимущество
Неповторимость  продукта с точки зрения потребителя Преимущество  в себестоимости
Вся отрасль Дифференциация Ценовое лидерство
Один сегмент рынка Концентрация на сегменте

     Рис. 22. Матрица Портера

       ООО «РИМ» для достижения успеха в конкурентной борьбе необходимо использовать стратегию лидерства в области - предприятию необходимо концентрировать свои усилия на закупках и продажах лакокрасочных материалах, отличающихся от продуктов конкурентов в лучшую сторону и имеющих низкую стоимость для потребителей. Эта стратегия позволяет управлять затратами, наращивать объемы производства, и добиваться высокого уровня доходов и нормы прибыли, а следовательно делает фирму более конкурентоспособной. Выбранные стратегии обозначены в таблице 38.

       Таблица 38

     Выбранные стратегии и альтернативы развития

Продукт/бизнес Стратегическая альтернатива Эталонная стратегия Конкурентная  стратегия
Оптовая торговля лакокрасочными материалами Сочетание роста  с сокращением Прочное внедрение на рынок Лидерство в  области затрат

 

      Значимым  для предприятия стратегическим шагом является изменение организационной структуры. Проведенный управленческий анализ показал, что руководство ООО «РИМ» недостаточно внимания уделяет маркетингу. Основные задачи этого подразделения распределяются между всеми работниками организации, которые вследствие загруженности собственными проблемами, неэффективно выполняют совмещение работ в области маркетинга. Поэтому на предприятии предлагается создать группу маркетинга.

     Таким образом, в третьей главе по результатам  анализа внешней и внутренней среды ООО «РИМ» разработаны  общекорпоративные и функциональные стратегии. Разработанные стратегии позволяет ООО «РИМ» сохранить высокие темпы роста в долгосрочной перспективе. 

 

       Заключение 

      Феномен рынка является наиболее важным в сфере маркетинга, как, пожалуй, и в любой другой области бизнеса. Все проблемы, анализируемые в маркетинге, основаны на функционировании рынков. Такие базовые маркетинговые вопросы, как ценообразование, потребительское поведение, продвижение товаров, каналы дистрибуции и т.д. базируются на понятии рынка. Кроме того, если мы рассматриваем рынок со стороны потребителей, то он предстанет как неотъемлемая часть любой покупательской деятельности, поскольку включает взаимодействие и обмены между продавцами и покупателями. Понятие рынка чрезвычайно часто присутствует в различных маркетинговых теориях, однако детальной его аналитической проработке не уделяется должного внимания.

      Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара (услуги) или  группы товаров, связанных между  собой определенными признаками производственного или потребительского характера.

      Основой такой классификации рынка является материально-вещественная форма товара. Степень агрегирования потребительских благ зависит от целей исследования. Могут быть выделены следующие уровни детализации:

  1. общегрупповой - непродовольственные товары, продукты питания, услуги;
  2. групповой - по группам товаров (услуг): обувь, одежда, мебель и т.д.
  3. видовой - по видам товаров в каждой группе: обувь детская, мужская и т.д.

      Существуют  различные признаки классификации  товарных рынков. Для практического  исследования рынка первостепенное значение имеют следующие:

  1. Территориальный охват. Анализ рынка проводится в рамках внутреннего (совокупного), внешнего (мирового) или регионального рынка. Исследование совокупного внутреннего и внешнего рынков проводятся по укрупненным товарным группам и носят стратегический характер. При анализе регионального товарного рынка наряду с региональными особенностями необходимо учитывать состояние совокупного рынка.
  2. Характер конечного использования товара. По данному признаку товарные рынки различаются на рынки товаров потребительского назначения (ТПН) и рынки товаров производственного назначения. Специфика исследования рынков ТНП связана с тем, что эти товары рассчитаны на индивидуальных потребителей. Большое внимание в таких исследования уделяется изучению вкусов, желаний, поведения потребителей. Особое внимание в исследовании рынков товаров производственного назначения уделяется изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товара.

Информация о работе Анализ товарного рынка