Конкурентоспособность продукции и пути её повышения (на примере УП «ПРОМСВЯЗЬ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:32, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – определение путей повышения конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь» на рынке оборудования электросвязи.
Сформулированная цель обусловила постановку и решение следующих основных задач:
- изучение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Понятие конкурентоспособности товара
1.2 Показатели конкурентоспособности товара
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
УП «ПРОМСЯЗЬ»
2.1 Характеристика предприятия и основные направления его развития
2.2 Анализ рынка
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь»
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУЦИИ УП «ПРОМСВЯЗЬ»
3.1 Пути повышения конкурентоспособности телефонного аппарата.
3.2 Оценка конкурентоспособности после внедрения мероприятий
3.3 Прогнозирование объемов продаж с помощью трендового метода
3.5 Маркетинговые мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции
3.4 Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 3.31 Мб (Скачать документ)


5

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1.1 Понятие конкурентоспособности товара

1.2 Показатели конкурентоспособности товара

1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

УП «ПРОМСЯЗЬ»

2.1 Характеристика предприятия и основные направления его развития

2.2 Анализ рынка

2.3 Оценка конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь»

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУЦИИ УП «ПРОМСВЯЗЬ»

3.1 Пути повышения конкурентоспособности телефонного аппарата.

3.2 Оценка конкурентоспособности после внедрения мероприятий

3.3 Прогнозирование объемов продаж с помощью трендового метода

3.5 Маркетинговые мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции

3.4 Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики рынок потребительских товаров стремительно насыщается, поэтому существует конкуренция между фирмами, выпускающими однородную продукцию. Выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции по сравнению с аналогами – главная задача предприятий.

В условиях рыночных отношений жесткая конкуренция, быстрое обновление номенклатуры товаров постоянно ставят перед фирмами вопросы: как воспримет покупатель произведенную продукцию и каковы причины успеха или неудачи товара? Необходимость анализа таких проблем вызывается и увеличивающейся стоимостью новых изделий, высоким риском, связанным с их созданием.

Каждая фирма прилагает много усилий для того, чтобы её продукция на рынке была конкурентоспособной. Выпуск конкурентоспособной продукции и её реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по кредитам, персоналом фирмы, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции, увеличение объема её реализации, рентабельности продаж и прибыли является актуальной задачей для каждого предприятия.

Исходя из вышеизложенного, тема дипломной работы «Конкурентоспособность продукции и пути её повышения на примере Унитарного предприятия «Промсвязь» является современной и актуальной.

Объектом исследования является Унитарное предприятие (УП) «Промсвязь» - ведущий отечественный разработчик и изготовитель оборудования электросвязи.

Предмет исследования – оценка и пути повышения конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь».

Цель дипломной работы – определение путей повышения конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь» на рынке оборудования электросвязи.

Сформулированная цель обусловила постановку и решение следующих основных задач:

-      изучение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности продукции;

-      проведение анализа конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь»;

-      оценка конкурентоспособности телефонного аппарата, производимого УП «Промсвязь»;

-      разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности телефонного аппарата, производимого на УП «Промсвязь».

В работе использованы данные и информация внутренней отчетности предприятия, результаты маркетинговых исследований отдела маркетинга и сбыта УП «Промсвязь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

1.1 Понятие конкурентоспособности товара

 

В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения  потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.

Понимание того, что скрывается за словом «конкурентоспособность» еще не устоялось. В справочной, нормативно-технической и методической литературе конкурентоспособность рассматривается с общих позиций. Большинство публикаций объединяет подход к конкурентоспособности как характеристике возможности сбыта товара в условиях конкуренции. Такое определение, на наш взгляд, не раскрывает сущность рассматриваемой категории, констатируя, и без того очевидную,  зависимость сбыта от конкурентоспособности. При этом также теряется содержание конкурентоспособности конкретного товара, которая обуславливает распределение спроса между ним и другими обращающимися на рынке изделиями аналогичного назначения.

Распространенным является подход к категории «конкурентоспособность» как комплексу потребительских свойств товара безотносительно к его стоимости. При этом предполагается, что низкая конкурентоспособность ведет к снижению цен на товары и, наоборот, повышение конкурентоспособности обуславливает рост цен. В данном случае конкурентоспособность отожествляется с качеством продукции, хотя качество лишь один из факторов конкурентоспособности.

Если подойти к определению конкурентоспособности товаров через их цены, которая исходит из представления о цене как универсальной характеристике товара, где отражаются все ее потребительские и меновые свойства. Различие таких свойств у конкурирующих изделий должно проявляться в различии цен, которая, как считают, и есть конкурентоспособность этих товаров по отношению друг к другу. На наш взгляд, нельзя делать выбор среди группы товаров-конкурентов исключительно на основе сопоставления цен.

Чтобы выявить сущность категории «конкурентоспособность» продукции, прежде всего, необходимо учитывать, что она в условиях рыночной экономики, должна рассматриваться с точки зрения потребителей.

Изучение теории и практики маркетинга дает возможность утверждать, что основным принципом оценки конкурентоспособности товара является его сопоставление с соответствующими потребностями покупателя.

Рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям  потребителей и где выявляется их отклонение от этих требований. При совершении покупки каждый индивидуальный покупатель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогов и приобретает именно то изделие, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.

Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует по сравнению с товарами-конкурентами. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе, другими словами, позволяет говорить, что  товар был конкурентоспособен.

Стремясь к потреблению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим потребительским эффектом), потребитель не может не думать о затратах, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь  оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат, Поэтому, для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия   конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами.

Таким образом, затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара складываются из двух статей:

-      расходов на покупку (продажная цена);

-      расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.) В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

Уровень цены потребления представляется для покупателя составным элементом конкурентоспособности товара и зависит, прежде всего, от потребительских свойств конкретного изделия.

Затраты на удовлетворение потребности определяются условиями приобретения и потребления, которые связаны с социально-экономическим положением потребителей, наличием услуг, их стоимостью, удаленностью предприятий сервиса, а также зависят от факторов общеэкономического характера. Часто расходы, возникающие в процессе потребления, по многим видам изделий существенно превышают продажную цену.

Таким образом, конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект по отношению к цене потребления.

Это и есть, по нашему мнению, условие конкурентоспособности товара в самом общем виде.

Всегда следует помнить, что попытка торговли неконкурентоспособными товарами теряет всякий смысл, так как приносит одни убытки – как финансовые, так и моральные. С другой стороны, нет и не может быть «абсолютно» конкурентоспособности или неконкурентоспособности: оба эти понятия  связаны с рынком и временем, а также разнообразными факторами, влияющими на рынок.

Как известно, конкурентоспособность продукции тесно привязана  к конкретному рынку (внутреннему, региональному, общенациональному, международному и т.д.) и требованиям строго определенных групп потребителей. Так, чрезмерная погоня за «излишним» качеством может сделать  товар недосягаемым  для тех групп потребителей, для которых он предназначен и, следовательно, не обеспечит ему «необходимый» уровень конкурентоспособности. В ряде случаев для успешной реализации товар может не иметь самый высокий технический уровень. С другой стороны, на практике нередки случаи, когда изделие, отвечающее с технической точки зрения мировым стандартам, не находит активного сбыта на конкретном рынке, т.е. не имеет должной конкурентоспособности.

Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров к их выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; действующими законодательствами, нормативными техническим регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукцию фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок. 

Конкурентоспособность товара, как уже отмечалось, является относительной величиной. И не только потому, что выражается безмерным показателем. Существенное влияние на данный показатель оказывает фактор времени. Под воздействием научно-технического прогресса, моды и вырастающих требований  рынка уровень конкурентоспособности постоянно понижается. Этот процесс можно замедлить, но остановить невозможно. Поэтому, вновь создаваемая продукция должна обладать определенным запасом конкурентоспособности и тем большим, чем больше период ее освоения.

Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен и выражает, и, прежде всего, стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности. Рентабельность его собственной деятельности – основное условие коммерческого успеха. Для обеспечения преимуществ поставляемого товара по уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли. Поэтому для производителя условия конкурентоспособности его товара в практическом плане оценивается как отношение общей выручки от реализации к совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное обслуживание. При этом продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их товаров с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей работе в условиях рыночной конкуренции.

Сейчас в маркетинговых и экономических изданиях часто встречается публикации о брендинге.

Бренд – это совокупность общественного имиджа продукта или услуги, включающая функциональность, целевую аудиторию, престиж, ценностные ориентиры, и другие маркетинговые и бизнес-единицы.

Бренд – это известная и популярная у потребителей торговая марка. Сегодня бренд определяет конкурентные преимущества того или иного товаров в большей степени, чем традиционные характеристики конкурентоспособности – цена и качество. Функция бренда – социально-психологическое воздействие на восприятие товара. Выбирая тот или иной товар, потребитель зачастую не в состоянии сразу же оценить его качество и распознать квалиметрические конкурентные преимущества продукции. Сегодня бренд воспринимается как показатель качества продукта (при этом реальное качество товара играет не существенную роль), индификатор статуса владельца, носитель других имиджевых характеристик.

Конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособное предприятие, а для такого предприятия нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимостей давно замечена и внимательно изучается в маркетинге.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и пути её повышения (на примере УП «ПРОМСВЯЗЬ»)