Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:32, дипломная работа
Цель дипломной работы – определение путей повышения конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь» на рынке оборудования электросвязи.
Сформулированная цель обусловила постановку и решение следующих основных задач:
- изучение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности продукции;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Понятие конкурентоспособности товара
1.2 Показатели конкурентоспособности товара
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
УП «ПРОМСЯЗЬ»
2.1 Характеристика предприятия и основные направления его развития
2.2 Анализ рынка
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь»
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУЦИИ УП «ПРОМСВЯЗЬ»
3.1 Пути повышения конкурентоспособности телефонного аппарата.
3.2 Оценка конкурентоспособности после внедрения мероприятий
3.3 Прогнозирование объемов продаж с помощью трендового метода
3.5 Маркетинговые мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции
3.4 Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сроки эксплуатации зависят от особенностей товаров. Критерии, по которым потребитель оценивает товар, включает в себя гораздо больше аспектов, чек качество и цена потребления. Для успешной продажи товара необходимо, чтобы он появился на том рынке, на котором он действительно нужен, в нужном количестве, в нужный момент времени; чтобы потребитель был подготовлен к появлению данного товара. Все это зависит от эффективного решения всех трех комплексов маркетинговых задач: изучения рынка, создания и производства товара, сбыта и деятельности по его стимулированию. Особенно стремительно в последние годы растет значение организационно-коммерческих показателей, обеспечивающих скорейшее продвижение товара от производителя до потребителя.
Организационно-коммерческие показатели отражают преимущества или недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследований рынка и запросов конечных потребителей, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулированию продаж, рекламной деятельности, правильности выбора ценовой стратегии, рациональности формирования сбытовой сети и каналов товародвижения и др. Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и включают в себя уровень компетенции в подготовке и проведении переговоров и заключении торговой сделки, в выборе форм и методов поставки.
Организационно-коммерческие показатели конкурентоспособности в конечном счете определяют эффективность маркетинговой программы предприятия. Они свидетельствуют об умении производителя и продавца в наибольшей степени использовать сложившуюся на данный момент времени рыночную ситуацию с тем, чтобы достичь конкурентных преимуществ на рынке товаров, что в значительной мере определяет стратегию к тактику деятельности предприятия на рынках.
При расчете организационно-коммерческих показателей конкурентоспособности товара весьма сложно получить необходимую информацию. В этой связи расчет организационно-коммерческих показателей должен производиться экспертными комиссиями.
В зависимости от специфических особенностей продукции и условии ее применения система оценочных показателей может дополняться и сокращаться. Кроме того, исходя из характера решаемой задачи, часть указанных показателей может использоваться при оценке в качестве ограничений.
Экономические показатели характеризуют полные затраты покупателя на приобретение и эксплуатацию (или приобретение товара) и представляют собой элементы цены потребления. В самом общем виде цену потребления могут составлять следующие элементы:
- цена товара;
- расходы на транспортировку товара до места использования;
- стоимость установки, монтажа, приведения в работоспособное состояние;
- обучение обслуживающего персонала;
- затраты на топливо (электроэнергию);
- заработная плата обслуживающего персонала;
- затраты на послегарантийный сервис и покупку запасных частей;
- налоги;
- расходы на утилизацию изделия после выработки ресурса;
- непредвиденные расходы;
Наряду с вышеназванными составляющими в цену потребления могут включаться также другие элементы, характеризующие индивидуальные особенности товара. Организационно-коммерческие показатели определяют условия продажи продукции. К группе этих показателей можно отнести показатели, характеризующие условия платежа, поставок, сроки и условия гарантий, условия скидок т.д.
Важной задачей при оценке уровня конкурентоспособности является количественное определение параметров изделия. По способу количественного определения различают «жесткие» и «мягкие» параметры. «Жесткие» параметры имеют естественную физическую меру, выраженную в тех или иных единицах, и описывают важнейшие функции изделия, заданные конструктивными принципами. Например: мощность, размер, точность и т.п. «Мягкие» параметры не имеют, как правило, естественной физической меры и вследствие этого трудно поддаются количественной оценке. К «мягким» параметрам относятся показатели, характеризующие свойства эргономичности, эстетичности изделия, организационно-коммерческие показатели. Определение этих показателей требует выбора способа их количественной оценки. При этом возможно применение органолептических методов, построенных на восприятии человека того или иного свойства изделия и выражении восприятия в цифровой (бальной) форме. Кроме того, при оценке «мягких» параметров находят применение и квалиметрические методы, проводимые группой экспертов. При этом эксперты ориентируются не столько на непосредственное восприятие свойств изделия, сколько на опыт работы рынке, на понимание роли свойств изделия в удовлетворении потребностей покупателя. Квалиметрические методы основываются на соизмерении различных свойств изделия и обобщении экспертных оценок.
Таким образом, конкурентоспособность – это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции
Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки. Практически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно-технического прогресса.
Начальным этапом оценки конкурентоспособности любого товара является определение цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие. Конкурентоспособность товара на рынке оценивается путем сравнения предложений предприятия с тем, что демонстрируют конкуренты по перечню важнейших требований потребителей.
Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает:
- установление цели оценки конкурентоспособности продукции и выбор предполагаемых рынков сбыта;
- анализ состояния рынка, объемов, структуры и факторов спроса и предложения, перспектив их изменения на соответствующий период оценки конкурентоспособности;
- выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции.
Оценивать конкурентоспособность, только сравнивая параметры анализируемого товара с параметрами аналогичных товаров, имеющихся на рынке, методологически неверно, потому что нет ответа, насколько эти конкурирующие товары удовлетворяют потребности покупателей и в какой мере они отвечают перспективным требованиям по потребительским свойствам. Поэтому изучение конкурентоспособности должно начинаться с выяснения потребностей потенциальных покупателей, то есть с установления параметров товара-эталона или гипотетического товара (то есть удовлетворяющего какую-либо потребность на 100%).
На сегодняшний день существует большое количество методов расчета конкурентоспособности товара, более того процесс их модификации и создания новых вариантов продолжается, в данной работе нами предлагается к рассмотрению наиболее удачные.
При оценке уровня конкурентоспособности продукции применяются следующие методы:
- дифференциальный;
- комплексный;
- смешанный.
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении. Результат данного метода дает следующие оценки:
- достигнут ли уровень в целом;
- по каким параметрам он не достигнут;
- какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.
Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
(i = 1, 2, 3,...,n), (1.1)
где qi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Pi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Piо – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n – количество параметров.
Таким образом, в анализе результатов оценки можно видеть следующее:
- при оценке по нормативным параметрам единичный показатель может принимать только два значения - 1 или 0. Если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0;
- при оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами;
- если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, обусловленные характером использования (эксплуатации) этой продукции, социальными условиями, традициями, физиологическими особенностями, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя.
Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формуле (1.2 и 1.3):
(i = 1, 2, 3,...,n), (1.2)
, (1.3)
где qi`, qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
Pi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Pi 0 – величина i-го параметра для изделия, принятого за образец.
Следовательно, анализ результатов оценки выглядит следующим образом:
- из формул (1.2) и (1.3) выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности (например, для оценки производительности - формула (1.2), а для удельного расхода топлива - формула (1.3);
- если технические параметры продукции не имеют физической меры (например: комфортность, внешний вид, соответствие моде), для придания этим параметрам количественных характеристик необходимо использовать экспертные методы оценки в баллах.
Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.
Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении полезных удельных эффектов анализируемой продукции и образца. Полученный групповой показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований. Иногда в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении.
Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.
Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле (1.4):
, (1.4)
где Iнп – групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;
qнi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитывается по формуле (1);
Информация о работе Конкурентоспособность продукции и пути её повышения (на примере УП «ПРОМСВЯЗЬ»)