Конкурентоспособность продукции и пути её повышения (на примере УП «ПРОМСВЯЗЬ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:32, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – определение путей повышения конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь» на рынке оборудования электросвязи.
Сформулированная цель обусловила постановку и решение следующих основных задач:
- изучение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Понятие конкурентоспособности товара
1.2 Показатели конкурентоспособности товара
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
УП «ПРОМСЯЗЬ»
2.1 Характеристика предприятия и основные направления его развития
2.2 Анализ рынка
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь»
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУЦИИ УП «ПРОМСВЯЗЬ»
3.1 Пути повышения конкурентоспособности телефонного аппарата.
3.2 Оценка конкурентоспособности после внедрения мероприятий
3.3 Прогнозирование объемов продаж с помощью трендового метода
3.5 Маркетинговые мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции
3.4 Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 3.31 Мб (Скачать документ)

n – число нормативных параметров, подлежащих оценке.

Анализ результатов представляется в таких выводах:

- если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.

Расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле (1.5):

 

,                                                                      (1.5)

 

где              Iтп – групповой показатель конкурентоспособности по техническим               параметрам;

qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам (1.1), (1.2), (1.3);

ai – весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;

n – число параметров, участвующих в оценке.

Анализ результатов представляется в таких выводах:

а) полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей;

б) основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований, спросов потребителей, семинаров, выставок образцов;

в) в случае трудностей, возникающих при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических параметров).

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции.

Полные затраты потребителя определяются по формуле (1.6):

 

,                                                                      (1.6)

 

где              З – полные затраты потребителя на приобретение и потребление               (эксплуатацию) продукции;

Зс – единовременные затраты на приобретение продукции;

Сi – средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы;

Т – срок службы;

i – год по порядку.

При этом имеет место формула (1.7)

 

,                                                                                    (1.7)

 

где              Сj – эксплуатационные затраты по j-ой статье;

n – количество статей эксплуатационных затрат.

В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле (1.8):

 

,                                                                      (1.8)

 

где              Iэп – групповой показатель по экономическим параметрам;

З, Зо – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Формулы (1.6) и (1.8) не учитывают коэффициента приведения эксплуатационных затрат к расчетному году, так как отношения полных затрат в определенной степени компенсирует влияние коэффициента приведения на величину Iэп.

В случае необходимости учета коэффициента приведения эксплуатационных затрат формулы (1.6) и (1.8) принимают вид формулы (1.9):

 

                                                        (1.9)

 

Соответственно подсчет группового показателя по экономическим параметрам проводится по формуле (1.10):

 

,                                                                      (1.10)

 

где              Iэп – групповой показатель по экономическим параметрам;

З, З0 – единовременные затраты на приобретение соответственно анализируемой продукции и образца;

Сi, С0i – суммарные затраты на эксплуатацию или потребление соответственно анализируемой продукции и образца в i-ом году;

Т – срок службы товара;

i – коэффициент приведения эксплуатационных затрат к расчетному году.

Величина срока службы для изделий промышленного назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводится на основе сведений о фактических сроках службы аналогических изделий, а также скорости морального старения товаров данного класса.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле (1.11):

 

                                                                                    (1.11)

 

Анализ результатов показывает, что фактически данный показатель отражает различие в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия между сравниваемой продукцией.

Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.

Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу (1.12):

 

                                                                      (1.12)

 

где              Кср – интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;

Кi – показатель конкурентоспособности относительно i-го образца;

Ri – весомость i-го образца в группе аналогов;

N – количество аналогов.

Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.

Для оценки конкурентоспособности продукции также можно использовать аналитические и графические методы оценки, которые представлены в таблицах 1.1 и 1.2.

 

Таблица 1.1 – Аналитические методы оценки конкурентоспособности товара

Название

метода

Достоинства

метода

Недостатки

метода

Модель

Розенберга

Простота сравнения

товаров: каждому товару может быть поставлено в соответствие определенное

число.

Трудно определить

и оценить наиболее

важные для продукта характеристики с точки

зрения потребителя; нет сравнения с идеальными характеристиками товара.

Оценка конкуренто-

способности товара на основе уровня продаж

Формулы позволяют определить позицию товара на рынке, метод учитывает влияние различных факторов внешней среды

Статичность модели. Основу метода составляют экспертные оценки.

Модель с идеальной точкой

Метод дает представление об идеальном продукте, позволяет определить степень отклонения данного продукта от идеала.

Трудность в определении характеристик идеального и рассматриваемого товаров, и использование экспертных оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2 – Графические методы оценки конкурентоспособности товара

Название

метода

Достоинства

метода

Недостатки

метода

Матрица БКГ

При наличии достаточно достоверной информации точно показывает положение

Отсутствует прогностичность, не показывает причин данного положения

Модель«Привлека- тельность рынка – преимущества в конкуренции»

Позволяет определить положение товара относительно других, выработать дальнейшие стратегии

Модель статична, трудно оценить качественные характеристики

Матрица Портера

Наглядное структурирование достижения конкуренции

Не дает конкретных рекомендаций по достижению конкурентных преимуществ

 

Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей. Она выражается формулой (1.13):

 

                                                                      (1.13)

 

где              Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);

Vj — важность мотива для потребителя;

Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.

С точки зрения работы с товаром использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками.

Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара (формула 1.14):

 

                                                                      (1.14)

 

где              Qj — оценка потребителями марки j;

Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);

Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.

Смысл этой формулы заключается в следующем: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше.

При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом (формула 1.15):

 

                                                                      (1.15)

 

где              М0 — объем продаж данного товара за определенный период;

М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.

В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали — относительная доля совокупности товаров на рынке. Наиболее конкурентоспособной считается продукция, которая занимает значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами» (рисунок 1.2).

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и пути её повышения (на примере УП «ПРОМСВЯЗЬ»)