Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:32, дипломная работа
Цель дипломной работы – определение путей повышения конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь» на рынке оборудования электросвязи.
Сформулированная цель обусловила постановку и решение следующих основных задач:
- изучение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности продукции;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Понятие конкурентоспособности товара
1.2 Показатели конкурентоспособности товара
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
УП «ПРОМСЯЗЬ»
2.1 Характеристика предприятия и основные направления его развития
2.2 Анализ рынка
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции УП «Промсвязь»
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУЦИИ УП «ПРОМСВЯЗЬ»
3.1 Пути повышения конкурентоспособности телефонного аппарата.
3.2 Оценка конкурентоспособности после внедрения мероприятий
3.3 Прогнозирование объемов продаж с помощью трендового метода
3.5 Маркетинговые мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции
3.4 Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
n – число нормативных параметров, подлежащих оценке.
Анализ результатов представляется в таких выводах:
- если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.
Расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле (1.5):
, (1.5)
где Iтп – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам (1.1), (1.2), (1.3);
ai – весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;
n – число параметров, участвующих в оценке.
Анализ результатов представляется в таких выводах:
а) полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей;
б) основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований, спросов потребителей, семинаров, выставок образцов;
в) в случае трудностей, возникающих при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических параметров).
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции.
Полные затраты потребителя определяются по формуле (1.6):
, (1.6)
где З – полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;
Зс – единовременные затраты на приобретение продукции;
Сi – средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы;
Т – срок службы;
i – год по порядку.
При этом имеет место формула (1.7)
, (1.7)
где Сj – эксплуатационные затраты по j-ой статье;
n – количество статей эксплуатационных затрат.
В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле (1.8):
, (1.8)
где Iэп – групповой показатель по экономическим параметрам;
З, Зо – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Формулы (1.6) и (1.8) не учитывают коэффициента приведения эксплуатационных затрат к расчетному году, так как отношения полных затрат в определенной степени компенсирует влияние коэффициента приведения на величину Iэп.
В случае необходимости учета коэффициента приведения эксплуатационных затрат формулы (1.6) и (1.8) принимают вид формулы (1.9):
(1.9)
Соответственно подсчет группового показателя по экономическим параметрам проводится по формуле (1.10):
, (1.10)
где Iэп – групповой показатель по экономическим параметрам;
З, З0 – единовременные затраты на приобретение соответственно анализируемой продукции и образца;
Сi, С0i – суммарные затраты на эксплуатацию или потребление соответственно анализируемой продукции и образца в i-ом году;
Т – срок службы товара;
i – коэффициент приведения эксплуатационных затрат к расчетному году.
Величина срока службы для изделий промышленного назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводится на основе сведений о фактических сроках службы аналогических изделий, а также скорости морального старения товаров данного класса.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле (1.11):
(1.11)
Анализ результатов показывает, что фактически данный показатель отражает различие в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия между сравниваемой продукцией.
Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.
Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу (1.12):
(1.12)
где Кср – интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;
Кi – показатель конкурентоспособности относительно i-го образца;
Ri – весомость i-го образца в группе аналогов;
N – количество аналогов.
Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.
Для оценки конкурентоспособности продукции также можно использовать аналитические и графические методы оценки, которые представлены в таблицах 1.1 и 1.2.
Таблица 1.1 – Аналитические методы оценки конкурентоспособности товара
Название метода | Достоинства метода | Недостатки метода |
Модель Розенберга | Простота сравнения товаров: каждому товару может быть поставлено в соответствие определенное число. | Трудно определить и оценить наиболее важные для продукта характеристики с точки зрения потребителя; нет сравнения с идеальными характеристиками товара. |
Оценка конкуренто- способности товара на основе уровня продаж | Формулы позволяют определить позицию товара на рынке, метод учитывает влияние различных факторов внешней среды | Статичность модели. Основу метода составляют экспертные оценки. |
Модель с идеальной точкой | Метод дает представление об идеальном продукте, позволяет определить степень отклонения данного продукта от идеала. | Трудность в определении характеристик идеального и рассматриваемого товаров, и использование экспертных оценок. |
Таблица 1.2 – Графические методы оценки конкурентоспособности товара
Название метода | Достоинства метода | Недостатки метода |
Матрица БКГ | При наличии достаточно достоверной информации точно показывает положение | Отсутствует прогностичность, не показывает причин данного положения |
Модель«Привлека- тельность рынка – преимущества в конкуренции» | Позволяет определить положение товара относительно других, выработать дальнейшие стратегии | Модель статична, трудно оценить качественные характеристики |
Матрица Портера | Наглядное структурирование достижения конкуренции | Не дает конкретных рекомендаций по достижению конкурентных преимуществ |
Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей. Она выражается формулой (1.13):
(1.13)
где Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);
Vj — важность мотива для потребителя;
Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.
С точки зрения работы с товаром использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками.
Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара (формула 1.14):
(1.14)
где Qj — оценка потребителями марки j;
Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);
Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.
Смысл этой формулы заключается в следующем: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше.
При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом (формула 1.15):
(1.15)
где М0 — объем продаж данного товара за определенный период;
М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.
В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали — относительная доля совокупности товаров на рынке. Наиболее конкурентоспособной считается продукция, которая занимает значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами» (рисунок 1.2).
Информация о работе Конкурентоспособность продукции и пути её повышения (на примере УП «ПРОМСВЯЗЬ»)