Конкурентоспособность товара на базе ОАО ХК «Барнаултрансмаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:45, дипломная работа

Описание

Основной целью исследования является изучение и анализ конкурентоспособности товара и выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности товара.
Задачи исследования конкурентоспособности товара:
1. изучить целевой рынок фирмы;
2. изучить мнение потребителей о качестве продукции фирмы;

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………….…..6
1 Научные подходы по изучению конкурентоспосо-
бности това-ра...............................................................................................................9
1.1Понятие, показатели конкурентоспособности
со стороны отечественных и зарубежных авто-ров………………………………..9
1.2 Процесс оценки конкурентоспособно-сти..........................................................17
1.3 Методы оценки конкурентоспособности това-ра…………………………..…21
2 Оценка конкурентоспособности товара ОАО ХК
«Барнаултранс-маш»..................................................................................................29
2.1 Досье фир-мы........................................................................................................29
2.2 Оценка конкурентоспособности товара фир-мы...............................................32
3 Создание базы данных на предпри-ятии…………………………..……………44
3.1 Обоснование потребности создания базы дан-ных……………………...……44
3.2 Формирование требований к программному продук-ту…………………...…44
3.3 Проектирование форм ввода и вывода информа-ции…………………….…..46
3.4 Разработка проектных решений…………………………………………….....49
4 Рекомендации по повышению конкурентоспособ-
ности това-ра...............................................................................................................58
Заключе-ние………………………………………………………………….………60
Список использованных источни-ков………………..……………………….……61
Приложе-ние………………………………………………...……………….………63

Работа состоит из  1 файл

диплом Конкурентноспособность.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимуществу именно того товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.2 И поскольку за товарами стоят их  изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

Несколько измененное определение конкурентоспособности товара дает Дурович А. П.:

Конкурентоспособность товара – это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение     

Такое определение  исходит из предпосылки, что конкурентоспособность  в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя. Что же интересует его при выборе товара?

Маркетинговый анализ как раз и призван, прежде всего, выявить те параметры товара, которые представляют для покупателя существенный интерес.

Во-первых, это параметры, в которых отражается качество и полезность товара с учетом социальных, функциональных, эргономических, эстетических, экологических и других потребительских свойств.

Во-вторых, стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим потребительским эффектом), потребитель не может абстрагироваться от затрат, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремиться достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Поэтому для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами. При этом следует исходить из того, что для покупателя покупка означает только обязательное условие, исходный пункт начала процесса удовлетворения потребности, который представляет собой акт не единовременный, а занимает определенный (иногда весьма длительный) период.

Для многих товаров  реализация полезного эффекта достигается  в ходе эксплуатации, что связано с дополнительными расходами для покупателя.

Таким образом, конкурентоспособность  обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:

  • качественные;
  • экономические;
  • маркетинговые.

Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения готовности товара удовлетворять конкурентную потребность.

Качество товара –  это совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество товара проявляется в потреблении. Оценивая качество товара, потребитель опосредует степень полезности этого товара как потребительной стоимости.

Свойство товара может проявляться при его создании и при эксплуатации. Свойства могут характеризовать товар как объект проектирования (новизна, сложность, патентная чистота и т.д.), как объект производства (материалоёмкость, энергоемкость и т.д.) и как объект потребления, эксплуатации (производительность, мощность, скорость, надёжность, безопасность, расход материалов и т.д.)

Основные составляющие качества различаются в зависимости  от того, рассматривается ли качество товара или качество услуг. Качество товара включает следующие составляющие: функциональное соответствие; дополнительные  функции; соответствие нормам и стандартам; долговечность; надёжность; сервис; эстетичность; восприятие (репутация, имидж).

Качество услуги включает следующие факторы: компетентность фирмы; надёжность деятельности и обязательность фирмы; отзывчивость внимательность сотрудников; доступность коммуникаций и общения; быстрое понимание потребностей клиента; безопасность обслуживания (в юридическом, финансовом и моральном отношениях); представительность инфраструктуры фирмы и культура обслуживания.

Количественные  характеристики какого-либо свойства товара, определяющие качество, называются показателями качества.

Показатели качества могут классифицироваться по следующим критериям: характеризуемые свойства, способ использования, стадия определения и др.

Конкурентоспособность товара характеризует не само по себе его качество, а степень соответствия качества данного товара показателям качества аналогичного по назначению товара конкурента. Таким образом, оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества товара конкурента. В связи с этим качественные показатели конкурентоспособности товара подразделяются на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели раскрывают свойство товара, которые определяют его назначение, область применения и условия использования.

Оценочные показатели характеризуют свойство товара, которые определяют его качество. Оценочные показатели используются для анализа соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам, а также для установления степени соответствия товара, его свойств в конкретной потребности.

Оценка соответствия параметров продукции  технологическим требованиям и стандартам, как правило, осуществляется на стадии производства и аттестации товара. Поэтому эту группу оценочных показателей можно условно назвать нормативно-производственной.

Оценка соответствия свойств товара конкретной потребности  производится чаще в процессе использования товара. Поэтому эту группу оценочных показателей условно можно назвать консументной.3

Консументные оценочные показатели имеют особое значение в системе  комплексной оценки конкурентоспособности  товара. Они обычно подразделяются на групповые и конкретные показатели. Среди групповых показателей выделяют функциональные, надежностные, эргономические и эстетические.

Функциональные оценочные показатели включают, например, такие единичные показатели, как совершенство выполнения основной функции, универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательных функций.

Надёжностными оценочными показателями являются безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Эргономические оценочные показатели объединяют такие конкретные показатели, как гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические.

В группу эстетических оценочных показателей включают такие конкретные показатели, как рациональность формы, художественная ценность, целостность композиции, совершенство и стабильность товарного вида.

Экономические показатели конкурентоспособности товара должны оценивать цену потребления, т.е. затраты потребителя, необходимые для удовлетворения его потребности. Они включают затраты на приобретение товара и затраты по эксплуатации товара. Цена потребления (Цп) складывается из рыночной цены товара (Цт), а также расходов, связанных с эксплуатацией (Цэ), использованием этого товара в период его жизненного цикла:

                                                       Цптэ.                                                       (1)

Принимая решение о покупке, покупатель обращает внимание не только на цену товара, но и на то, во сколько обойдется ему эксплуатация, содержание этого товара в процессе его использования. Установлено, например, что расходы по эксплуатации многих видов товаров во много раз превосходят цену, по которой их приобретают. Так, рыночная цена грузового автомобиля составляет лишь15% общих расходов его эксплуатации, магистрального самолета – 10%, а трактора – 20%.

Поэтому, определяя уровень конкурентоспособности  товара, следует учитывать затраты потребителя по приобретению и эксплуатации товара, а не только сравнивать товары по степени их соответствия конкретным потребностям.

Затраты по эксплуатации товара в общем случае включают: затраты по обслуживанию товара (изделие, установки, приборы); расходы на топливо, электроэнергию, сырьё и материалы; затраты на текущий ремонт; затраты на сервисное обслуживание по окончанию гарантийного срока; расходы, связанные с оплатой налогов; затраты на страхование товара; затраты по утилизации отходов, которые могут появиться при эксплуатации товара и оказывать негативное влияние на окружающую среду.

Цена товара не полностью отражает единовременные затраты потребителя по приобретению товара, так как при её определение не всегда учитываются затраты по транспортировки товара от места покупки до места его установки или эксплуатации, не включаются расходы по его хранению, по оплате труда за монтаж и установку товара, приведение его в работоспособное состояние.

Таким образом, единовременные затраты  по приобретению товара складываются из цены товара, затрат по транспортировки, хранению товара, стоимости технической информации и инструкции с учетом их перевода на национальный язык (для импортных товаров), затрат по установки, монтажу и приведения товара в работоспособное состояние.

Однако бывают и исключения, когда, например, фирмы в цену товара включают почти все дополнительные единовременные затраты, обеспечивая высокий уровень сервисного обслуживания до и после приобретения товара. В отдельных случаях предприятие все дополнительные единовременные затраты берут на себя и тем самым создают благоприятные условия для реализации своих товаров. Эти затраты компенсируются дополнительной прибылью, получаемой за счет увеличения объема продаж товара.

Маркетинговые показатели характеризуют уровень осуществленных или осуществляемых затрат предприятия на обеспечение маркетингового окружения товара, что создает известность товару и его марки, привлекаемым поставщикам и дистрибьюторам, а также имидж товара. Для анализа конкурентоспособности товара определяют и сравнивают структуру маркетинговых показателей для своего товара и товаров конкурентов.

По своему содержанию маркетинговые показатели относятся к экономическим показателям, однако в виду их особой значимости для формирования товарной политики предлагается условно выделять их в отдельную самостоятельную группу. (см. рис.1)

Таким образом, конкурентоспособность  товара – относительный показатель, который отражает отличие характеристик данного товара от характеристик товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам, связанным с производством товара, его маркетинговым сопровождением и использованием (эксплуатацией). Показатель конкурентоспособности не тождествен показателю уровня качества товара. Дело в том, что при оценке качества товара сравниваются однородные товары, тогда как при оценке конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, различающихся только способами удовлетворения одной и той же потребности. При этом следует иметь в виду, что конкурентоспособность товара обеспечивается на протяжении всего жизненного цикла товара и должна реализовываться на всех его стадиях.

 

 

 

рис.1 Показатели конкурентоспособности

1.2 Процесс  оценки конкурентоспособности

Обеспечение конкурентоспособности  продукции на требуемом уровне  предполагает необходимость ее количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара) на должном уровне останутся благим пожеланием.

Исходным (отправным) моментом является определение цели оценки конкурентоспособности. В зависимости от конкретных условий ею может быть:

  • определение положения вновь разрабатываемого изделия в ряду аналогов предприятия, отрасли;
  • оценка перспектив сбыта товаров на конкретном рынке;
  • выделение тех показателей товара (товара-аналога), которые обеспечивают ему необходимый уровень конкурентоспособности;
  • разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара;
  • установление цен на продукцию;
  • обоснование необходимости снятия изделия с производства или их модернизации;
  • выбор стратегии и тактики работы с товаром на конкретном рынке.

Определив цель оценки анализа конкурентоспособности  товара, переходят к сбору и комплексному исследованию данных о рынке, покупателях и конкурентах. На основе комплексного исследования, которое проводится с использованием методов и инструментария маркетинговых исследований, определяют требования к товару-эталону и выбирают параметры оценки товара.

Далее следует выбор номенклатуры показателей, необходимых для оценки и существенных с точки зрения требований потребителей к товару. Прогнозирование конкурентоспособности требует участия двух групп показателей: качественных и экономических. При их выборе следует учитывать, что конкурентоспособность определяется только теми показателями, которые представляют интерес для конкретного потребителя. Поэтому все показатели, выходящие за эти рамки, не должны рассматриваться при оценке конкурентоспособности, как не имеющие к ней отношения. В этой связи превышения норм, стандартов, правил, конкретных требований потребителя (если только это превышение не вызвано опережением государственных требований, которые будут введены через некоторое время) не способствует повышению конкурентоспособности товара. Такое превышение показателей, с точки зрения потребителя, представляется бесполезным и даже может понизить конкурентоспособность изделия в случае, если повышение значений качественных показателей будет способствовать повышению цены.

Информация о работе Конкурентоспособность товара на базе ОАО ХК «Барнаултрансмаш»