Маркетинговая деятельность на предприятии "Сургутнефтегаз"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:45, дипломная работа

Описание

Цель работы: изучение системы маркетинга в управлении предприятием в современных рыночных условиях
Объект исследования: вспомогательное подразделение ОАО «Сургутнефтегаз» ООО «Мебельная фабрика».
Предмет исследования: процесс применения системы маркетинга в управлении предприятием в условиях рынка.

Содержание

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Содержание и сущность маркетинговой деятельности ………………..6
1.2. Маркетинг как рыночная система управления предприятием ………..14
1.3. Маркетинговые структуры предприятия и их роль в эффективной работе предприятия……………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» ООО «МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Мебельная фабрика»…………………………………………………………………………31
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия……………………………………………………………………..39
2.3. Особенности управления отделом маркетинга вспомогательного подразделения ООО «Мебельная фабрика»…………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM_Marketing.doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)


78

                                                                                                                                                

содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1.  Маркетинг как системообразующая функция управления

1.1.           Содержание  и сущность маркетинговой деятельности ………………..6

1.2.           Маркетинг как рыночная система управления предприятием ………..14

1.3. Маркетинговые структуры предприятия и их роль в эффективной работе предприятия……………………………………………………………………...22

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» ООО «Мебельная фабрика»

2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Мебельная фабрика»…………………………………………………………………………31

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия……………………………………………………………………..39

2.3. Особенности управления отделом маркетинга вспомогательного подразделения ООО «Мебельная фабрика»…………………………………..42

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБОЙ МАРКЕТИНГА               ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» ООО «Мебельная фабрика»

3.1. Определение основных направлений решения существующих   проблем в управление системой маркетинга……………………………………………...48

3.2. Разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию организации системы маркетинга на предприятии……………………………52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….72

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….75

Введение

Рыночная экономика, к развитию которой стремится сейчас Правительство Российской Федерации, обусловливает необходимость развития рыночных форм и методов хозяйствования экономических субъектов. Основой же современного рыночного хозяйства является маркетинговый подход к организации деятельности как на микроуровне - на уровне предприятий и организаций, так и на макроуровне - уровне всей национальной экономики.

Большинство предприятий стремится использовать новую для них концепцию для целей адаптации к существующим, весьма нелегким для них, условиям переходной экономики. По мнению ведущих экономистов, маркетинговый подход к организации деятельности должен помочь промышленности в этой адаптации.

Однако для становления концепции маркетинга необходимо преодолеть ряд трудностей, обусловленных как общеэкономическими предпосылками, так и типично российскими и постсоветскими особенностями.

Актуальность исследования по организации маркетинга на промышленных предприятиях в новых условиях экономической реформы определяется прежде всего продолжающейся переориентацией промышленных предприятий на удовлетворение в первую очередь потребностей потребителей продукции. Назрела необходимость в принципиально новой организации производства и управлении им, которая должна способствовать успешному решению, казалось бы, взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.

Таким образом, особая актуальность и значимость для современных российских предприятий проблемы организации системы маркетинга в управлении предприятием и определила выбор темы выпускной квалификационной работы.

Цель работы: изучение системы маркетинга  в управлении предприятием в современных рыночных условиях

Объект исследования: вспомогательное подразделение ОАО «Сургутнефтегаз» ООО «Мебельная фабрика».

Предмет исследования: процесс применения системы маркетинга в управлении предприятием в условиях рынка.

В ходе достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1.      Теоретический анализ проблемы исследования.

2.      Изучение и анализ существующей системы маркетинга на исследуемом предприятии.

3.      Разработка основных направлений совершенствования системы маркетинга на данном предприятии.

 

В области изучения системы управления и маркетинга фирмы основой послужили труды В.П. Журавлева, Ф.Котлера,  Е.В. Маслова, Ю.Г. Одегова, Э. Уткина   и других, а также материалы периодической печати, посвященные проблеме совершенствования системы управления персоналом  В исследовании использованы отдельные положения системного анализа хозяйственной деятельности предприятия (Г.В. Савицкая, Р.И. Ерохина, Е.К. Самраилова и др.) (5;10; 13; 15; 38).

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике были использованы следующие методы:

- теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

- изучение  и анализ статистических данных по предприятию;

-         методы экспертных оценок;

-         методы сравнения;

Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения системы управления маркетингом предприятия. Описываются маркетинговые структуры предприятия и их функции, рассматривается основное содержание маркетинговой деятельности предприятия. Должное внимание уделено и самому понятию маркетинга.

Во второй главе после краткой характеристики экономической деятельности предприятия подробно изучается действующая система управления маркетингом на исследуемом предприятии. Дан анализ существующего положения управления маркетингом этого предприятия.

В третьей главе нашего  исследования  отражены как  проблемы действующей системы маркетинга в данный период, так  и предложены основные направления её совершенствования.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.

Работе были использованы исследования Б. Бермана, П.С. Завьялова, Дж.М. Эванса, Ф.Котлера, В.Е. Хруцкого, а также статистические данные по предприятию и  материалы периодической печати.

Структура работы обусловлена вышеперечисленными задачами: во введении обосновываются актуальность и цели работы, в первой главе анализируются теоретические основы маркетинга как функции управления, во второй главе проводиться изучение системы маркетинга  исследуемого предприятия, дается уточнение целей, стратегии и тактики маркетинга фирмы.

 

Глава 1.  Маркетинг как системообразующая функция управления

1.1.           Содержание  и сущность маркетинговой деятельности

Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке [ ][1].

Философия маркетинга предельно проста: производитель должен выпускать та­кую продукцию, которой заранее обеспечен сбыт, и получение фирмой (предприятием) намеченного уровня рентабельности и массы прибыли.

Итак, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Это определение опирается на следующие основные понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и сложны: тут и физиологическая нужда в пище, одежде, тепле и безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они не формируются усилиями рекламных агентств, а исходят от природы человека. Если нужда не удовлетворена, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает отсутствие возможности удовлетворить ее. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.

Вторая исходная идея маркетинга — идея человеческих потребностей. Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу и экономическому уровню развития данного общества. По мере развития общества растут и потребности его членов.

Суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие заранее устанавливаемых хозяйственных связей, где осо­бая роль отводится потребителю. Потребитель выдвигает свои требования к продук­ту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего машин и оборудования) и тем самым создает предпосылки для рас­пределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изу­чать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъявляет высокие требования к качеству и конкурентоспособности продукции. Отсюда: производитель уже целенаправленно ставит задачи перед научно-техническими раз­работками, требуя, чтобы их проекты отвечали определенным условиям, рассчиты­вает ориентировочно издержки производства, уровень цены, определяет наиболее рациональную технологию производства, включая межфирменное и внутрифирмен­ное кооперирование.

Требования к продукту, диктуемые потребителем, обусловливают необходи­мость использования наиболее оптимальных структур управления, сочетания в управлении принципов централизации и децентрализации, более полного учета тре­бований потребителей в производственной программе, обеспечения ускорения науч­но-технического прогресса и повышения конкурентоспособности, осуществления программно-целевого подхода к выработке и принятию управленческих решений. При этом остро встает задача обеспечения эффективного взаимодействия на разных уровнях управления таких функций, как маркетинг, планирование, контроль, орга­низация, руководство. Особое значение приобретают стимулирование производства новых видов продукции, усиление роли договорных отношений и заключение кон­трактов, где заранее фиксируются все обязательства поставщика продукции, возла­гаемые на него покупателем (потребителем).

Осуществление маркетинговой деятельности выступает как объективная необхо­димость ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельно­сти фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь отражается и постоянно усиливается тенденция к планомерной организации производства в целях повышения эффективности функционирования фирмы в целом и ее хозяйственных подразделений.

Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обосно­ванно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие и главным об­разом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источ­ники ресурсов хозяйственной деятельности; определять ассортимент и качество про­дукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль.

Этот процесс усилился под влиянием научно-технической революции. Сложи­лась ситуация, когда производитель уже не мог позволить себе работать на неиз­вестного потребителя, а вынужден был ориентироваться на определенный рынок, изучать спрос, тенденции его изменений и факторы, формирующие запросы на кон­кретные товары. Так возник диктат потребителя, ставший нормой. Это и понятно, поскольку в условиях научно-технической революции существенно возросла слож­ность производства, потребность к постоянной разработке более качественной, улучшенного дизайна, конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей возрас­тающие запросы рынка на современные ее виды.

Производителю важно знать заранее спрос на выпускаемые им изделия, чтобы не расходовать впустую крупные финансовые, трудовые и материальные ресурсы, научный потенциал, чтобы быть уверенным, что произведенный продукт станет то­варом.

Именно всестороннее изучение спроса, потребностей и их учет в целях более правильной ориентации производства и составляют главное назначение маркетинго­вой деятельности в системе управления процессом производства.

Изучение спроса - это не просто достаточно точное выявление спроса на кон­кретные товары и услуги, удовлетворяющие определенные потребности, но и фор­мирование этого спроса, предвидение, в каком направлении он будет изменяться под влиянием научно-технического прогресса, возросших покупательских способно­стей, требований к качеству и надежности продукции и т.д[2].

В современных условиях, когда сменяемость продукции происходит довольно быстро и в течение двух-четырех лет полностью обновляется производство, когда непрерывно возрастает роль наукоемкой и дорогостоящей продукции, очень важно иметь возможность предложить покупателю еще более надежную и эффективную продукцию, лучше и полнее удовлетворяющую растущие запросы. Это можно сде­лать лишь на основе хорошо отработанной и поставленной системы изучения и уче­та требований рынка, базирующейся на широком использовании электронно-вычислительной техники.

Информация о работе Маркетинговая деятельность на предприятии "Сургутнефтегаз"