Маркетинговое обеспечение конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является маркетинговое обеспечение конкурентоспособности товаров.

Задачи курсовой работы:

1) раскрыть сущности таких понятий, как конкурентоспособность товара и конкурентоспособность фирмы;

2) определить факторы конкурентоспособности товаров (ценовые и неценовые), за счет чего возможно обеспечить товару преимущество перед товарами-аналогами и адаптировать его к потребностям покупателя;

3) рассмотреть методику ценообразования и оценки конкурентоспособности товара.

Содержание

Введение

Глава 1. Конкурентоспособность продукции.

1.1 Конкурентоспособность: понятие, сущность

1.2 Показатели и критерии оценки конкурентоспособности товара

1.3 Эволюция подходов к обеспечению конкурентоспособности

Глава 2. Ценовые механизмы обеспечения конкурентоспособности продукции.

2.1 Цена: понятие, виды, условия формирования

2.2 Проблемы ценообразования в условиях эластичного спроса

2.3 Анализ политики в области ценообразования на пластиковые окна

Глава 3. Неценовые механизмы обеспечения конкурентоспособности продукции.

3.1 Конкуренция качества как современное явление

3.2 Имидж, репутация, бренд как фактор конкурентоспособности

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Маркетинговое обеспечение конкурентноспособности товара.doc

— 577.50 Кб (Скачать документ)

В последние десятилетие в России для повышения конкурентоспособности предприятий и продукции на предприятиях внедряются системы качества с последующей их сертификацией на соответствие стандартам. Под «системой качества» понимают совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством на предприятии. Из практики внедрения и сертификации систем управления качеством на российских предприятиях известно, что не менее трети сертифицированных предприятий относятся к внедренным системам качества формально. Для таких предприятий, пытающихся выйти со своей продукцией на внешний рынок, система качества служит лишь средством на пути получения необходимого сертификата, требуемого внешними потребителями. Понятно, что формальное внедрение системы качества и получение сертификата на данную систему и производимую продукцию может служить лишь одним из необходимых, но отнюдь не достаточным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия.

В конце ХХ в. многолетний западный и уже наработанный отечественный опыт показали, что компании, сосредоточенные на прибыли за данный год или на обеспечении рентабельности, страдают «близорукостью». Получение прибыли не может рассматриваться как стратегическая цель и критерий успешности функционирования предприятия. Но если не прибыль, то что же можно принять в качестве цели и критерия эффективности деятельности предприятия?

Таким образом, следующим важным подходом к обеспечению конкурентоспособности товаров стал рост стоимости бизнеса, так как мировая экономическая практика подсказала, что, если капитал был преумножен, то менеджмент справился со своими задачами.

Именно сейчас управление предприятием с позиций максимизации стоимости бизнеса требует от менеджеров особого подхода, основанного на стоимостном мышлении. Стоимостный подход к управлению предполагает концентрацию менеджмента предприятия не на текущих изменениях величины прибыли, а на долгосрочных денежных потоках. В этом случае предприятие, постоянно увеличивая стоимость бизнеса, всегда сможет предотвратить утечку капитала в руки конкурентов.

Но также для обеспечения конкурентоспособности необходимо было уделить внимание стратегическому управлению, т.е менеджмент компании должен быть сосредоточен на более долгосрочных целях и задачах.

Настоящее время — время новых производственных и управленческих технологий, интернационализации конкуренции, глобализации мировой экономики, быстро меняющихся условий внешней среды, широкого применения системного подхода в управлении. Поэтому следующим подходом стала управляемость бизнеса.

Решение данных проблем на современном уровне предполагает применение тех или иных управленческих методик, предлагаемых многими западными и российскими консультационными компаниями, внедрение современных информационных технологий, адекватных проблемам.

Но задача выбора ресурсов, источников финансирования, форм и способов инвестирования и на сегодняшний день является насущной для менеджеров каждого предприятия.

Также большое внимание стало уделяться позиционированию товара на рынке.

 


Глава 2. ЦЕНОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКРЕНТОСПОСОБОСТИ ПРОДУКЦИИ.

 

В обеспечении конкурентоспособности товара цена – важный ее компонент. В рыночной экономике цена является основной составляющей стратегии фирмы в ситуации проникновения её на рынок товаров, сезонных распродаж, перехода по ступеням рынка.

 

2.1 Цены: понятие, виды, условия формирования

Все товары и услуги имеют как цену, так и стоимость. Многие некоммерческие и все коммерческие организации должны устанавливать свои цены, будь то «грабительские» цены The Times, цена входного билета на остров, где похоронена принцесса Диана, или цена билетов на Чемпионат мира по футболу для тех, кто не может приобрести их официальным путём.

[3]В самом узком смысле, цена – это количество денег, запрашиваемых за продукт или услугу. В широком смысле – это сумма тех ценностей, которые потребитель отдаёт в обмен на право обладать или использовать товар или услугу.

Долгое время цена являлась самым важным фактором, определяющим выбор покупателя. Такое положение вещей существует и сегодня в слаборазвитых странах, среди бедных слоёв населения, а также на рынке потребительских товаров. Однако за последние десятилетия именно неценовые факторы стали более важными для покупательского выбора.

Цены – единственный элемент маркетингового комплекса, относящийся к доходу, все другие относятся к затратам. Цена также является одним из самых гибких элементов маркетингового комплекса.

Рассматривать систему цен можно в нескольких аспектах, а именно её можно подразделить на виды по различным критериям:[4]

                       Деление цен по функциональному назначению.

Цены – денежное выражение ценности товаров, имеющих материальное воплощение (понятие цены в узком смысле слова).

Тарифы – денежное выражение ценности товаров, не имеющих материального воплощения, цены услуг транспорта, связи, бытового и коммунального хозяйств и т. д.

Платежи – денежное выражение ценности услуг, как правило, в непроизводственной сфере: за содержание детей в детских домах, занятия детей и взрослых в секциях, школах и т. д.; обычно состоят из затрат, не имеют чистого дохода.

Сборы – дополнительные платежи за предоставленные услуги, сопровождающие оплату основных работ. Как правило, носят добровольный характер, так как покупателю подчас дешевле заплатить дополнительные суммы, чем выполнять работу самому.

Штрафы – цены особого рода, так как определяют размер наказания за какие-либо нарушения. Штрафы калькулируют, в них есть затратная часть: содержание контролирующих органов, материалы, оплата труда с начислениями и т. д. В штрафах содержится и значительная часть чистого дохода, который поступает на счета федеральных или местных органов.

                       Деление цен по критерию изменения во времени.

По данному признаку цены делятся на постоянные, действующие и сезонные. Постоянные цены неизменны достаточно длительный промежуток времени, они бывают двух видов.

1.                       Принятые органами статистики цены на какой-либо момент времени. Такие цены есть по продукции сельского хозяйства строительства и ряда других отраслей. Частота изменения этих цен зависит от уровня инфляции. Переход на новые постоянные цены зависит от темпа научно-технического прогресса, скорости изменения номенклатуры выпускаемой продукции.

2.                       Постоянные цены, фактически, устанавливаемые правительством или местными органами на продукцию, имеющую стратегическое значение, или на товары и услуги наиболее массового спроса. К таковым относятся тарифы на проезд в городском транспорте, устанавливаемые администрациями городов, цены на электроэнергию, отопление, санитарно-технические услуги и т. д.

Действующие цены могут изменяться практически ежедневно и зависят от спроса на товар и услугу. Очень часто цены меняются с начала квартала, что связано с практикой налогообложения. Как правило, предприятия, фирмы сдают на квартал план поступления налогов, исходя из действующих цен. Но, например, при желании магазинов снизить цены на продукцию, налоговые органы очень редко идут на снижение плана, так как это оказывает сильное влияние на наполняемость бюджетов всех уровней.

Сезонные цены – это цены на товары и услуги, которые имеют постоянные колебания в определённые периоды года. Сезонные цены являются разновидностью действующих цен, но устойчиво изменяются – снижаются в массовые сезоны производства продукции, а затем не менее постоянно повышаются. Сезонные цены характерны для товаров тех отраслей, у которых ярко выражено сезонное производство: продукция сельского хозяйства, добывающая и лесная промышленность и т. д. Важно уловить момент изменения цен, продолжительность сезонного периода и глубину уменьшения цены, чтобы за счёт массовых продаж увеличить или хотя бы не снизить объём прибыли.

                       Деления цен по критерию их регулирования.

Цена является не только важнейшей экономической категорией, но и активным и действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики. По данным критерия цены делятся на6

1.                       Устанавливаемые государством, это в основном цены на товары стратегического назначения, военную технику, драгоценные и редкие металлы, важнейшую экспортную продукцию и т. д.

2.                       Регулируемые государством. Это, в основном, цены на товары естественных монополий, а также на товары и услуги, имеющие общенародное значение. Само государство не устанавливает такие цены, но вводит пределы их роста или определённые условия повышения.

3.                       Цены, устанавливаемые отраслевыми министерствами и ведомствами. Это касается товаров и услуг предприятий, где сохранилось централизованное руководство отраслью вследствие общероссийского их назначения. К таким ценам относятся услуги министерств связи, автомобильных перевозок и . д.

4.                       Цены, регулируемые отраслевыми министерствами и ведомствами. Это также касается товаров и услуг предприятий, где осталось централизованное руководство. Отделы цен министерств разрабатывают единые методологические принципы формирования цены, формируют нормативный состав затрат, а иногда и ограничения уровня рентабельности.

5.                       Цены, устанавливаемые местными органами. Это, в основном, касается предприятий, которые остались в собственности территориальных образований вследствие особой значимости их продукции для территории (водоканалы, саночистка, городские очистные сооружения и т. д.). Районные, городские, областные отделы цен разрабатывают проекты цен на эти виды услуг, которые утверждаются администрациями.

6.                       Цены, регулируемые местными органами. Это касается, во-первых, цен на наиболее массовые виды товаров и услуг, потребляемых населением. Во-вторых. Регулируются цены продукции и услуг предприятий, попавших под антимонопольное законодательство. В-третьих, регулируются цены на наиболее массовые виды коммунальных услуг, электро- и теплоэнергию, городской, районный и пригородный транспорт, телефонные услуги. В-четвёртых, регулируются на местах согласно федеральному законодательству цены на товары и услуги отраслей, составляющих естественную монополию: электричество, связь, трубопроводный транспорт, аэропорты, порты и т. д.

7.                       Свободные, никем не регулируемые цены, изменение которых зависит лишь от уровня спроса и предложения товаров и услуг.

                       Деление цен по критерию прохождения товара или услуги до конечного потребителя.

В данном случае различают:

Свободные оптовые цены – это цены на продукцию производственного назначения, которая имеет определённого потребителя и является, как правило, промежуточным продуктом. Эта продукция в большинстве случаев поступает с завода-изготовителя непосредственно потребителю, миную всякие другие звенья (кирпич, моторы и т. д. Для них характерна постоянная основа, длительные связи, так как продукция является звеном уже сложившейся технологической цепочки, большие партии поставок. Эти цены являются основными в добывающей, химической промышленности, металлургии, моторостроении, подшипниковой промышленности и т. д.

Свободные отпускные цены – цены на продукцию или услуги, прошедшие одну или несколько стадий оптового потребления. Свободные отпускные цены являются основными для продукции производственного назначения, которая поступает в конечное потребление, также когда происходят закупки больших партий потребительских товаров для дальнейшей продажи через розничную сеть.

Свободные розничные цены – цены потребительских товаров, поступающих населению. От свободных отпускных цен они отличаются на розничные надбавки. Сфера действия этих цен – розничная торговля: магазины, киоски, ларьки. Вещевые рынки и т. д. Это цены массовых видов товаров и услуг

                       Деление цен по критерию «франко».

Деление цен по данному критерию важно для правильного включения транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), коммерческих затрат. «Франко» – пункт, до которого ТЗР включаются в себестоимость продукции или услуг и производитель несёт ответственность за сохранность продукции. Различают франко-отправление, франко-прибытие, франко-граница для товаров, идущих за рубеж. Непосредственный вид «франко» зависит от вида транспорта, условий поставки товаров, груза, отдалённости, дефицитности или не дефицитности продукции и т. д. Как правило, для товаров производственного назначения используется франко-отправление, а для потребительских товаров – франко-прибытие.

На решение в области ценообразования воздействуют внутренние и внешние по отношению к компании факторы.

Внутренние факторы, влияющие на принятие решения об установлении цены, включают в себя маркетинговые цели компании, стратегию маркетингового комплекса, размер издержек производства и организацию деятельности.

Так как эти факторы имеют большое влияние на формирование цены, кратко рассмотрим каждый в отдельности.

Маркетинговые цели. Перед тем как установить цену, компания должна выбрать определённую товарную стратегию, которой в дальнейшем будет придерживаться. И чем точнее компания поставит перед собой цели и осуществит правильное позиционирование товара, тем проще ей установить цену на данный товар и сформировать маркетинговый комплекс. Примерами общих целей являются:

Информация о работе Маркетинговое обеспечение конкурентоспособности товара