Организация маркетинговой службы «ЗАО «ВТБ 24», работающего на рынке банковских карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследовать значение маркетинговой службы в банке и создать отдельную маркетинговую службу в Банке ВТБ 24 (ЗАО) для продукта пластиковых карт.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть сущность и принципы банковского маркетинга;
2) определить задачи службы маркетинга в банке и ее организационную структуру;
3) описать маркетинговые стратегии банка;
4) провести анализ работы маркетинговой службы в банке;
5) предложить пути совершенствования маркетинговой службы в банке для продукта пластиковых карт.

Содержание

Введение 5
Глава 1 Стратегический маркетинг в Банке «ВТБ24» 7
1.1.1. Определение базового рынка организации в терминах решения проблемы 7
1.1.3. Построение сетки сегментации базового рынка 8
1.1.4. Анализ возможностей образования новых сегментов базового рынка 9
1.1.5. Выбор стратегии охвата сегментов базового рынка. 12
1.1.5.2. Система стратегического планирования 13
1.1.5.3. Содержание стратегического плана 14
1.2.Результаты анализа стратегической привлекательности макросегментов базового рынка организации 16
1.2.2. Анализ объема продаж и доли рынка организации 20
1.3. Результаты анализа стратегической конкурентоспособности организации 23
1.3.1. Определение основы для конкурентного преимущества организации 25
1.3.2. Выявление возможностей для реализации конкурентного преимущества 26
1.3.3. Разработка конкурентных стратегий 34
1.4. Обоснование выбора маркетинговой стратегии развития организации 35
1.4.1. Формулирование стратегической маркетинговой проблемы 36
1.4.2.Поиск информации, проливающей свет на решение маркетинговой проблемы 37
1.4.3. Выявление стратегических маркетинговых альтернатив 38
1.4.4. Принятие решения о наиболее предпочтительном варианте маркетинговой стратегии развития организации 39
Глава 2 Стратегические решения в области организации и планирования маркетинга в Банке «ВТБ24» 40
2.1 Организация маркетинговой службы банка 40
2.1.1 Определение места службы маркетинга в системе управления банком 40
2.1.1.1 Исследование общей действующей системы управления банком 40
2.1.1.2 Анализ существующей организационной структуры управления банка 41
2.1.1.3 Разработка системы перспективных целей и задач банка в области маркетинга 42
2.1.1.3 Разработка системы перспективных целей и задач банка в области маркетинга 44
2.1.1.4 Определение места и роли организации маркетинга в общей системе управления банка 47
2.1.1.5 Анализ эффективности маркетинговой деятельности банка и департамента маркетинга и общественных связей 49
2.1.1.6 Поиск, отбор и обоснование направлений совершенствования системы управления маркетинговой деятельностью 50
2.1.2 Проектирование новой организационной структуры управления службы маркетинга в банке 51
2.1.2.1 Постановка цели проектирования организационной структуры управления маркетинга в банке 51
2.1.2.2 Выбор типа и модели организационной структуры управления маркетинга в банке 51
2.1.2.3 Реорганизация общей организационной структуры управления банка и другими функциональными подразделениями с учетом разработанной новой системы управления маркетингом 57
2.1.2.4 Разработка информационного, материального, ресурсного и финансового обеспечения функционирования управление маркетинга 59
2.1.2.5 Разработка штатного расписания и кадровое обеспечение организации маркетинга 60
2.1.3 Реализация проектных решений в банке 62
2.1.3.1 Утверждение новой организационной структуры управления маркетинга и разработка необходимой нормативно-методической документации 62
2.1.3.2 Разработка системы контроля за процессом функционирования новой организации управления маркетингом и маркетингового аудита в целом 62
2.2 Планирование маркетинга в банке 64
2.2.1 Маркетинговая аналитика 64
2.2.1.1 Анализ состояния рыночной среды и тенденции развития рынка банковских пластиковых карт. 64
2.2.1.2 Анализ существующего положения банка, его рыночных возможностей и тенденций развития 65
2.2.1.3 Анализ сильных и слабых сторон банка, возможностей и угроз – SWOT-анализ 69
2.2.1.4 Анализ потребностей покупателей и их требований к банковским пластиковым картам 72
2.2.1.5 Сегментирование рынка банковских пластиковых карт и позиционирование продукта (торговой марки банка) 73
2.2.1.6 Анализ конкуренции, долей рынка конкурентов и возможных конкурентных стратегий 74
2.2.1.7 Аналитическое резюме и определение направлений решения возникших проблем и выбора стратегий 75
2.2.2 Принятие стратегических решений 75
2.2.2.1 Определение основных целевых рынков и выбор стратегии их охвата. 75
2.2.2.2 Выбор конкурентных преимуществ продукта и банка в целом как основы конкурентной стратегии 76
2.2.2.3 Необходимое позиционирование продукта с отличительным конкурентным преимуществом 77
2.2.2.4 Определение целей маркетинга и сбыта банка 77
2.2.3 Разработка программы маркетинга банка (планирование элементов комплекса маркетинга – 7Р) 77
2.2.3.1 Разработка продуктовой политики 77
2.2.3.2 Формирование системы распределения и сбыта продуктов 78
2.2.3.3 Разработка маркетинговых мероприятий в области ценообразования 78
2.2.3.4 Разработка системы продвижения продукта (создание системы коммуникаций) 80
2.2.3.6. 81
2.2.3.7. Стандарты сожержание офиса Банка ВТБ24 82
2.2.3.8 Ресурсное обеспечение программы маркетинга 82
2.2.4 Реализация программы намеченных мероприятий и маркетинговый контроль в банке 85
2.2.4.1 Определение задач, обязанностей, сроков выполнения намеченных мероприятий 85
2.2.4.2 Оценка экономической эффективности программы маркетинга 86
2.2.4.3 Создание системы мониторинга внедрения и контроля мероприятий программы маркетинга 86
2.2.4.4 Создание обратной связи и координация мероприятий программы маркетинга после выявления системой контроля нерешенных проблем 89
3 этап. Стратегические маркетинговые решения в области персонализированного маркетинга в Банке "ВТБ24"......................................................................................................90
3.1. Анализ готовности к внедрению персонализированного маркетинга 90
3.1.1. Определение продуктового предложения 90
3.1.2. Определение целевой аудитории кредитных карт ВТБ24 90
3.1.3 Анализ готовности компании к внедрению системы персонализированного маркетинга 91
3.1.4. Определение тип персонализиров

Работа состоит из  1 файл

КП на тему Организация маркетинговой службы ЗАО ВТБ 24 работающего на рынке банковских для сайта.doc

— 2.92 Мб (Скачать документ)

 

Таблица 2 Характеристика типов маркетингового контроля в дирекции маркетинга банка

Тип контроля

Цель контроля

Подходы

I. Контроль ежегодных планов

Узнать, достигаются ли запланированные результаты

Анализ сбыта

Анализ доли рынка банка

Сравнение затрат и продаж

Финансовый анализ деятельности организации 
Маркетинговый оценочный анализ

II. Контроль прибыльности

Определить, на какие  цели расходуются и на каком этапе  “теряются” деньги компании

Оценить прибыльность по: продуктам банка, регионам, клиентам, сегментам рынка, каналам сбыта

III. Контроль эффективности

Оценить и повысить эффективность  расходования средств на маркетинг

Оценить эффективность: персонала, рекламы, стимулирования сбыта, распределения

IV. Стратегический контроль

Выяснить, максимально  ли организация использует свои возможности  в отношении рынков, услугу и каналов  распределения

Оценка эффективности  маркетинга

Маркетинговый аудит


 

    1. Контроль ежегодных планов. Для проведения контроля ежегодных планов, будут проводиться следующие мероприятия: оценка удовлетворения потребителя продуктом (в данном случае, обслуживанием по банковской карте), сравнительный анализ затрат и продаж карт, оценка прибыльности портфеля карточного бизнеса.
    2. Контроль прибыльности. Для проведения контроля прибыльности, будут проводиться следующие мероприятия: опросный лист или фокус-группы, детализация объемов продаж карт за квартал/год, выполнение квартальных планов.
    3. Контроль эффективности. Для оценки контроля эффективности  необходима оценка профессионализма сотрудников, клиентопотока, каналов сбыта, на сколько проходимое расположение отделения банка, оценка эффективности рекламных кампаний.
    4. Стратегический контроль. Стратегический контроль включает в себя аудиты и ревизии службы маркетинга, оценка KPI.

 

2.2 Планирование маркетинга  в банке

2.2.1 Маркетинговая аналитика

2.2.1.1 Анализ состояния  рыночной среды и тенденции  развития рынка банковских пластиковых  карт.

На сегодняшний день кредитная карта является популярным и необходимым продуктом и элементом для оплаты услуг. Его тенденция и динамика быстро развивается.

Рассмотрим рынок пластиковых  карт на примере 20 банков – конкурентов  за 2011 год (табл. 3)

Таблица 3 Топ-20 банков по количеству кредитных карт в обращении на 01.01.12

Место

Банк

Количество кредитных карт в  обращении на 01.01.12, шт.

Динамика за 2011 год, %

1

Сбербанк России

4 326 549

124,52

2

ВТБ 24

3 944 344

43,57

3

Альфа-Банк

3 504 458

11,63

4

Ренессанс Кредит

2 737 444

31,66

5

Хоум Кредит Банк

2 136 876

13,30

6

Тинькофф Кредитные Системы

1 357 809

98,06

7

Кредит Европа Банк

1 247 213

57,76

8

Росбанк

1 186 214

8,84

9

Восточный Экспресс Банк

642 734

160,93

10

Авангард

547 000

29,01

11

Связной Банк

482 909

1282,98

12

Национальный Банк «Траст»

438 540

67,32

13

Открытие

276 683

168,00

14

Райффайзенбанк

187 107

43,88

15

Балтийский Банк

155 810

-3,54

16

Уралсиб

152 748

18,85

17

ВУЗ-Банк

111 486

14,80

18

МТС-Банк

106 670

161,22

19

Юниаструм Банк

69 675

-17,92

20

Росгосстрах Банк

67 554

253,35


 

Банк ВТБ24 входит в 5 лидирующих банков по выпущенным и обращенным кредитных карт на период 01.01.12.

Данные говорят о  том, что прогноз на прирост выпущенных кредитных карт вырастит на 40% по сравнению  с предыдущим годом.

На банковский маркетинг влияют следующие макросерды:

  • Экономическая - устанавливается ставка рефинансирвоания;
  • Политическая - Федеральные законы;
  • Социально-демографическая – потребности потребителей, уровень жизни, «демократическая ума».

       Микросреды банковского маркетинга:

  • Конкуренты – их тепмы развития, разработки нового продукта и его позициинирование;
  • Потребители - благосостояние граждан,;
  • Контактная аудитория – средства массовой информации, PR, рекомендации кклиентов.

 

2.2.1.2 Анализ существующего положения банка, его рыночных возможностей и тенденций развития

Рассмотрим доли рынка  банковских услуг Банка ВТБ24 (Рис. 10). Доля ВТБ24 в отношении 2008 года к 2007 году по таким показателям как: вклады частных клиентов, прибыль, кредиты физических лиц, кредиты юридических лиц, капитал банка, активы и средства корпоративных клиентов

 

 
Рис. 10 Доля ВТБ24  на основных сегментах российского финансового рынка

 

Из данного рисунка  видно, что темпы роста выдачи

Доля рынка ВТБ24 и  других банков на рынке пластиковых карт представлена на рисунке 11.

 
 

Рис.11 Доля ВТБ24 на рынке банковских пластиковых карт.

 

Рыночная доля Сбербанка  достигла 10,9%. У «Русского стандарта» — 20%, у ВТБ24 — 10,7%

Основные возможности  стратегии товарной политики банка  ВТБ24  рассмотрены и классифицированы с помощью матрицы Ансоффа. (см. табл.4).   Эта матрица дает возможность руководству дирекции маркетинга банка ВТБ24 разработать стратегию своего интенсивного развития, т.е. более полно использовать существующие ресурсные и другие возможности для развития банка и повышения деловой активности и эффективности его деятельности.

Таблица 4 Вероятность успеха и сравнительные затраты разных стратегий по матрице И.Ансоффа:

Стратегия

 

Успех, %

 

Затраты, раз

 
         

Старый продукт на старом рынке

 

50

 

1

 

Новый продукт на старом рынке

 

33

 

8

 

Старый продукт на новом рынке

 

20

 

4

 

Новый продукт на новом  рынке

 

5

 

12-16

 



 
Стратегия расширения контролируемых рыночных сегментов предполагает увеличение объема продаж существующих услуг на уже завоеванных рынках. Иногда ее называют стратегией "экономии издержек". Для осуществления такой стратегии имеются следующие возможности:

  • найти и использовать слабые стороны товаров (услуг), предоставляемых конкурентами;
  • убедить потенциальных потребителей воспользоваться предлагаемой услугой именно исследуемого банка и привлечь новых клиентов;
  • предложить дополнительные услуги, связанные с приобретением, предоставлением и сервисом собственных услуг.

Стратегия развития продукта основана на интенсивной научно- исследовательской  работе по совершенствованию уже  предоставляемых услуг, расширении их модификаций и способов предоставления, что улучшает их потребительские свойства. Иными словами, необходимо произвести позиционирование товара. Это означает определение его особенностей, характерных черт, которые отличают его от товаров-аналогов и (или) товаров-заменителей. Позиционирование укрепляет позицию конкретной услуги на определенном рыночном сегменте и повышает соответствие услуги потребностям определенных клиентов.

Далее необходимо определить ассортиментную политику банка, наиболее предпочтительных для успешной работы на конкретном рынке и обеспечивающих необходимую экономическую эффективность деятельности банка в целом.

И, наконец, на основе двух предыдущих шагов банк ВТБ24 вырабатывает свою ассортиментную стратегию, которая  может выражаться в выработке  следующих направлений его развития:

  • товарная дифференциация, т.е. выделение предприятием своих собственных товаров и услуг, отличных от товаров и услуг конкурентов, обеспечивая для них отдельные ниши спроса;
  • узкая товарная специализация;
  • товарная диверсификация;
  • вертикальная интеграция товара, что выражается воплощением производителем принципа синергизма.

Стратегия завоевания новых  рынков предполагает расширение сферы  обслуживания внешних и внутренних рынков, увеличение количества реальных потребителей. Для этого необходимо:

  • изучить демографических рынков (для новых социальных групп населения);
  • анализ рынка розничных организаций (контрагентов, поставщиков, конкурентов);
  • анализ специфики отдельных географических рынков.

Для исследуемого банка, характерна стратегия диверсификации. Так как банк имеет необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы, обладают высоким авторитетом, а набор предоставляемых им услуг отличается высоким качеством и конкурентоспособностью. Стратегия диверсификации часто выражается во внедрении новых групп банковских услуг и завоевании новых рынков.

2.2.1.3 Анализ сильных и слабых  сторон банка, возможностей и  угроз –  SWOT-анализ

 

В процессе проведения SWOT-анализа  ищется ответ на следующий ряд вопросов: каковы сильные и слабые стороны банка (в настоящее время и прогнозируемые); каково влияние на деятельность банка внешней среды (в настоящее время и прогнозируемое, негативное или же позитивное); насколько банк может воспользоваться своими сильными сторонами для противостояния внешней среде; в какой мере слабые стороны не позволяют этого ему сделать; какую оценку можно дать бизнес-направлениям банка (исходя из сочетаний сильных и слабых сторон деятельности, а также возможностей и угроз); какие стратегии следует внедрить и реализовать в банке при сложившемся сочетании сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также при прогнозируемом сочетании.

В таблице 5 представлен SWOT-анализ исследуемого банка ВТБ 24.

 

Таблица 5 SWOT – анализ ВТБ 24

Сильные стороны

Слабые стороны

S1 Работа с клиентами: опыт  массового обслуживания клиентов, обширная клиентская база

W1 Управление: консерватизм системы  и управления, высокий уровень  бюрократизации

S2 Персонал: высокий профессиональный уровень сотрудников, хорошо развитая корпоративная культура

W2 Организационная структура: масштабность, громоздкость структуры, невозможность принимать оперативные решения в филиалах

S3 Репутация банка: кредитный  рейтинг инвестиционного уровня, высокая репутация банка

W3 Кадровая политика: текучесть кадров на низших должностях

S4 Широкий ассортимент предлагаемых расчетно-кассовых услуг, достаточно большая доля на рынке

W4 Высокая стоимость продукта

Возможности

Угрозы

О1 Кредитование физических лиц: расширение рынка потребительских кредитов.

Т1 Региональные банки: развитие региональных банков (высокие % ставки по депозитам, низкие по кредитам)

О2 Кредитование юридических лиц, инвестирование: рост инвестиционной активности предприятий.

Т2 Рискованность: высокие темпы  роста не

только объемов кредитования юр.лиц, но и рискованности данных операций.

О3 Стать лидером в качественном обслуживании

Т3 Экономический кризис: его негативное влияние на российскую экономику.

О4 Увеличение доли рынка

Т4 Повышение ставки рефинансирования

Информация о работе Организация маркетинговой службы «ЗАО «ВТБ 24», работающего на рынке банковских карт