Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на примере ЗАО «Полевской машиностроительный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:25, дипломная работа

Описание

Цель работы заключается в разработке программы реализации методов неценовой конкуренции на примере ЗАО «Полевской машиностроительный завод».
Задачи, поставленные при написании работы:
1. дать характеристику конкуренции,
2. описать понятие и методы неценовой конкуренции,
3. дать характеристику деятельности ЗАО «Полевской машиностроительный завод»,
4. проанализировать реализацию методов неценовой конкуренции ЗАО «Полевской машиностроительный завод»,
5. разработать программу реализации методов неценовой конкуренции ЗАО «Полевской машиностроительный завод».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы методов неценовой конкуренции на предприятии 6
1.1 Общая характеристика конкуренции и ее виды 6
1.2. Сущность неценовой конкуренции 22
1.3. Методы неценовой конкуренции 26
2. Анализ реализации методов неценовой конкуренции на предприятии ЗАО «ПМЗ» 33
2.1 Краткая характеристика ЗАО «ПМЗ» 33
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия 36
2.3 Оценка реализации методов неценовой конкуренции на предприятии 43
3. Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на предприятии 57
3.1 Программа реализации методов неценовой конкуренции на предприятии 57
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 64
Заключение 67
Литература 69
Приложение …………………………………………………………………..73

Работа состоит из  1 файл

Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на предприятии.doc

— 664.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение

 

 

 

В настоящее время  в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих  однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной  деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Выпуск конкурентоспособной  продукции и ее реализация завершают  кругооборот хозяйственных средств  предприятия, что позволяет ему  выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Данная тема актуальна, т.к. успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

Практика бизнеса показала, что не существует конкурентной стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки конкурентной стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Конкурентное   управление – это  в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории такого управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.

Цель работы заключается в разработке программы реализации методов неценовой конкуренции на примере ЗАО «Полевской машиностроительный завод». 

Задачи, поставленные при написании работы:

    1. дать характеристику конкуренции,
    2. описать понятие и методы неценовой конкуренции,
    3. дать характеристику деятельности ЗАО «Полевской машиностроительный завод»,
    4. проанализировать  реализацию методов неценовой конкуренции ЗАО «Полевской машиностроительный завод»,
    5. разработать программу реализации методов неценовой конкуренции ЗАО «Полевской машиностроительный завод».

 Объектом исследования выбран ЗАО «Полевской машиностроительный завод».

 Предметом являются методы неценовой конкуренции.

 Теоретической и методологической основой исследования данной ВКР являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по реализации методов неценовой конкуренции: Т.Ю.Базарова, Э. Берна,  Д.Бодди, М.А. Грачева, Б.Л.Еремина, А.И.Наумова, Р.Пейтона и других.

В работе были использованы следующие методы:

а) анализ научной литературы и основных подходов к пониманию конкуренции;

б) анализ документации ЗАО «Полевской машиностроительный завод»;

в) SWOT-анализ;

г)  метод категоризованного наблюдения.

Научная новизна работы заключается в возможности применения руководством ЗАО «Полевской машиностроительный завод» на практике рекомендаций по реализации методов неценовой конкуренции.

ВКР объемом 76 страниц состоит из введения, трех глав, списка литературы из 50 источников и приложений.

 

1. Теоретические основы методов неценовой конкуренции на предприятии

1.1 Общая характеристика конкуренции и ее виды

 

Конкуренция – (от лат. Concurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей1.

Конкуренция — процесс  управления субъектом своими конкурентными  преимуществами для одержания достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных: или  субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.           Конкуренция является  движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов {например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России), повышения качества товаров и уровня жизни населения.

Процессы могут быть; общественными и личными; экономическими, правовыми, социальными и природными; управленческим и производственными; обеспечивающими, преобразующими  и завершающими; материальными и виртуальными; объективными и субъективными; поддерживающими паритет (баланс) и воспроизводственными; логическими и эмоциональными и т.д.

 

   По степени  интенсивности конкуренция может  быть:

   * привлекательной  - когда в данном сегменте субъект  качественнее удовлетворяет свои  потребности или получает прибыли  больше, чем в предыдущем сегменте;

  * умеренной- когда  действия субъекта конкуренции  поддерживают конкурентную среду  в данном сегменте рынка;

  * ожесточенной для  объекта конкуренции, когда субъект  поглощает, либо вытесняет объект  из данного сегмента;

  * ожесточенной для  субъекту конкуренции, когда объект (конкурент) уничтожает либо изгоняет  субъект из данного сегмента2.

Формы конкуренции:                   

- предметная - конкуренция  между товарами одной ассортиментной  группы, между аналогичными объектами,  удовлетворяющими одну и ту  же потребность;

- функциональная -  конкуренция  между товарами (объектами) заменителями.

    Методы конкуренции:

    • на основе повышения качества товара (неценовая)
    • на основе критерия повышения качества сервиса товара;
    • на основе снижения цены (ценовая);
    • на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
    • на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная) 3

  Конкуренция может  происходить на следующих уровнях:

- местном (в группе,  отделе, организации и т.п.)

- региональном (районе, городе, области и т.п.)

- национальном (в стране);

- межнациональным ( в  нескольких странах);

- глобальном (в мировом  масштабе, без конкретно определенных  стран)4.

Теория конкуренции  была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.).

Новизна теории конкуренции  А. Смита заключается в том, что он впервые:

1)  сформулировал понятие  конкуренции  как соперничества,  повышающего цены (при сокращении  предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);

2)  сформулировал главный  принцип конкуренции — принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «дергая» за ниточки марионеток — предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

3)  разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;

4)  определил основные  условия эффективной конкуренции,  включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);

5) разработал модель  усиления и развития конкуренции,  доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом5.

Конкуренция ведет к  лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых  человеческих благ получена именно путем  состязания, конкуренции. Конкуренция  требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность.

   В своей книге «Международная конкуренция» М.Портер отмечает, что конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

  Г.Л. Азоев  под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.                                                          

   А.Ю.Юданов утверждает, что рыночная конкуренция - борьба  за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся  ими на доступных сегментах  рынка. Вместе с тем, А.Ю.Юданов считает, что до сих пор в мире единое понятие «конкуренция». Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.             

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества. 

 По масштабам развития  конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один  участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется  среди товаровладельцев какой-то  территории);                            

3) отраслевой (в одной  из отраслей рынка идет борьба  за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество  представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание  отечественных товаровладельцев  внутри данной страны);

6) глобальной (борьба  предприятий, хозяйственных объединений и  государств разных стран на мировом рынке)6.

По характеру развития конкуренция подразделяется; 1) на свободную  и 2) регулируемую.

По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

  1. объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
  2. реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
  3. покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
  4. продавцы действуют независимо друг от друга;

 

  1. доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»7.

Информация о работе Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на примере ЗАО «Полевской машиностроительный завод»