Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на примере ЗАО «Полевской машиностроительный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:25, дипломная работа

Описание

Цель работы заключается в разработке программы реализации методов неценовой конкуренции на примере ЗАО «Полевской машиностроительный завод».
Задачи, поставленные при написании работы:
1. дать характеристику конкуренции,
2. описать понятие и методы неценовой конкуренции,
3. дать характеристику деятельности ЗАО «Полевской машиностроительный завод»,
4. проанализировать реализацию методов неценовой конкуренции ЗАО «Полевской машиностроительный завод»,
5. разработать программу реализации методов неценовой конкуренции ЗАО «Полевской машиностроительный завод».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы методов неценовой конкуренции на предприятии 6
1.1 Общая характеристика конкуренции и ее виды 6
1.2. Сущность неценовой конкуренции 22
1.3. Методы неценовой конкуренции 26
2. Анализ реализации методов неценовой конкуренции на предприятии ЗАО «ПМЗ» 33
2.1 Краткая характеристика ЗАО «ПМЗ» 33
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия 36
2.3 Оценка реализации методов неценовой конкуренции на предприятии 43
3. Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на предприятии 57
3.1 Программа реализации методов неценовой конкуренции на предприятии 57
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 64
Заключение 67
Литература 69
Приложение …………………………………………………………………..73

Работа состоит из  1 файл

Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на предприятии.doc

— 664.00 Кб (Скачать документ)

Частные инвесторы, финансируя предприятие, берут на себя коммерческие риски. В то же время государство может выступить гарантом перед банком по финансированию заемной части капитала при условии, что акции предприятия будут размещены среди частных инвесторов. То есть гарантия вступит в силу при условии размещения акций предприятия среди частных инвесторов.

Учитывая, что профессиональные инвесторы обычно очень глубоко  и серьезно изучают объект инвестирования, такой способ государственной поддержки  может быть достаточно эффективным  и обеспечит возвратность средств.

Последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность товаров и услуг – насыщенность рынка, спрос и предложение.

Насыщенность рынка, спрос и  предложение. Если в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью  удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобулочных изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка.

Иногда употребляемые термины  «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй - к обратному случаю.

О деформациях спроса, связанных  с отсутствием разнообразия товаров  на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка. Здесь мы коснулись соотношения спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке.

Рассмотрим его подробнее. Конкретная потребность покупателя может быть более или менее  настоятельной — это зависит от огромного числа факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности — важное преимущество грамотных маркетологов.

Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для  покупателя его готовность платить деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем. Тот факт, что сегодня в США подавляющее большинство семей являются обладателями компакт-дисков и видеомагнитофонов — не столько результат естественно развивающейся настоятельности этих потребностей, сколько плод массированного воздействия глубоко продуманных рекламных мероприятий, связавших указанные товары с представлениями о стандартах прогресса, престижа и благополучия для американской семьи конца 90-х годов. Так или иначе, спрос определяется в первую очередь теми тремя факторами, о которых сказано выше. Проанализировав вышесказанное необходимо отметить следующее: конкурентоспособность продукции определяется, прежде всего, показателями ее качества, ценой, упаковкой, товарным знаком, рекламой и т.д. А важным фактором конкурентоспособности товара, также как и фирмы в целом, является прежде всего ее маркетинговая деятельность, т.к. она предполагает решение не только относительно пассивной задачи, т.е. тщательного изучения требований покупателей и адаптации к ним выпускаемой продукции, но и активной задачи по формированию и стимулированию спроса на товары фирмы в целях повышения их конкурентоспособности и увеличения продаж15.

Так же не менее важным фактором конкурентоспособности продукции  является цена товара, т.к. политика цен  зависит от задач, которые она  призвана решать - это обеспечение выживаемости предприятия, максимизации прибыли.

 

 

 

Высокая конкурентоспособность  предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

1. потребители довольны  и готовы купить повторно продукцию  этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

2. общество, акционеры,  партнеры не имеют претензий  к фирме;

3. работники гордятся  своим участием в деятельности  фирмы, а посторонние считают  за честь трудиться в этой  компании16.

Для того чтобы стать  конкурентоспособной компанией  необходимо:

– обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя.

– поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а, следовательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли.

1.2. Сущность неценовой конкуренции

 

 

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

От неценовой конкуренции  следует отличать скрытую ценовую  конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования  качества продукции и условий  ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое- совершенствование технических характеристик товара; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту.

Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество»- это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.

Сюда входит воздействие на потребителя  через рекламу, совершенствования торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.

При неценовой конкуренции  на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая  надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции – постоянное совершенствование продукции, поиски путей повышения ее качества, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки. Таким образом, неценовая конкуренция, в отличие от ценовой конкуренции, имеет не разрушительную, а созидательную направленность.

Неценовая конкуренция ведется  за счет снижения издержек, повышения  качества продукции и услуг, надежности, улучшения условий оплаты, гарантийного и послегарантийного обслуживания, совершенствования методов сбыта.

Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством  продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.

Каждая из фирм, выступающих на рынке, стремится по крайней мере сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия.

В настоящее время  многие компании предпочитают улучшать потребительские свойства своего товара при сохранении или даже некотором  повышении реализационных цен.

При соответствующей  рекламе такая «скрытая» скидка с цены товара вызывает, как правило, положительную реакцию у современного потребителя, который так часто связывает низкую цену с неудовлетворительным качеством товара.

Захват рынка с помощью  проникновения на него на основе разработке нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары, также происходит при неценовой конкуренции. В мире успех неценовой конкуренции определяется (особенно в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии) техническим уровнем, качеством и надежностью товара, подтвержденным сертификацией в общепринятых центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами.

Одной из сложных проблем  современной теории и практики организации  конкурентной деятельности участников рыночного процесса является установление причин возникновения и диагностирования качественных и количественных условий перехода ценовой конкуренции в конкуренцию неценовую.

Неценовая конкуренция  порождает целый спектр важнейших  проблем рынка. Среди них межотраслевой  механизм прибылей в форме проблемы входа- выхода, избыточных мощностей, влияния на объем сбыта неценовых факторов, предпочтения и выбора, конкурентоспособности, издержек потребления.

Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.

Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

Неценовая конкуренция минимизирует цену как  фактор потребительского спроса, выделяя  товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов.

Например, фирма старается привлечь потенциальных  покупателей более красивой упаковкой  или же предложить потребителю более  выгодные, по сравнению с конкурентом  условия. Важнейшим элементом неценовой  конкуренции является реклама. Реклама может помочь фирме увеличить долю рынка, привлечь потребителей.

При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет  фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой.

Риск  при этом связан с тем, что потребители  могут не рассматривать предложения  продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать  более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям – «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое.

1.3. Методы неценовой конкуренции

Неценовые методы предполагают изменение свойств  продукции, придание ей качественно  новых характеристик, создание новых  изделий для удовлетворения тех  же потребностей, предложение продукции, не существовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, увеличение срока гарантийного ремонта и т. д.). Важным фактором неценовой конкуренции является экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции заданного качества в обозначенные договорными условиями место и время, с учетом минимальных совокупных затрат по транспортировке продукции. Нельзя не выделить и такой фактор неценовой конкуренции, как создание мощной сбытовой сети и службы сервиса.

К неценовым относятся следующие группы методов конкурентных действий.

Первая  группа – методы обеспечения конкурентных преимуществ организации за счет изменения в лучшую сторону различных  потребительских характеристик товаров и услуг, с целью повышения потребительской ценности:

— внедрение новых товаров (дифференциация товаров);

— внедрение товаров, обладающих новыми потребительскими свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой (дифференциация потребительских свойств товара).

Второй  вид дифференциации применится когда:

Информация о работе Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на примере ЗАО «Полевской машиностроительный завод»