Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на примере ЗАО «Полевской машиностроительный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:25, дипломная работа

Описание

Цель работы заключается в разработке программы реализации методов неценовой конкуренции на примере ЗАО «Полевской машиностроительный завод».
Задачи, поставленные при написании работы:
1. дать характеристику конкуренции,
2. описать понятие и методы неценовой конкуренции,
3. дать характеристику деятельности ЗАО «Полевской машиностроительный завод»,
4. проанализировать реализацию методов неценовой конкуренции ЗАО «Полевской машиностроительный завод»,
5. разработать программу реализации методов неценовой конкуренции ЗАО «Полевской машиностроительный завод».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы методов неценовой конкуренции на предприятии 6
1.1 Общая характеристика конкуренции и ее виды 6
1.2. Сущность неценовой конкуренции 22
1.3. Методы неценовой конкуренции 26
2. Анализ реализации методов неценовой конкуренции на предприятии ЗАО «ПМЗ» 33
2.1 Краткая характеристика ЗАО «ПМЗ» 33
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия 36
2.3 Оценка реализации методов неценовой конкуренции на предприятии 43
3. Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на предприятии 57
3.1 Программа реализации методов неценовой конкуренции на предприятии 57
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 64
Заключение 67
Литература 69
Приложение …………………………………………………………………..73

Работа состоит из  1 файл

Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на предприятии.doc

— 664.00 Кб (Скачать документ)

Повышение конкурентоспособности продукции предприятия предполагает обязательную оценку условий, при которых будет происходить деятельность предприятия, привлекательности существующих и потенциально возможных рынков. Это обязывает предприятие по возможности точнее оценивать его позицию на рынках относительно всех конкурентов, анализировать пространство для маневрирования, определяющееся действиями поставщиков, потребителей, действующих и потенциально возможных конкурентов в отрасли.

Непрерывные улучшения  в любой области, в конечном счете, должны преобразовывать всю систему работы, вызывать появление новых товаров, новых услуг, новых процессов, новых видов бизнеса, новых эффективных систем управления и структур управления и, в конечном счете, еще большей степени удовлетворенности потребителя.

Таким образом, вторым из возможных путей повышения конкурентоспособности  продукции является реорганизация  организационной структуры предприятия  с функциональной точки зрения, что  существенно может изменить конкурентные позиции продукции предприятия с учетом настоящих требований рынка.

Предлагаемая организационная  структура, которая бы отвечала настоящим  требованиям рыночных отношений  и повышению конкурентоспособности  предприятия и, соответственно, его  продукции.

Главное отличие предлагаемой организационной структуры ЗАО «ПМЗ» в том, что все отделы маркетинга и контрактов, которые присутствуют во всех производствах объединены и выделены отдельно в самостоятельную единицу — отдел по управлению маркетингом, который будет подчиняться не главному инженеру производства, а непосредственно заместителю Генеральному директора по финансам и сбыту. Это позволит повысить статус отдела по управлению маркетингом и окажет положительное воздействие на увеличение объема реализации продукции, так как именно маркетинг должен быть первой ступенью при работе предприятия в рыночных отношениях. Кроме того, сюда же войдут отдел маркетинга и рекламы и отдел сбыта и таможенного декларирования, что положительно повлияет на координацию проводимых работ. Все подразделения будут работать на единую цель — увеличение объема реализации продукции. Отдел по управлению маркетингом будет контролировать весь ход выполнения заказов — от заключения контракта на производство продукции до отгрузки потребителю.

Другим новшеством будет  объединение двух отделов: отдела кадров и режима и отдела развития персонала, его положением будет место отдела кадров и режима. Это мероприятие позволит сократить численность персонала и позволит избавиться от дублирующихся функций этих отделов.

3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий

 

 

 

Для оценки эффективности  внедряемых мероприятий применялся метод экспертных оценок. В качестве экспертов на предприятии привлекались высококвалифицированные специалисты.

В ходе экспертной оценки были рассмотрены следующие предложения:

  • создание корпоративной информационной системы на предприятии;
  • реорганизация организационной структуры предприятия;
  • повышение конкурентоспособности продукции путем сокращения сроков их изготовления.

Определим затраты на запуск информационной компьютерной системы (ИКС) по формуле:

 

З = Зп + Спк;         (1)

 

где Зп – затраты на создание проекта, доставку, монтаж и установку оборудования, руб.;

Спк – стоимость комплекта ПК, которую можно определить по формуле:

 

Цпк = Цпк × К + Цсв + Цпо;       (2)

 

где Цпк – стоимость персонального компьютера, руб.;

К – количество персональных компьютеров, руб;

Цсв – стоимость дополнительного оборудования, руб;

Цпо – стоимость программного обеспечения, руб.

Анализ рынка оргтехники показал, что стоимость одного персонального компьютера составляет 2480 руб.: общая стоимость средств связи – 4966000 руб., а стоимость программного обеспечения – 694000 руб., затраты на создание проекта, доставку, монтаж и установку оборудования составят 300000 руб. Планируемое количество АРМ на предприятии — 2400.

Планируется этапное внедрение проекта, поэтому срок окупаемости затрат равен 1,9 года ((1960+1100)/3324 = 0,9 года).

Расчетный срок окупаемости  затрат на внедрение проекта составит 1,9 года. Нормативный срок окупаемости по автоматизированным системам управления принят равным не более 3 лет.

Как видно нормативный  срок окупаемости и расчетный  коэффициент эффективности удовлетворяют  принятым условиям, что говорит об эффективности и целесообразности автоматизации деятельности предприятия.

При изменении организационной  структуры ЗАО «ПМЗ» предполагает сокращение численности персонала на 35 чел., что даст при среднемесячной заработной плате 700 руб. ежемесячную экономию в размере 24500 руб. Также это повлияет на эффективность работы персонала.

По экспертной оценке  объем продаж увеличится на 3%, что  положительно скажется на экономическом  состоянии предприятия и составит за год 24,18 млн. руб. (806 млн. руб. × 1,03 = 24,18 млн. руб.).

Рентабельность (эффекта)  =эффект/затраты*100%

При средней рентабельности в размере 25% прибыль составит 24,18 × 0,25 = 6,045 млн. руб.

Затраты на изменение  организационной структуры предприятия  составят (по экспертной оценке) 450 тыс. руб.

Тогда эффект от внедрения  составит 6,045-0,45 = 5,595 млн. руб. в год.

Как отмечалось выше, большое  значение имеет фактор сроков изготовления прокатных валков. Поэтому сокращение сроков изготовления прокатных валков на 1,5 мес. будет привлекательным для потребителей и тогда общий срок изготовления составит 4-5,5 мес.

Тогда увеличение объема реализации прокатных валков составит:

 

DY = 0,612 × 45 дн. = 27 шт.

 

Это позволит увеличить  объем реализации валков на 27 шт. ежемесячно.

Итак, общий эффект составит: 5595 тыс. руб. + 24,5 тыс. руб×12 мес. = 5889 тыс. руб., в том числе и эффект от сокращения сроков изготовления прокатных валков.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предприятие  нуждается в повышенном внимании по ее повышению. Работая в этом направлении  более продуктивно, предприятие смогло бы завоевать большую долю на рынке, что значительно улучшило бы эффективность его работы.

Заключение

 

 

 

Изучив состояние базового предприятия и проанализировав  ситуацию по реализации методов неценовой конкуренции, были сделаны следующие выводы:

Управление конкурентоспособностью как одной из важнейших категорий  осуществляется неудовлетворительно. Выявленными причинами являются:

1. Несоблюдение одного  из главных принципов в рыночной  экономике — принципа маркетинга «Производить то, что требуется на рынке, а не то, что можно произвести».

2. Планово-экономический  отдел мешает нормальной работе  отделу маркетинга, который не  может выполнять свои функции,  так как ему не хватает полномочий  и на практике приводит к  неудовлетворительной работе отдела и, соответственно, всего предприятия.

2. Фактически отдел  маркетинга не занимается анализом  конкурентоспособности продукции.

3. Конкурентоспособность  продукции рассматривается однобоко  — в основном качество и  цена, а другие факторы не рассматриваются.

Рекомендации:

1. Cоздать на ЗАО «ПМЗ» корпоративную информационную систему, которая позволит сократить сроки проработки заявок потребителей, повысить производительность работы на предприятии, уменьшить количество персонала и соответственно повысить конкурентоспособность продукции.

2. Изменить организационную  структуру предприятия в соответствии  с мировым опытом, для обеспечения  конкурентоспособности предприятия  и продукции.

Экономическая эффективность  предложенных мероприятий, определенная по методу экспертных оценок, составила в размере 3% роста объема продаж в первый год (24,18 млн. руб.).

Результаты работы, проведенной  в дипломной работе, дают основание, что конкурентоспособность продукции  при инновационной, а также оптимизационной  деятельности предприятия будут возрастать пропорционально усилиям, затрачиваемым предприятием. Вследствие чего оценка конкурентоспособности продукции предприятия будет иметь тенденцию к росту, приближаясь к мировым стандартам.

В первом разделе описаны  теоретические принципы конкуренции и конкурентоспособности как категории, представлены их показатели, а также описана реализация методов неценовой конкуренции.

Во втором разделе  был проведен анализ методов неценовой конкуренции на предприятии. Были рассмотрены проблемы оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний момент деятельности предприятия.

В третьем разделе  предложены пути оптимизации методов неценовой конкуренции, мероприятия по повышению конкурентоспособности прокатных валков, производимых на предприятии и рассчитан эффект от внедрения предложенных мероприятий. По результатам внедряемых мероприятий предприятие сможет получить годовой эффект в размере 5889 тыс. руб., что даст возможность сохранить численность основных рабочих и уменьшить количество вспомогательного персонала, лежащих балластом на материальных ценностях производимых основными рабочими.

 

Литература

 

  1. Академия рынка: маркетинга /Под ред. А.Г. Худокормов, Ф. Буххерель-М.: Экономика, 2009. - 162 с.
  2. Аникеев С.В. Методика разработки плана маркетинга /Сер. «Практика маркетинга», 2010. - 128 с.
  3. Ариков Г.А. Конкурентные отношения и стратегии маркетинга на рынке формацевтических товаров. -Спб.: Питер. Ком. 2011. - 25 с.
  4. Балонин С.А. Выводы для предпринимателя из теории о жизненном цикле товара//Маркетинг-2011 .-№ ЗгС. 77-79.
  5. Башин М.Л.  Предприятия России глазами японских экономистов //Деловой мир.-2011.-№ 8.-С. 12-18.
  6. Бешевский И. Маркетинговые исследования: цели, возможности, перспективы //Интермин.-2008.-СПб.-С. 21-36.
  7. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: пер. с англ.-М.: Экономика, 2011. - 217 с.
  8. Ващекин Н.П. «Маркетинговая информация: // Стоимостной аспект. /Маркетинг»  №4/11. с. 35.
  9. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения //Маркетинг.-2011. -№ 2.-С. 56-64.
  10. Голубков Е.П., Голубкова Е.П., Секерин В.Д. «Маркетинг: Выбор лучшего решения». - Н.: Экономика, 2011.-425 с.
  11. Гольцов А., Новиков С. Использование стратегического маркетинга в российской экономике переходного периода, маркетинг.2011.-225 с.
  12. Горбашко Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. СПб.:СпбУЭФ, 2011.-36 с.
  13. Джей, Рос Низкозатратный маркетинг. - Изд-во “WASALA Communications”, Финляндия, 2011.
  14. Дихтль Е., Хёршген Х. Практический маркетинг. - Москва: Изд-во “Высшая школа”, “ИНФРА-М”, 2011.
  15. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг конкурентоспособности промышленной продукции.-М.: изд-во стандартов, 2010. - 127 с.
  16. Качество и конкурентоспособность: теория, методология, практика.-М.: ИНФРА-М.-2010.-146с.
  17. Кирцнер И.:  Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001     с. 94-98 
  18. Ковальков Ю. А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга. - Москва: Изд-во “Машиностроение”, 2010.-425 с.
  19. Котлер, Филип Основы маркетинга. - Москва: Изд-во “Бизнес-книга”, 2011 .-365 с.
  20. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. // Практическое пособие.-М.: 2011 .-365 с.
  21. Липсиц И.В., Нещадин А. Конкурентная стратегия фирмы. // Маркетинг - 2008.-№ б.-С. 87-90.
  22. Литвиенко А.Н., Татьянченко М.А. Методические вопросы оценки экономической конкурентоспособности промышленной продукции //Приложение БИКИ.-2011.-№ 2.-С. 36-40.
  23. Лобанов М.М., Быков С.Н., Осипов Ю.М. Пороговая модель оценки конкурентоспособности продукции // Международная научно-практическая конференция «Организационные и экономические проблемы становления конкурентоспособного производства»: Сборник трудов в 4 т. — Воронеж: Изд-во ВГТУ. — Т. 4. — С. 61—62.
  24. Лобанов М.М. Обобщенная эконометрическая модель оценки конкурентоспособности продукции // Труды научно-практической конференции филиала ТПУ и Юргинского НТЦ Кузбасского отделения РИА: Сборник трудов. — Юрга: Изд.ТПУ, 2011. — С. 56—58.
  25. Маневич В.А. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции.-Донецк: ТПП «Тереза», 2011. - 262 с.
  26. Маркетинг - ключ к решению проблемы «конкурентоспособность» //Стандарты и качество.-2008.-№ 9.-С. 22-30.
  27. Маркетинг: учеб. Пособ. /Под ред. А.И. Романова.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.-350 с.
  28. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции.-М.: изд-во стандартов, 2010. - 88 с.
  29. Мисанов B.C. Анализ конкурентоспособности фирмы.-М.: Финансы и статистика, 2008.-225 с.
  30. Нордстрем К.А., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. Капитал 
    пляшет под дудку таланта/ Пер, с англ. СПб.: Стокгольмская Школа 
    Экономики в Санкт-Петербурге, 2008. -425 с.
  31. Ньюстром Дж., Девис К. Организационное поведение/Пер, с англ, Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2011.-335 с.
  32. Организационное управление: Учебное пособие для вузов/ 
    Н.И. Архипова, Б.В. Кульба, С.А. Косяченко и др.; Под ред, 
    Н.И. Архиповой. М.: ПРИОР, 2008. -475 с.
  33. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Общество «Знание», 2009. -455 с.
  34. Парыгин БД. Социальная психология. Проблемы методологии, 
    истории и теории. СПб.: ИГУП, 2009. -368 с.
  35. Политика доходов и заработной платы: Учебник/Под ред.; 
    П.В. Савченко, Ю.П. Кокина. М.: Юристъ, 2009.-145 с.
  36. Попов Д.Е. Мотивация руководителей как фактор выполнения 
    стратегии предприятиях/Менеджмент в России и за рубежом. 
    2010. № 3.
  37. Портер М. Международны\ая конкуренция:Пер. с англ./Под ред. И с предисловием  В.Д.Щетинина.М.:Международные отношения,2008
  38. Райзберг Б.А Рыночная экономика: Учебн.пособие-2-еизд..перераб.и   доп.,М. 2005
  39. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник. – 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: ИНРА. М, 2006.-225 с.
  40. Рофе А.И. Рынок труда. М.: МИК, 2011. -457 с.
  41. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: Экономическая 
    теория труда: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. -654 с.
  42. Сенге П. Танец перемен. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011.-655 с.
  43. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 2008. Гл.11,       12, 14
  44. Фатхудинов Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия,       управление. - М.: ИНФРА-М.-2005.
  45. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация     теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959.
  46. ХейнеП. Экономический образ мышления. М., 2001. Гл.8,10
  47. ХяйекФ. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика       и международные отношения. 2006. № 12.
  48. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебн.пособие, 2-е     изд.,М.: Гном-Пресс,2008
  49. Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика. Теория и   государственная политика. М.: Изд-во МГУ.-2009. -225 с.
  50.     www.marketing.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Показатели  финансовой деятельности ЗАО «ПМЗ»

 

Таблица 1 – Состав и динамика основного капитала предприятия  за 2009–2011гг.

Показатель

Величина показателя на конец года

Абсолютное отклонение

(+, -)

2009 год

2010 год

2011 год

сумма, тыс. р.

уд. вес,

%

сумма, тыс. р.

уд. вес,

%

сумма, тыс. р.

уд. вес,

%

сумма,

тыс. р.

уд. вес,

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Собственный

капитал

3400

93,79

3407

15,80

1092

6,26

-2315

-9,54

Заемные

средства

225

6,21

18159

84,20

16344

93,74

-1815

+9,54

в том числе:                            долгосрочные обязательства                              

-

-

-

-

-

-

-

-

краткосрочные обязательства

225

6,21

18159

84,20

16344

93,74

-1815

+9,54

Баланс

3625

100

21566

100

17436

100

-4130

0


       

Таблица 2 – Структура и динамика собственного капитала предприятия          за    2009 – 2011 гг.

Информация о работе Разработка программы реализации методов неценовой конкуренции на примере ЗАО «Полевской машиностроительный завод»