Рекомендации по выбору стратегии управления виртуальной организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:18, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы заключается в выборе стратегии управления персоналом виртуальной организации.
Задачи дипломной работы:
Раскрыть понятие, цели и структуру виртуальной организации;
Проанализировать специфику управления персоналом в виртуальной организации;
Разработать мероприятия по совершенствованию стратегического управления персоналом в виртуальной организации;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом в виртуальной организации 5
1.1 Определение виртуальной организации 5
1.2 Цели и структура виртуальных организаций 8
Глава 2. Специфика управления персоналом в виртуальной организации 20
2.1 Особенности деятельности виртуальных организаций 20
2.2 Особенности стратегического управления персоналом 25
2.3 Показатели эффективности управления персоналом в виртуальных организациях 31
2.4 Анализ трудовых ресурсов в виртуальных организациях 41
Глава 3. Рекомендации по выбору стратегии управления виртуальной организацией 55
3.1 Мероприятия по совершенствованию стратегического управления персоналом в организации 55
3.2 Эффективность предлагаемых мероприятий управления персоналом в виртуальной организации 63
Заключение 76
Список литературы 79

Работа состоит из  1 файл

Диплом Выбор стратегии управления персоналом виртуальной организации.docx

— 165.09 Кб (Скачать документ)

В рамках сетевого подхода  используются принципы управления, присущие сетевой культуре, взаимности и климату  доверия.  

Виртуальные предприятия  обладают и определенными недостатками. К ним относятся:

    • повышенная экономическая зависимость от партнеров, связанная с узкой специализацией членов сети;
    • отсутствие должной социальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;
    • опасность чрезмерного усложнения отношений, вытекающих из разнородности членов предприятия;
    • неясность в отношении членства в предприятии и динамики его самоорганизации.

Внутриорганизационные сети охватывают широкую гамму работ  на дому и работ с использованием средств телесвязи, а также работ  с применением банков знаний или  сетей знаний. Их общим признаком  является объединение в единую сеть отдельных сотрудников с помощью  современных информационных и коммуникационных технологий. Пионерами в этой части  виртуальной организации труда  являются компании IBM, Siemens, а также крупные консультационные предприятия и банки27.

Другими словами, принципы виртуальных  организационных форм предопределяют «дефицит» автаркии и мотивации  предпринимателей, входящих в сеть. Очевидно, что отказ от испытанных организационно-управленческих принципов  нуждается в определенных заменителях. Действительно, в рамках сетевого подхода  такими субститутами призваны служить  принципы сетевой культуры, взаимности и климат доверия. Однако по уровню разработки они пока не могут служить достаточной базой для возмещения упраздненных принципов.

Следует подчеркнуть, что  процесс развития сетевых и виртуальных  форм организации характеризуется  отставанием фундаментальных научных  исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих  виртуальных предприятий очевиден, в более широком контексте  остаются открытыми многие вопросы  организации и функционирования виртуальных предприятий. Некоторые  проблемы можно оценить как своего рода болезнь роста, свойственную любой  инновационной концепции.

В настоящее время уже  работает множество межорганизационных динамичных сетей, которые выходят за границы одного предприятия:

    • временная модульная сеть объединяет системных партнеров с явно выраженной ориентацией на ключевые компетенции. Для такой сети характерны низкая заменяемость партнеров, ограниченность сроков существования, асимметричная зависимость партнеров по сети. Кооперация компаний Merсedes и Swatch (Smart Car) показывает, каким образом системным партнерам удается распределять риски по инвестициям и добиваться намеченных результатов;
    • сеть для выполнения отдельных заказов рассчитана на мобилизацию ориентированных на проект высококлассных ресурсов. Предусмотрена заменяемость партнеров, сроки заказов строго ограничены, зависимость партнеров по сети симметрична. В земле Баден-Вюртемберг консультационное агентство ABAG по переработке отходов организует по заказу группы для решения соответствующих задач. Работа сети свидетельствует, что силами малочисленного постоянного коллектива можно добиться эффективного выполнения заказов даже в государственном секторе. В Германии работает еще несколько аналогичных виртуальных образований;
    • целевые сетевые объединения в сфере воздушных и автомобильных перевозок, страхования, а также в химической промышленности показывают, каким образом с помощью виртуальной кооперации могут быть предложены рынку умные решения. Гибкие сети позволяют оптимизировать услуги клиентам. Кооперация в таких сетях, отличающихся высокой степенью открытости и симметричной зависимостью партнеров, рассчитана на предложение общих решений;
    • централизованно управляемая сеть практикуется, в частности, компанией Nintendo. Опыт подобного виртуального предприятия демонстрирует возможность выживания с помощью действующей в мировом масштабе сети с заменяемыми партнерами, которая ориентируется на собственные ключевые компетенции. Фирма специализируется на координации и управлении производственными процессами. Классическим примером использования подобных виртуальных форм могут служить брокерские сети с асимметричной зависимостью партнеров. Характерны гибкость принятия решений (типа производить или покупать) и односторонняя заменяемость партнеров;
    • долгосрочные сетевые пулы служат для создания ориентированных на заказ виртуальных предприятий. Основой сотрудничества является доверие к партнерам и общие ценностные ориентиры. Для подобных пулов свойственна симметричная зависимость сетевых партнеров. Примером предприятия этого типа может служить немецкая региональная организация Euregio. Подобное виртуальное образование наибольший интерес представляет для мелких и средних предприятий, которые благодаря такой кооперации обеспечивают возможность получать заказы и снижать издержки;
    • междисциплинарные сети знаний являются объединением носителей ноу-хау” (отдельных лиц или организаций). Характеризуются централизованным управлением, выходящим за рамки выполнения отдельных заказов, симметричной зависимостью партнеров. Создание подобной сети знаний и последовательная ориентация на производственные ноу-хаупозволили тайваньской высокотехнологичной фирме Startek добиться мирового признания;
    • сети для крупных проектов являются открытыми организациями, нацеленными на рациональное объединение ресурсов. Для привлечения ключевых компетенций и финансов на мировом рынке ими широко используется система Интернет;
    • специальные сети ориентируются на выполнение отдельных заказов с цифровой передачей данных. Используются услуги системы Интернет. С помощью таких сетей к участию привлекаются всемирно известные высококлассные партнеры.
    • Эффективность - это экономическая категория, которая количественно определяется через отношение эффекта, результата к затратам, которые обеспечили получение этого результата.
    • Экономическая эффективность предприятия это один из типов эффективности, критерии которой определяются отношением достигнутого предприятием результата к осуществленных расходов.
    • Экономическая эффективность деятельности предприятия зависит от рационального использования каждого вида ресурсов и их структуры, которая определяется соотношением задействованных ресурсов различных факторов производства. Эти пропорции главным образом обусловлены спецификой производства, уровнем применяемой на предприятии техники, технологии, организации производства и труда, соотношением экстенсивных и интенсивных факторов развития производства. На структуру и частичную эффективность использования ресурсов предприятия значительное влияние оказывают внешние факторы, в частности рынки ресурсов, предложение и спрос на отдельные виды ресурсов и уравновешенные на них цены и т.д.

В качестве основных показателей  экономической эффективности предприятий  используется система коэффициентов  рентабельности. Показатели рентабельности рассчитываются на основе величины полученного  субъектом предпринимательской  деятельности прибыли. Полученный предприятием в определенных абсолютных и относительных  размерах прибыли является необходимым  условием его самодостаточности, экономической  независимости, дальнейшего функционирования.

Показатели экономической  эффективности является важнейшим  инструментом реализации экономической  политики предприятия и ключевым средством обоснования управленческих решений, оптимизации затрат ресурсов, совершенствования ценовой политики и повышения конкурентоспособности  предприятия.

Итак, система показателей  эффективности хозяйственной деятельности должна: отображать затраты всех видов  ресурсов, потребляемых на предприятии; создавать предпосылки для выявления  резервов повышения эффективности  производства; стимулировать использование  всех резервов, имеющихся на предприятии; обеспечивать информацией относительно эффективности производства все  звенья управленческой иерархии; выполнять  критериальную функцию. Эффективность  предприятия зависит, как известно, от многих факторов: спроса продукцию, ее конкурентоспособности, технического уровня производства, его соответствия современным требованиям, квалификации производственного и управленческого  персонала и т.д.

Наряду с этим, проблема стратегии управления активами предприятия  занимает одно из первостепенных мест в его деятельности.

В основе дистанционной коммуникации участников ВК лежат сетевые средства NetWare, а для поддержания процессов кооперации и сотрудничества служат средства групповой работы Groupware.  

Безусловно, самые простые  и широко используемые средства поддержки  групповой работы - это системы  обмена сообщениями, такие как электронная  почта и электронные конференции  на основе текстов. Более совершенные  системы используют средства мультимедиа  и коллективный доступ. Соавторские  системы и системы аргументации предназначены для поддержки  группового решения задач и переговорных процессов28.

Управление знаниями и  совместное использование ресурсов. 
            Важнейшим условием эффективности ВК служит интеллектуализация производства и менеджмента у предприятий-партнеров. Для ее достижения необходимо систематизировать корпоративные знания и опыт, создавать распределенные и большие базы производственных знаний, разрабатывать интеллектуальные производственные системы, в которых подсистемы способны к автономным оценкам, рассуждениям и действиям. Эффективное решение этих проблем требует разработки моделей и систем управления производственными знаниями. Основная роль управления знаниями в ВК состоит в их разделении между участниками так, чтобы каждый мог воспринимать и использовать корпоративные знания в процессах распределенного решения задач.

Важную роль начинают играть системы управления знаниями (СУЗ). Основные требования к ним: гибкость, возможность поиска, чувствительность к контексту, адаптация к пользованию, прогностичность. Уже сегодня на рынке СУЗ представлены как простые  системы, обеспечивающие выполнение отдельных  функций управления корпоративными знаниями (например, система совместной фильтрации Grape-vine), так и сложные интегрированные системы (например, Fulcrum - система управления знаниями масштаба предприятия). 
CORBA и CALS-технологии, стандарт STEP.

Одна из ключевых проблем  при создании ВК - интеграция объектно-ориентированного подхода и распределенных вычислений. Этим занимаются многие разработчики, среди которых выделяется международный  консорциум OMG (Object Management Group). Им была предложена архитектура управления объектами OMA, лежащая в основе стандарта CORBA, которая обеспечивает совместимость и возможность взаимодействия объектов в компьютерной сети.

Основная идея этой архитектуры  заключается в представлении  любой задачи в форме взаимодействия объектов, распределенных по различным  компьютерам. Объектная модель CORBA определяет порядок взаимодействия между клиентами и серверами. Клиенты - это приложения, запрашивающие услуги, а серверы - приложения, предoставляющие эти услуги. Роль CORBA-технологии для ВК заключается в том, что с ее помощью определяется система, которая обеспечивает "прозрачное" взаимодействие между объектами в неоднородной распределенной среде.

"Визитной карточкой"  ВК в машиностроении стала  опора на CALS-технологии (CALS - Continuous Acquisition and Life Cycle Support). Предвестником этих технологий были идеи "безбумажной информатики" на основе электронного обмена данными, выдвинутые в начале 70-х годов академиком В. М. Глушковым. Они нашли воплощение в русле глобальной стратегии CALS, которая стала развиваться в США по линии Министерства обороны и оборонных отраслей промышленности. Целью была эффективная организация и интеграция обмена и управления данными при проектировании, производстве и логистической поддержке систем вооружений. В дальнейшем CALS-технология стала успешно применяться и в гражданских отраслях, позволив повысить эффективность использования компьютерных ресурсов предприятий на всех стадиях жизненного цикла разрабатываемой продукции, а также значительно сократить документацию на бумажном носителе.

Стандарты CALS покрывают широкий спектр областей, включая единообразное предoставление текстовой и графической информации, сложных информационных структур и проектных данных, производства и технического обслуживания, а также передачу видео-, аудио- и мультимедиа-данных, хранение данных, документирование и т. д.

Особое положение занимает набор стандартов ISO 10303 STEP. Применение STEP охватывает все виды производимой и промежуточной машиностроительной продукции на всех стадиях жизненного цикла, включая и все специальности.   

Сложность современной жизни, формирование новых социально-экономических  отношений в русле информационного  общества ставят на повестку дня развитие новой междисциплинарной модели обучения. Наблюдается значительный концептуальный сдвиг в сторону самообучения, где важными источниками информации помимо обычных лекций и книг являются базы данных и знаний, средства мультимедиа и т. п., координатором учебного процесса выступает преподаватель, а интерпретатором знаний - сам студент.

Виртуальная кафедра - это  наиболее передовая единица образовательного учреждения эпохи информационного  общества, наилучшая с точки зрения имеющихся экономических и технических  условий. Это разновидность сетевой, компьютерно-ориентированной организации, состоящей из людей и виртуальных  агентов, находящихся в разных местах. Такая кафедра не существует в  реальном физическом пространстве, а  создается путем информационной интеграции требуемых педагогических, учебно-методических, программно-технических  и других ресурсов, отбираемых с  различных кафедр, факультетов и  вузов. Электронным путем формируется  искусственная организация, которая  функционирует в виртуальном  пространстве. Создание виртуальных  кафедр с использованием реальных кафедр разного масштаба позволит уменьшить  или устранить недостатки и усилить  достоинства последних.

Так, например, можно объединить возможности больших, давно образованных монодисциплинарных кафедр, имеющих  богатые педагогические ресурсы  и традиции, но обладающих сильной  инерционностью и плохо приспосабливающихся  к требованиям рынка, и небольших  новых кафедр, порой испытывающих недостаток в ресурсах, но способных  быстро реагировать на изменения  и оперативно получать заказы в сфере  образовательных услуг.

Информация о работе Рекомендации по выбору стратегии управления виртуальной организацией