Рекомендации по выбору стратегии управления виртуальной организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:18, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы заключается в выборе стратегии управления персоналом виртуальной организации.
Задачи дипломной работы:
Раскрыть понятие, цели и структуру виртуальной организации;
Проанализировать специфику управления персоналом в виртуальной организации;
Разработать мероприятия по совершенствованию стратегического управления персоналом в виртуальной организации;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом в виртуальной организации 5
1.1 Определение виртуальной организации 5
1.2 Цели и структура виртуальных организаций 8
Глава 2. Специфика управления персоналом в виртуальной организации 20
2.1 Особенности деятельности виртуальных организаций 20
2.2 Особенности стратегического управления персоналом 25
2.3 Показатели эффективности управления персоналом в виртуальных организациях 31
2.4 Анализ трудовых ресурсов в виртуальных организациях 41
Глава 3. Рекомендации по выбору стратегии управления виртуальной организацией 55
3.1 Мероприятия по совершенствованию стратегического управления персоналом в организации 55
3.2 Эффективность предлагаемых мероприятий управления персоналом в виртуальной организации 63
Заключение 76
Список литературы 79

Работа состоит из  1 файл

Диплом Выбор стратегии управления персоналом виртуальной организации.docx

— 165.09 Кб (Скачать документ)

Новые коммуникационные технологии позволяют создавать и руководить целым виртуальным коллективом. Но преодолевать время и культурные различия пока еще не удается15.

По мнению ученых Карен  Собел Лоджески и Ричарда Рейли, географические расстояния препятствуют сплочению виртуальных коллективов, но не могут считаться главным  сдерживающим фактором. В своей книге "Объединение виртуальных коллективов: трансформация лидерства и инноваций в глобальном интегрированном предприятии" они говорят о том, что ключевым фактором при формировании таких коллективов является вопрос доверия: именно доверие объединяет людей и организации в единое целое. Кроме того, в виртуальных коллективах необходимо решать проблемы новаторства и эффективного управления в виртуальном пространстве.

Другой фактор, который, по мнению авторов, необходимо учитывать  в виртуальных коллективах, - это  психологическая разобщенность, возникающая  при решении повседневных задач  в распределенном рабочем пространстве. Чем больше коллектив, тем труднее  входящим в него людям чувствовать  сплоченность, и в результате у  работников снижается чувство ответственности.

Разумеется, на поведение  людей влияют географические факторы. Помимо расстояния, людей разделяют  часовые пояса, создающие трудности  при составлении общего расписания и графика работы.

Иными словами, виртуальная  работа и виртуальная компания требуют  новых подходов к управлению сотрудниками. При этом необходимо учитывать, что "виртуальная разобщенность", возникающая при взаимодействии удаленных сотрудников, чревата  целым рядом негативных последствий, например:

    • вдвое сокращается количество проектов, выполненных в срок и в рамках согласованного бюджета;
    • на 90% сокращается эффективность инноваций;
    • на 80% падает удовлетворенность сотрудников своей работой;
    • на 83% снижается взаимное доверие;
    • на 65% сокращается четкость распределения обязанностей и ясность поставленных целей.

Имея достаточно богатый  опыт работы с удаленными сотрудниками из разных стран, в Cisco считают, что снизить риск возникновения "виртуальной разобщенности" можно за счет формирования реалистичных ожиданий у всех членов коллектива, учета разницы часовых поясов, а также внедрения соответствующих технологий в офисе и обеспечения ими удаленных сотрудников.

Коммуникационное оборудование отчасти позволяет решить проблему взаимодействия виртуальных сотрудников, что в итоге способствует повышению  эффективности всего коллектива16.

Таблица 1.

Сравнительный анализ систем управления персоналом в организациях виртуального типа

Инструмент

1-й тип компаний «сеть  профессионалов»

2-й тип компаний «Ключевые  сотрудники

3-й тип компаний «Рациональные  компании»

Отбор

Основной ресурс компании, привлечение наиболее компетентных специалистов независимо от географического  местоположения, преимущественно электронный  отбор

Характерны комбинированное  использование традиционных и дистанционных  методов отбора; переход традиционных сотрудников на дистанционную форму  деятельности

Преимущественно электронный  отбор, по формальным критериям, в короткие периоды времени, максимально стандартизирован. Узкие границы психологического контракта

Обучение

Первоначально высокий уровень  квалификации, преимущественно самообразование 

Преимущественно действует  традиционная система обучения. Комбинирование обучения двух типов

Низкий показатель обучения. Политика минимизации расходов на персонал. Эффективным может быть e-coaching

Адаптация

Преимущественно уже имеют  опыт дистанционной работы, необходима адаптация к организации, высокоадаптивный тип персонала

Телесотрудники занимают исключительную роль, к ним применяется  персональная адаптация

Большинство имеют опыт дистанционной  работы. Необходимо формировать уникальный имидж компаний в глазах сотрудника в сравнении с другими виртуальными компаниями

 

Инструмент

1-й тип компаний «сеть  профессионалов»

2-й тип компаний «Ключевые  сотрудники

3-й тип компаний «Рациональные  компании»

Продвижение

Преимущественно горизонтальное продвижение, отсутствует ценность вертикального продвижения. В основе статуса лежит высокий уровень компетенций

Телесотрудники имеют  высокий статус в организации, высокий  вклад в достижение целей компании, высокая значимость, признание заменяют традиционное вертикальное продвижение

Продвижение отсутствует, преимущественно  краткосрочные контракты. Использование  элементов горизонтального продвижения

Оценка

Осуществляется по результатам  деятельности, отсутствие контроля, высокая  роль доверия, необходима текущая обратная связь

Основано на доверии. Необходимы справедливые принципы оценки для традиционного  и дистанционного персонала компаний. Индивидуальный подход, учитывающий  индивидуальные ценности

Оценка результатов основана на постоянном контроле, программируемой  системе контроля текущей деятельности и результатов

Коммуникации

Важнейший инструмент накопления и передачи знаний, необходимо использовать полный спектр коммуникационных технологий, в том числе и личные встречи

Современный стандарт коммуникаций. Эффективно создание рабочих команд из традиционных и дистанционных  сотрудников

Коммуникации не всегда эффективны, наиболее развитым является поток –  телесотрудники – менеджер. Намного  слабее представлены горизонтальные коммуникации с традиционными сотрудниками и  телесотрудниками. Преобладание формального  общения. Преимущественно электронный  характер коммуникаций

Вознаграждение

Наиболее высокий уровень  вознаграждения в сравнительном  измерении, должен соответствовать  принципам управления работниками  умственного труда

Вознаграждение специалистов может быть выше, чем у топ-менеджеров, должно включать организационную составляющую для повышения приверженности. Внимание к нематериальным элементам вознаграждения

Вознаграждение является основным мотивирующим стимулом. Вознаграждение напрямую связано с полученными  результатами. Характерны временные  периоды мобилизации.

Условия рабочего места

Работа в оптимальном  месте в оптимальное время  является критически важной для высокой  производительности сотрудников, необходимо осуществлять мониторинг за поддержанием высокого уровня условий на дистанционном  рабочем месте

Высокая роль оптимального рабочего места

Рабочее место обеспечивается самостоятельно. Необходимы анализ и  помощь в оборудовании рабочего места  работодателем. Необходимо включить это  в формирование не организационной  культуры компании

 

 

 

Таблица 2.

Характеристики управления и эффективность

Инструмент

1-й тип компаний «Сеть  профессионалов»

2-й тип компаний «Ключевые  сотрудники»

3-й тип компании «Рациональные  компании»

Мотивация

Мотивация основана главным  образом на внутреннем профессиональном интересе, должно осуществляться внимание к «невидимым»ценным для сотрудника чертам

Сотрудника мотивируют в  том числе уникальность деятельности в компании, значимость результатов  для компании

Мотивация основана на финансовых результатах. Затраты на переключение у телесотрудников данного типа минимальны. Необходим упор на внутренние содержательные мотиваторы

Передача знаний

Разработка специальных  инструментов, позволяющих извлекать, накапливать, сохранять, и передавать знания, навыки и опыт, являющиеся основным ресурсом компании

Необходима эффективная  передача знаний между телесотрудниками и традиционными сотрудниками

Передача знаний осуществляется очень неэффективно. Необходима разработка интегрированных систем управления знаниями, формализация знаний в связи  с высокой мобильностью персонала

Доверие

Основой эффективной деятельности является доверие. В основе доверия  лежат высокий профессионализм, высокий уровень ответственности  и уважение к коллегам

Высокое доверие существует между телесотрудниками и менеджерами, более низкое между телесотрудниками и традиционными сотрудниками

Доверие имеет невысокое  значение. Важную роль играют личность менеджера, имидж компании

Социальная эффективность

Отмечается высокая степень  внутренней удовлетворенности трудом, высокое качество жизни

Одной из важнейших проблем более низкого значения показателя выступает личная и профессиональная изоляция

Наиболее низкий уровень  социальной эффективности

Экономическая эффективность

Отмечается высокий уровень  производительности и вследствие этого  более высокая эффективность  по сравнению с конкурирующими компаниями

Экономическая эффективность  высокая, хотя ниже, чем в первом кластере

Телесотрудники не являются основной производительной силой, компании демонстрируют высокую экономическую  эффективность

 

2.4 Анализ трудовых ресурсов  в виртуальных организациях

Виртуальные предприятия  являются одной из новых организационных  форм предприятий. На развитие новых  форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие  тенденции развития современных  рынков, как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений  с потребителями (индивидуальными  заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.

Как известно, в 80-е годы основными  направлениями совершенствования  деятельности предприятий было тотальное  управление качеством и применение минималистских стратегий, направленных на оптимальное управление различными  ресурсами. В 90-е года основным лозунгом были принципы реинжиниринга бизнес-процессов, направленные на переход от функциональных подразделений к бизнес-процессам, состоящим из автономных междисциплинарных групп, ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков. К концу 90-х годов и началу 21-го века  ключевой темой становится переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий.

В некоторых работах виртуальные  предприятие обозначают и другими  терминами: «сетевые предприятия», «безграничные  предприятия», «расширенные предприятия». Как правило, речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных  коллективах и людей), совместно  осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции.

Следует подчеркнуть, что  пространство виртуализации предприятий  включает три основные категории  явлений: - виртуальный рынок –  рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей (Интернет); - виртуальная реальность, т.е. отображение  и имитация реальных разработок и  производства в кибернетическом  пространстве, которое одновременно является и инструментом, и средой; - виртуальные (сетевые) организационные формы.

Вопросы относительно виртуального рынка и виртуальной реальности  практически не затрагиваются, хотя в реальной деятельности предприятий названные три категории могут быть  взаимосвязаны.

Существует множество  определений виртуального предприятия  как сетевой организационной  формы. Однако, с учетом особенностей практического функционирования таких  структур, виртуальное предприятие  можно определить как временную  кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями  для наилучшего выполнения рыночного  заказа, базирующуюся на единой информационной системе17.

С маркетинговой точки  зрения, цель виртуального предприятия  – это получение прибыли путем  максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных  конкурентов. Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но, во-первых, виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то «усредненного» сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). И, во-вторых, виртуальное предприятие увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.

С практической точки зрения, обычному («монолитному») предприятию, например, для разработки и выведения  нового товара на рынок требуется  привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. Т.е. выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.

Как правило, партнерство  заключается на определенный срок или  до достижения определенного результата (например, выполнения заказа). Другими  словами, партнерство является временным, и, например, на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении  рыночной ситуации могут в сеть привлекаться новые партнеры или исключаться  старые.

Естественно, что предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей сети должны базироваться на согласованном  хозяйственном процессе. Когда же, например, для наилучшего соответствия рыночным потребностям, в сеть объединяется большое множество предприятий, чаще всего, удаленных географически, тогда, очевидно, что таким предприятиям трудно согласовать свои действия без оперативной информации и коммуникаций. Следовательно, для решения информационных проблем сеть должна иметь единую информационную систему, основанную на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий.

Информация о работе Рекомендации по выбору стратегии управления виртуальной организацией