- C- технология должна помогать людям выполнять работу творчески и приспосабливаться к инновациям, так как это расширяет возможности работы и параметры продукции. Если технологии сдерживают творчество, то, как правило, случаются 2 вещи: во-первых, ограничивается возможность добавления ценности организации и ее капитал более не работает в полном объеме; во-вторых, сотрудники начинают чувствовать, что их «тормозят», возникает раздражение, в основе которого лежит осознание того, что «можно сделать больше, но система не позволяет».
- E- технологии должны облегчать коммуникации, управление знаниями и другие формы работы, а не затруднять их. Здесь можно наблюдать еще 1 парадокс: техническая система становится более содержательной по мере ее усложнения. Следовательно, система, которая «облегчает» работу, зачастую сама должна быть весьма сложной в том, что касается разработки и поддержки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что на эту систему приходится тратить больше ресурсов, чем хотелось бы.
- S- качество остается важным вопросом для виртуальных организаций, и многие компании, занимающиеся электронной коммерцией, ощутили это по собственным издержкам. Технологические системы необходимы не только для того, чтобы отладить качество с самого начала процесса, но и для того, чтобы помочь сотрудникам контролировать качество собственной работы. В идеале при реализации такой разновидности «виртуального управления качеством» задачи поддержки качества должны рассматриваться как основная часть рабочего процесса, а не как набор дополнительных задач, отвлекающий от основной работы.
- T- наравне с облегчением работы технология должна и ускорять ее. Технологическую систему, которая ту же самую задачу выполняет дольше чем прежняя, можно считать просто тратой ресурсов.
- A- технические системы должны позволять сотрудникам выполнять их работу «прозрачно», особенно если возникают вопросы доверия в отношениях со сторонними заинтересованными лицами(клиентами, инвесторами и т.д.). Необходимо настраивать системы на прозрачность в течение операций, а не на подотчетность после выполнения задачи, так как это дополнительный объем рутинной информации6.
Глава 2. Специфика управления
персоналом в виртуальной организации
2.1 Особенности деятельности
виртуальных организаций
Для планирования, организации
и координации деятельности виртуальных
предприятий необходимы и соответствующие
управленческие подходы. При создании
виртуальных организаций нередко
появляются организации, которые концентрируют
свои усилия исключительно на управлении
компетенциями третьей стороны.
В данном случае такая организация
должна обладать как минимум следующими
способностями: уметь идентифицировать
и привлекать ключевые компетенции,
необходимые для реализации проекта
(аспекты менеджмента знаний) и
на основе привлеченных компетенций
организовать процесс создания и
сбыта продукции (аспекты функционирования
сети).
На основе этого можно
в общем виде сформулировать основные
функции управления виртуальной
организацией как сетью партнеров:
1. Определение требований
(задач) проекта.
2. Поиск и оценка возможных
партнеров (исполнителей).
3. Выделение исполнителей,
которые оптимально соответствуют
задачам.
4. Привлечение и распределение
исполнителей.
5. Постоянное отслеживание
и перераспределение (если это
необходимо) партнеров и ресурсов
по задачам7.
Вышеуказанные особенности
виртуальных организаций формируют
следующие требования к их сотрудникам:
- умение ясно формулировать задачи, выражать информацию. В международных организациях от сотрудников требуется знание иностранного языка;
- хорошее владение навыками письменной, электронной коммуникации;
- более широкий спектр знаний, «контекстное» мышление (поскольку сотрудники работают не над одним проектом, а могут быть включены одновременно в несколько проектов, решать параллельно несколько задач);
- умение устанавливать цели, структурировать собственное время;
- умение находить нестандартные решения тех или иных задач;
- большая персональная ответственность за результаты работы, в связи с чем сотрудники должны хорошо знать соответствующие инструкции, основы законодательства, этические нормы компании;
- сотрудникам необходимо представлять как организацию, частью которой они являются, так и группу, в которую они включены;
- способность успешно сотрудничать в виртуальной среде (что не только обусловливается психологическими особенностями индивидов, но и тесно связано с корпоративной культурой и применяемыми технологиями управления)8.
Управление персоналом в
виртуальной организации предполагает
работу в гибкой инновационной среде,
что требует нестандартных подходов
и решений. Изменение задач, стоящих
перед организацией, требует изменения
конфигурации команд, обновления и
замены управленческих систем.
Управление человеческими
ресурсами виртуальных организаций
в большей мере, чем другая управленческая
деятельность в них, предъявляет
повышенные требования к профессионализму
лидеров, их умению работать с людьми,
концептуальным способностям, умению
инициировать и мотивировать инновационную
активность сотрудников. Вместе с тем
менеджер должен уметь передавать видение
перспектив компании своим подчиненным
и мотивировать их на достижение целей
компании.
В виртуальной организации
обретают свою специфику и технологии
управления персоналом: организация
найма и отбора персонала, оценка,
адаптация, обучение, управление карьерой,
мотивация и организация труда, управление
конфликтами и стрессами и др.
Успешное управление командой
сотрудников в виртуальной организации
предполагает:
1) необходимость определения
целевых установок для каждого
сотрудника, в соответствии с
которыми будет оцениваться результат
его работы, вклад в реализованный
проект организации;
2) создание возможности
накопления специфического человеческого
капитала в организации посредством
дистанционного обучения сотрудников,
содействия получению и сохранению
новых навыков;
3) измерение конечного
результата деятельности, а не
процесса;
4) создание и поддержание
атмосферы доверия в команде.
«Работники, облеченные доверием, —
мощный актив, наличие которого
означает, что на всех стадиях
процесса исследований, принятия
решений и проведения их в
жизнь вы работаете с личностями,
а не с послушными роботами».
Доверие становится важным ресурсом,
который не кодифицируется, но
выступает незримым гарантом
соблюдения договора между работником
и работодателем.
Таким образом, важнейшими аспектами,
которые следует принимать во
внимание HR-менеджеру виртуальной организации,
являются следующие: инфраструктура и
возможности эффективной коммуникации;
психологические особенности персонала;
особенности управления (методы планирования,
организации, контроля производительности
труда, мотивации, управление доверием
и др.) и знание особенностей национальных
деловых культур9.
Ключевым достоинством виртуальных
форм организаций является: возможность
выбирать и использовать наилучшие
ресурсы, знания и способности с
меньшими временными затратами. Из этого
достоинства и самой сетевой
организации вытекают такие основные
конкурентные преимущества виртуальных
предприятий, как:
- скорость выполнения рыночного заказа;
- возможность снижения совокупных затрат;
- возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;
- возможность гибкой адаптации к изменениям окружающей среды;
- возможность снизить барьеры выхода на новые рынки10.
Основными характеристиками
виртуальной формы организации являются:
- открытая распределенная структура;
- гибкость;
- приоритет горизонтальных связей;
- автономность и узкая специализация членов сети;
- высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.