Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:54, дипломная работа
Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:
- обладать высокой гибкостью, позволяющей быстро менять ассортимент товаров (услуг);
- быть адекватной сложной технологии продаж, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
- учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству товара, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
- учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных торговых систем и механизмов принятия управленческих решений;
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ………….....…...6
1.1. Сущность управления структурными подразделениями в современных условиях…………………………………………………………………………...6
1.2. Роль и место структурных подразделений в организационной структуре…………………………………………………………………………10
1.3. Показатели эффективности управления структурными подразделениями в современных условиях ….. …………………………………………………...17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ООО «Фиона»…..……………………………..……..31
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Фиона» ..…………..…..31
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Фиона»……..…33
Анализ структуры управления ООО «Фиона»…………………………....55
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………….58
3.1. Совершенствование организационной структуры ООО «Фиона»……....58
3.2 Отдел маркетинга как важный фактор повышения эффективности управления ООО «Фиона»…………………………………….………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…72
1.3.
Показатели эффективности
управления структурными
подразделениями в современных
условиях
Стратегия
организации, определение его целей и
задач являются привилегией и обязанностью
высшего управленческого звена компании,
в то время как реализовывать стратегию
приходится сотрудникам организации на
уровне структурных подразделений. Значительную
опасность для развития компании представляет
недостаточный обмен информацией между
ее руководством и сотрудниками. Обусловлено
это прежде всего информационной перегруженностью
руководства, что не дает возможности
адекватно оценивать информацию и, как
следствие, делает невозможным контроль
за выполнением стратегических задач
персоналом.
С другой стороны, отсутствие конкретных
стратегических целей у персонала и отсутствие
соответствующей системы мотивации приводят
к тому, что исполнители не координируют
свои действия с глобальными целями организации
и не имеют возможности ориентироваться
в стратегических установках. Такая дезориентация
зачастую приводит к расходованию ресурсов
организации на выполнение второстепенных
задач. Данная проблема характерна для
многих организаций со сложной организационной
структурой как в России, так и за рубежом.
Стратегия предприятия не является самодостаточной.
Руководство стремится к достижению стратегических
целей и добивается этого путем постановки
задач персоналу и контроля за их выполнением.
Цепь отношений при реализации стратегии
состоит из двух элементов взаимодействия
руководства и персонала, представляющих
собой цикл управления:
· Вертикаль <руководство - персонал>. Здесь происходит определение руководством задачи, доведенной до персонала в виде конкретных установок, и контроль за исполнением на основе поступающей от сотрудников информации. Затем осуществляется корректировка задачи и, как последующая стадия, доведение до персонала уточненной задачи.
·
Вертикаль <персонал - руководство>.
Персонал получает задачу, проводит работу
по ее реализации и информирует руководство
о результатах. По принципу обратной связи
следующей стадией является получение
ответной реакции руководства и корректировка
собственных действий.
Самым слабым звеном в данной системе
являются информационные каналы связи
между руководством и персоналом. Если
они не работают, то принятие управленческого
решения будет основано на неполноценной
информации. Многие руководители полагают,
что, получив максимальный объем данных,
они гарантируют себя от принятия неверного
решения. Именно в этом случае больше не
означает лучше, поскольку увеличивается
время на подготовку информации и, следовательно,
затягивается принятие решения, снижается
его качество.
Руководству
компании необходим инструментарий,
который позволил бы наполнить процесс
принятия решения адекватной и достаточной
информацией. Такими инструментами
являются система ключевых показателей
эффективности (КПЭ) и система сбалансированных
показателей, получившие широкое распространение
в практике управления западных компаний8.
Под системой КПЭ понимается система финансовых
и нефинансовых показателей, влияющих
на количественное или качественное изменение
результатов по отношению к стратегической
цели (или ожидаемому результату). Система
сбалансированных показателей включает
КПЭ, необходимые для каждого объекта
контроля (торговое или структурное подразделение),
и методику их оценки. Данные системы или
методики составляют основу при принятии
решений, базируются на оценке эффективности
деятельности предприятия и направлены
на достижение стратегических целей организации.
Оценка эффективности - именно тот инструмент, который позволяет определить, насколько управление организацией соответствует уровню достижения стратегических целей, в частности укреплению и росту рыночной стоимости компании. Стоит отметить, что эта методика - лишь инструмент, облегчающий процесс принятия управленческих решений за счет обеспечения руководства полноценной информацией, но она отнюдь не является панацеей при решении системных проблем компании. Данная методика позволяет идентифицировать факт и область возникновения проблемы, но не дает готовых решений.
Наращивание темпов и масштабов торговли уже недостаточны для достижения конкурентного преимущества на рынке, и поэтому многие компании переходят на новые прогрессивные методы корпоративного управления. Эти методы позволяют своевременно реагировать на изменение условий на рынке, и иностранные фирмы, конкурирующие с российскими, успешно их применяют.
Задача системы КПЭ и сбалансированных показателей состоит в переводе стратегии компании в комплексный набор показателей ее деятельности, определяющий основные параметры системы измерения и управления. Набор показателей задает основу для формирования стратегии компании и включает количественные характеристики для информирования сотрудников об основных факторах успеха в настоящем и будущем. Формулируя ожидаемые результаты, компания ставит цель и создает условия для ее реализации, а высшее руководство направляет энергию, способности и знания сотрудников на решение задач долгосрочной перспективы9.
Информации должно быть ровно столько, сколько необходимо для анализа; гораздо важнее, чтобы она была объективной, точной и поступала в срок |
Базовая
установка концепции
Ориентир на показатели, характеризующие лишь одну область деятельности, может негативно отразиться на конечном результате. Поэтому система сбалансированных показателей включает четыре основных аспекта:
· Финансовую деятельность.
· Отношения с потребителем.
· Внутреннюю торговую деятельность.
· Обучение и развитие.
Внедрение системы КПЭ на предприятии проходит несколько этапов. Последовательность этапов является определяющей, и ее изменение негативно отражается на работоспособности системы.
Этап 1. Формирование стратегии.
Четко сформулированная стратегия описывает основные шаги, которые следует предпринять для достижения поставленных целей и желаемых результатов. Стратегия компании должна быть разбита на конкретные стратегические инициативы, в рамках которых выделены задачи для отдельных структурных подразделений. Важнейшим элементом данного этапа является определение приоритетов стратегических инициатив и координация между подразделениями. Это позволяет значительно экономить средства и время.
Этап
2. Определение важнейших
факторов успеха.
На втором этапе определяются важнейшие
факторы успеха, т.е. параметры хозяйственного
и экономического аспектов деятельности
компании, которые являются жизненно важными
для реализации ее стратегии.
Этап 3. Определение
ключевых показателей
эффективности.
На данном этапе происходит отбор
мероприятий по реализации стратегии.
Инструментом для определения важнейших
факторов успеха являются КПЭ, причем
КПЭ - количественные показатели, выраженные
в цифровой форме. Необходимо сконцентрироваться
только на самых существенных из них, отсекая
все второстепенные, сокращая их количество
до так называемых ключевых. Количество
КПЭ должно быть ограниченным (для реальности
их выполнения и качества мониторинга).
Кроме того, выбранные КПЭ должны стимулировать
сотрудников на осуществление соответствующих
действий. Основные требования к КПЭ:
· Ограниченное количество.
· Единство для всей организации.
· Измеримость, возможность дать показатель в цифровом выражении.
· Прямая связь с важнейшими факторами успеха.
· Подконтрольность, т.е. возможность влиять на факторы.
· Стимул для сотрудника.
Структура
системы КПЭ зависит от индустриальной
специфики предприятия и от задач структурного
подразделения.
Этап 4. Разработка
и оценка сбалансированной
системы показателей.
На данном этапе разрабатывается обобщенная
система финансовых и нефинансовых показателей,
которая затем будет представлена руководству.
Таким образом определяется важность
этого уровня, поскольку комбинация показателей,
их информативность и достаточность будут
влиять на принятие управленческого решения.
Объединение КПЭ в систему сбалансированных показателей определяется несколькими условиями, прежде всего объектом контроля, в роли которого может выступить снабженческое подразделение, структурное подразделение, а также необходимостью оценки ключевых факторов успеха для решения стратегической задачи, установленной для данного подразделения. Это сужает список КПЭ и оставляет только те показатели, которые важны для оценки.
Этап
5. Выбор технического
решения для внедрения
КПЭ.
На данном этапе происходит определение
источника данных для информационного
наполнения показателей, удовлетворяющего
условиям достаточности, объективности,
своевременности и надежности10.
Как и любое изменение системы управления
организацией, внедрение системы КПЭ также
наталкивается на ограничения и противодействие.
Причин тому несколько. Во-первых, это
неготовность организации внедрить систему
КПЭ. Это в особенности касается организаций,
находящихся в кризисной ситуации, руководство
которых озабочено решением сиюминутных
задач, а не формированием стратегии развития.
Во-вторых, потенциальное ослабление позиций
руководства, поскольку его деятельность
становится более прозрачной и руководители
старой формации могут воспринять данную
систему как инструмент давления. В-третьих,
наличие информационных систем. Роль данного
фактора не может быть недооценена. В-четвертых,
фактор постоянного использования системы
КПЭ. Если система КПЭ не используется
на регулярной основе, то ее эффект сводится
к нулю. В-пятых, необходимо учитывать,
что система КПЭ не заменяет управленческую
отчетность для управления оперативной
деятельностью организации.
Основным критерием экономической
эффективности управления принято считать
прибыльность. Другим экономическим критерием
эффективности, подчиненным критерию
прибыльности, является продуктивность,
характеризуемая показателями индивидуальной
и групповой производительности труда,
объемом проданного товара, качеством
обслуживания. Сюда же относятся показатели
использования материальных ресурсов
(показатели сбалансированности товарных
запасов, текущие прямые и накладные расходы
и др.), человеческих ресурсов (затраты
на наем рабочей силы, на подготовку и
повышение квалификации, показатели организации
труда), внедрение нововведений.
В
то же время наличие нескольких вариантов
решений в организации
В
такой интерпретации
Также
эффективность управления может
быть выражена и оценена не только
по конечным экономическим результатам
работы всей фирмы, но и по таким
параметрам, как скорость принятия
решения и осуществления
Поскольку управление носит информационный характер, то информация также представляет собой результат действия, а, следовательно, является "выходом" системы управления.
Кроме того, эффективность управления определяется эффективностью функционирования и использования каждого элемента системы управления - рациональностью структуры, применением научных, передовых методов управления, скоростью, полнотой информационного обслуживания, квалификацией управляющих кадров, их умением творчески подходить к решению конкретных проблем управления11.
Критерии эффективности управления находятся в тесной связи с целями фирмы. Специфика управления состоит в том, что выработка целей является функцией самого управления, а их реализация осуществляется как в рамках функционирования управления, так и в рамках управляемого объекта.
Среди
социально-экономических