Автор работы: Любовь Баранова, 21 Июля 2010 в 11:26, курс лекций
Принципы маркетинга:
Организация производственно-сбыточной деятельности предприятия на конечный практический результат.
Ориентация производственно-сбыточной деятельности предприятия на долговременный результат.
Обеспечение стратегии производства через воздействие рынка.
Гибкость, т.е. создание товара и объяснение потребителям преимущества этого товара.
Эволюция концепций маркетинга
Принципы и функции маркетинга
Цели и методы маркетинга
Информационное обеспечение маркетинга
Организационная структура маркетинга
Маркетинг – наука о предпринимательс
При расчете емкости рынка учитывают следующие факторы:
I. Для рынков товаров индивидуального потребления:
II. Для рынков товаров производственного назначения:
Если
емкость рынка мала по сравнению
с производственными
Знание
емкости рынка позволяет
Изучение рынка методами маркетинга
I. Первый шаг, который необходимо сделать для успешной деятельности предприятия на рынке, – выполнить изучение данного рынка.
Рынок – место, где для совершения акта купли-продажи товара (услуги) встречается продавец и покупатель.
Участниками рынка являются:
участники рынка | инструмент деятельности |
|
комплекс методов
оценки и выбора товара и обнародование
своего мнения
товар, цена, реклама, сервис и т.д. политика
кредитования и финансирования регулирование
рынка законоположения информационное обеспечение |
К условиям эффективного функционирования рынка относится:
Изучение рынка обеспечивает:
Исследование рынка – осмысленный, систематизированный, аналитический источник информации для принятия эффективных маркетинговых решений на данном пынке.
Цель исследования рынка: определить, где и когда следует продавать товар, который сегоднянеобходим покупателю.
Задачи исследования рынка:
Фирмы делятся на 3 категории:
II. Существует следующая классификация рынков:
название рынка | характеристика |
товарный | сфера обмена касается одного товара в самом широком понимании слова |
потребительский | совокупность потребителей – индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления; наличие массового потребителя, наличие разнообразных форм конкуренции |
рынок
товаров производственно-техни- |
совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги для произвоства других товаров; меньшее число покупателей, закупающих товары в большом количестве, системная продажа |
рынок перепродаж | совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары для их перепродажи или сдачи в аренду |
рынок государственных учреждений | государственные учреждения различных уровней, покупающие или арендующие товары и услуги для выполнения своих функциональных обязанностей |
рынок продавца | позиция продавца на рынке сильнее позиции покупателя (спрос превышает предложение товара) |
рынок покупателя | позиция покупателя на рынке сильнее позиции продавца (предложение превышает спрос, пусть даже незначительно) |
рынок страны | сфера обмена охватывает национальную территорию |
мировой рынок | совокупность национальных рынков государств, связи между которыми опосредованы мировой торговлей |
локальный рынок | сфера обмена охватывает район |
потенциальный рынок | совокупонсть потребителей, проявляющих интерес к определенному товару (услуге) |
доступный рынок | группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному товару (услуге) |
освоенный рынок | совокупность потребителей, уже купивших какой-то товар (услугу) |
закрытый рынок | товарный рынок, где взаимодействуют покупатели и продавцы, связанные различными формами некоммерческих отношений |
открытый рынок | сфера обычной коммерческой деятельности практически неограниченного числа независимых покупателей и продавцов. Характерно заключение краткосрочных коммерческих сделок, имеют место частые и резкие колебания цен |
Vпр – объем продаж предприятия
Vобщ – общий объем продаж на рынке (совокупный спрос)
Для определения доли рынка рассчитывается рыночный спрос по формуле:
Q = n × p × q
n – число покупателей данного вида товара на рынке в целом или на рынке отдельного региона
p – число покупок покупателя за исследуемый период
q – средняя цена данного товара
При
расчете емкости рынка
Рыночный потенциал – предел, к которому стремится рыночный спрос при приближении затрат на маркетинг в отрасли к такой величине, что их дальнейшее увеличение не приводит к росту спроса при определенных условиях внешней среды.
Текущий рыночный спрос – спрос, характеризующий объем продаж за определенный период времени, в определенных условиях внешней среды, при определенном уровне использования средств и методов маркетинга.
Первичный спрос – спрос на все марки даного товара, имеющие место без использования средств и методов маркетинга.
Селективный спрос – спрос на определнную марку данного товара при конкретных затратах на маркетинг.
В зависимости от целей исследования рынка выделяют 3 типа маркетингового исследования рынка:
IV. Идея сегментации была выдвинута в 1956 г. У. Смитом и была предназначена для грамотного проведения конкурентной борьбы на рынке.
Сегментация рынка – разделение потребителей с их многочисленными и сложными потребностями на узкие, однородные по характеристике требования группы.
Сегмент рынка – часть рынка, группы потребителей товара, обладающие схожими определенными признаками, которые существенно отличают их от других групп на рынке.
Необходимость сегментации определяется давлением рынка.
Цель сегментации – выявить у каждой группы покупателей сравнительно однородные потребности в товаре, в соответствии с этим организовать товарную, ценовую и сбытовую деятельность предприятия.
При сегментации рынка учитывается вид товара (рынка).
I. Для товаров производственного назначения при сегментации рынка рекомендуется использовать следующие критерии.
II. Для товаров индивидуального (личного) потребления в качестве критериев рекоммендуется использовать:
При
сегментации рынка могут
При этом в практике маркетинга используются следующие виды сегментации:
вид сегментации | характеристика (содержание) |
1. макросегментация | деление рынков по странам и регионам |
2. микросегментация | деление потребителей внутри страны (региона) |
3. сегментация вглубь | маркетолог начинает с широкой группы потребителей, а затем сужает ее |
4. сегментация вширь | маркетолог начинает с узкой группы потребителей, а затем расширяет ее |
5. предварительная с-я | выделяется
как можно большее число |
6. окончательная сегментация | выбирается оптимальный сегмент на рынке, т.е. сегмент, на котором присутствуют 20% покупателей данного рынка, приобретающих 80% товара, предлагаемого данной фирмой |
Сегментация проведена успешно, если удалось найти оптимальный сегмент. Лучшим вариантом сегментации является найденная рыночная ниша – сегмент, для которого наиболее оптимальными и подходящими являются товары данной фирмы, а их поставка наиболее целесообразна.
Рыночная ниша отличается высоким уровнем специализации, позволяющим быть достаточно прибыльным за счет высокого уровня качества, удовлетворения потребностей ограниченного круга потребителей по повышенным ценам.
Самым лучшим вариантом сегментации рынка является рыночное окно – на рынке существует некоторая потребность, которая удовлетворяется с томощью товара, не созданного специально под эту потребность.
V. После выполнения сегментации рынка выполняются процедуры, связанные с позиционированием товара на рынке – определение с позиции потребителя места товара на рынке в ряду других, аналогичных ему товаров.
При позиционировании товара могут быть учтены: