Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа
Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7
1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7
1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного
внутреннего долга 13
1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16
1.4. Механизм функционирования рынка государственного
внутреннего долга 26
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31
2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга
Российской Федерации. Основные направления долговой политики
на 2009-2011 гг. 46
2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего
долга в Российской Федерации 51
2.4. Оценка современной системы управления государственным
внутренним долгом 58
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72
3.1. Проблемы регулирования российской государственной
внутренней задолженности и пути их решения 72
3.2. Направления совершенствования системы управления
государственным внутренним долгом Российской Федерации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
БАШКИРСКИЙ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ)
Факультет ЗАОЧНЫЙ
Специальность 080185 «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
Кафедра «ФИНАНСЫ
И КРЕДИТ»
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Студент | Екатерина Евгеньевна Щёткина |
Научный руководитель | д.э.н. профессор Мухамедьяров А.М. |
Нормоконтроль | к.э.н., доцент Л.И.Фридман |
УФА - 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА
1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7
1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного
внутреннего долга
1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16
1.4. Механизм
функционирования рынка
внутреннего долга
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31
2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга
Российской Федерации. Основные направления долговой политики
на 2009-2011 гг.
2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего
долга в Российской
Федерации
2.4. Оценка современной системы управления государственным
внутренним долгом
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Проблемы регулирования российской государственной
внутренней задолженности
и пути их решения
3.2. Направления
совершенствования системы
государственным
внутренним долгом Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ВВЕДЕНИЕ
Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.
Российское
правительство основное внимание уделяет
вопросам внешнего государственного долга,
что обусловлено необходимостью
соблюдения графика платежей по государственному
внешнему долгу международными правилами.
С другой стороны, в случае потери возможности
соблюдения графика платежей, Правительство
может использовать реструктуризацию
государственного внешнего долга, но ее
условия определяются иностранными кредиторами.
Этим объясняется первоочередность внимания
вопросам управления государственным
внешним долгом. В то же время проблема
погашения государственного внутреннего
долга для страны не менее важна, но решение
ее зависит, прежде всего, от финансовых
возможностей государства по погашению
долга и его реструктуризации. В настоящее
время в области управления государственным
долгом имеются определенные трудности:
отказ от привлечения внешних заимствований
обостряет потребность в привлечении
внутренних ресурсов, но решение этой
задачи ограничено сложившимся климатом
на рынке государственных ценных бумаг,
что в свою очередь повышает потребность
во внешних займах. Современная практика
организации управления государственным
внутренним долгом отражает недостаточно
высокий уровень разработки законодательной
регламентации этой системы.
Необходимо совершенствовать законодательную
базу за счет устранения имеющихся в ней
противоречий, учитывая и позитивный опыт
зарубежных стран. Проблема осложнена
тем, что долговая политика Российской
Федерации в области управления государственным
долгом недостаточно эффективна и не направлена
на снижение долговой нагрузки на федеральный
бюджет.
Вне поля зрения остаются существующие
противоречия между практикой управления
государственным внутренним долгом в
Российской Федерации и нормами бюджетного
права; практически отсутствуют рекомендации
по улучшению долговой ситуации внутри
страны. Рассмотрению вопросов управления
внутренним долгом и его структуры посвящена
эта дипломная работа.
В работе будут освещены
модели и методы управления государственным
долгом, анализ структуры и динамики внутреннего
государственного долга, расходов на его
погашение, и все понятия, тесно переплетающиеся
с этим вопросом.
Целью настоящего дипломного
исследования является анализ путей повышения
эффективности управления государственным
внутренним долгом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы внутреннего государственного долга;
- провести анализ управления государственным внутренним долгом Российской Федерации;
-
предложить мероприятия,
Объектом дипломного исследования является современная система управления государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Теоретическую основу дипломной работы составили исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области управления государственным долгом. В работе использованы законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов Российской Федерации, а также материалы периодических изданий.
Научная новизна: проведен углубленный анализ методов регулирования государственной внутренней задолженности.
Практическая значимость: результаты дипломного проектирования могут быть использованы студентами при изучении таких дисциплин как «Бюджетная система Российской Федерации», «Государственный долг».
Структура
дипломной работы. Работа состоит
из введения, теоретической, аналитической
и проектной части, заключения, списка
литературы, приложений. Объем дипломной
работы - 116 страниц, список использованной
литературы включает 45 источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА
В соответствии с действующим законодательством (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) под государственным долгом Российской Федерации понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации [1, с 96].
Обязательства
- оформленные договором
В
настоящее время
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации - внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) [1, с. 23].
Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме: кредитов, полученных Правительством РФ; государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ [8, с. 124].
Теория
государственного долга неразрывно
связана с теорией