Государственный внутренний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа

Описание

Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7

1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7

1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного

внутреннего долга 13

1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16

1.4. Механизм функционирования рынка государственного

внутреннего долга 26

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ

ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31

2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31

2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга

Российской Федерации. Основные направления долговой политики

на 2009-2011 гг. 46

2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего

долга в Российской Федерации 51

2.4. Оценка современной системы управления государственным

внутренним долгом 58

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72

3.1. Проблемы регулирования российской государственной

внутренней задолженности и пути их решения 72

3.2. Направления совершенствования системы управления

государственным внутренним долгом Российской Федерации 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект- Государственный внутренний долг РФ- Щёткина Е.Е..doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

  В результате значительная часть государственных  долговых обязательств в 2006-2008 гг. будет погашена за счет внутренних источников: в 2006 году - на 76,87 процентов, в 2007 году - на 74,18 процента и в 2008 году - на 88,92 процента. Часть погашения долговых обязательств в 2006-2008 гг. будет профинансирована за счет внешних источников, но доля такого финансирования будет незначительной и постоянно снижаться: в 2006 году - 7,99 процента, в 2007 году - 4,57 процента и в 2008 году -2,76 процента [41].

  Сбалансированность  по источникам обеспечена за счет использования средств Стабилизационного фонда Российской Федерации. В 2006 году для обеспечения погашения государственных долговых обязательств потребуется привлечение 57,3 млрд. рублей из Стабилизационного фонда Российской Федерации, что обеспечит финансирование погашения 15,13 процентов долговых обязательств. В 2007 году в связи с увеличением объема погашения государственного внешнего долга за счет средств Стабилизационного фонда  профинансировано погашение на сумму 100,5 млрд. рублей (21,2 процентами в 2008 году - на сумму 37,8 млрд. рублей (8,3 процента). 

  Таблица 2.5- Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2006-2008 гг., млрд. рублей

      2006 год 2007 год   2008 год Всего за 3 года
    Внутренние источники  финансирования 171,72 200,684 231,463 603,873
    Привлечение 291,19 350,952 404,256 1 046,406
    Погашение 119,472 150,268 172,793 442,533
    в том числе
  Государственные ценные бумаги 169,757 200,023 233,243 603,023
  Привлечение 238,198 289,952 340,256 868,406
  Погашение 68,441 89,929 107,013 265,383
  Поступления от приватизации федерального имущества  и земельных участков 39,000 49,000 52,000 140,000
  Сальдо  по государственным запасам 5,000 4,000 4,000 13,000
  Поступления, млрд. рублей 14,000 12,000 12,000 38,000
  Расходы, млрд. рублей 9,000 8,000 8,000 25,000
  Прочее  погашение (компенсация сбережений, погашение векселей Минфина) 40,647 48,600 56,100 145,347
  Исполнение  государственных гарантий 1,384 3,739 1,680 6,803
  Привлечение 321,467 372,566 416,806 1 110,839
  Погашение - 378,807 473,088 454,643 1 306,538
Использование средств Стабилизационного фонда 57,340 100,522 37,837 195,699
 
    

    Источник: официальный сайт Правительства РФ- www.government.gov.ru. 

  При этом значительно изменилась валютная структура государственного долга Российской Федерации: доля государственного внутреннего долга, номинированного в национальной валюте, возросла с 24,67 процента на конец 2005 года до 42,71 процента на конец 2008 года при соответствующем снижении внешнего долга (рисунок 2.8) [34]. 

    

               - государственный внутренний долг  РФ;                -  государственный внешний долг РФ. 

  Рисунок 2.8 -  Структура государственного долга Российской Федерации (на конец 2008 г.)

  Источник: официальный сайт Правительства  РФ- www.government.gov.ru. 

  Внутренние  источники финансирования: размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке.

  Для оценки возможного объема привлечения  на внутреннем рынке в 2006 -2008 гг. Минфин России исходил из сохранения бездефицитного федерального бюджета и использования  средств Стабилизационного фонда  Российской Федерации.

  Одной из задач, решаемых Минфином России в рамках долговой стратегии, является недопущение значительного роста процентных ставок по государственным ценным бумагам и, соответственно, процентных расходов по государственному внутреннему долгу. Для выполнения указанной задачи необходимо постепенное (без резких колебаний) увеличение объемов чистого привлечения за счет размещения рублевых ценных бумаг с учетом изменения конъюнктуры финансового рынка.

  В 2004 году чистое привлечение составило  96,15 млрд. рублей, в 2005 году - чистое привлечение составило 125,07 млрд. рублей.

  Развитие  внутреннего рынка государственных  ценных бумаг и увеличение его объема позволило без ухудшения условий заимствования обеспечить чистое привлечение в 2006 году в объеме 169,76 млрд. рублей (привлечение - 238,20 млрд. рублей), в 2007 году - 200,02 млрд. рублей (привлечение - 289,95 млрд. рублей) и в 2008 году - 233,24 млрд. рублей (привлечение - 340,26 млрд. рублей). В течение 2006-2008 гг. привлечение за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке составило 868,41 млрд. рублей (31,61 млрд. долл. США) при погашении 265,38 млрд. рублей (9,66 млрд. долл. США). Чистое привлечение за указанный период составит 603,02 млрд. рублей (21,95 млрд. долл. США) [29].

  В случае сохранения предложенного варианта заимствований:

  - на внутреннем рынке государственных ценных бумаг привлечение будет превышает погашение в 2006-2008 гг. на 170 - 233 млрд. рублей ежегодно, что позволяет увеличивать торгуемый рынок государственных ценных бумаг и, тем самым, повышать его ликвидность, а также обеспечивать размещение части пенсионных средств в соответствии с действующим законодательством об инвестировании пенсионных накоплений;

  - консервативность Минфина России в области внутренних заимствований позволяет сохранить уровень доходности по государственным ценным бумагам на сформировавшемся в настоящее время уровне. Незначительный рост доходности по рублевым инструментам может быть вызван внешними по отношению к рынку госдолга факторами (курс рубля к иностранным валютам, изменение объемов валютных резервов, цены на нефть, изменение процентных ставок на долговых рынках за рубежом и т.д.);

  - сохранение или незначительное изменение уровня доходности по государственным облигациям позволит избежать роста процентных ставок по субфедеральным и корпоративным заимствованиям и сохранить возможность рыночного привлечения заемного капитала российскими компаниями и субъектами Российской Федерации на внутреннем рынке [27, с.6].

  Государственный внутренний долг в 2006-2008 гг. возрос с 931.9 млрд. рублей (4.65 процента к ВВП) на начало 2006 года до 1 554,9 млрд. рублей (5,31 процента к ВВП)- прогноз на начало 2009 года - рисунок 2.9. 

      

  Рисунок 2.9 - Государственный внутренний долг Российской Федерации с2002 по 2008 гг., млрд. рублей

  Источник: официальный сайт Правительства  РФ- www.government.gov.ru. 

  Учитывая  необходимость развития рынка государственных ценных бумаг и размещения части пенсионных накоплений в государственные облигации, требуется распределить привлечение между двумя сегментами внутреннего рынка государственных ценных бумаг.

  Структура и динамика государственных внутренних заимствований в 2008 году по срокам обращения приведена в таблице 2.6.

  Емкость и ликвидность рынка государственного внутреннего долга в настоящее время не позволяет полностью обеспечить погашение внешнего долга за счет привлечения на внутреннем рынке без существенных изменений условий заимствований, но в течение 2006-2008 гг. доля государственных внутренних заимствований за счет размещения ценных бумаг как источника финансирования погашения государственных долговых обязательств последовательно возрастает с 62,9-61,3 процентов в 2006-2007 гг. до 74,8 процентов в 2008 году. 

  Таблица 2. 6 - Структура и динамика государственного внутреннего долга  
(в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в период с 01.10.08 г. по 31.10.08 г., (млрд. руб.)

                                                                                                                Виды государственных ценных бумаг По состоянию

на 01.10.08

Изменение госдолга с 01.10.08 по 31.10.08 По состоянию

на 01.11.08

ОФЗ-ПД 327,928 + 0,253 328,181
ОФЗ-ФК 33,828 - 33,828
ОФЗ-АД 882,329 - 0,303 882,026
ГСО-ППС 10,415 - 10,415
ГСО-ФПС 124,000 + 8,000 132,000
Итого 1 378,500 + 7,950 1 386,450

   Источник: сайт Министерства финансов РФ- www.minfin.ru. 

  Предоставление  и исполнение государственных гарантий Российской Федерации. В 2006-2008 годы предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на поддержку экспорта на общую сумму 2,45 млрд. долларов США.

  Предоставление  других государственных гарантий Российской Федерации может быть предусмотрено по решениям Правительства Российской Федерации в случае необходимости реализации значимых государственных проектов, осуществление которых без предоставления государственных гарантий невозможно.

  Общий объем возможного исполнения гарантий в течение 2005-2012 годов оценивается в сумме 12,8 млрд. рублей, в том числе в 2006-2008 годах ожидается исполнение гарантий на сумму 2,1 млрд. рублей. Предоставление дополнительных государственных гарантий может усилить негативные последствия для бюджета и макроэкономической ситуации.

  Ожидаемое исполнение государственных гарантий, предоставленных без права регрессного  требования гаранта к должнику означает невосполнимые расходы для федерального бюджета. Высокая вероятность исполнения государственных гарантий обусловлена наличием существенного разрыва по срокам привлекаемых Агентством под государственные гарантии заимствований (на 7-8 лет) и по выкупаемым закладным (до 27 лет). Кроме того, необходимо учитывать риски падения цен на недвижимость за такой большой срок [12, с. 72].

  При очевидных успехах в области  долговой политики на данном этапе  нельзя не отметить следующее. Общий  объем кассовых расходов является абсолютной величиной и не включает в себя поправку на инфляцию и процентные ставки в конкретном периоде. Кроме того, объем расходов на обслуживание долга целесообразно соотносить с величиной долга, так как его снижение может быть связано со снижением объема долга в целом. Необходимо также выделять, за счет каких именно инструментов происходит общее снижение расходов на обслуживание долга. В общем случае низкая стоимость обслуживания может быть связана с рискованной долговой политикой.

  - увеличение сроков рыночных внутренних заимствований без существенного роста доходности инструментов, в том числе с целью формирования уровня процентных ставок по субфедеральным и корпоративным займам, повышение ликвидности рынка государственных ценных бумаг за счет увеличения объемов новых выпусков.

  - размер государственного долга и его структура должны обеспечивать выполнение Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию, а также гарантированную возможность рефинансирования долга независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период [10, с. 32].

  В части решения двух указанных  выше задач Минфином России было осуществлено следующее.

  Долговая стратегия на период до 2008 г предусматривала снижение доли внешнего долга до 57,3 процентов к концу 2008 г и общего объема госдолга до 12,42 процента ВВП. Объем и структура государственного внутреннего долга в 2000-2006 гг. приведена в приложении Д.

  Учитывая, что Долговая стратегия на 2006-2008 годы предусматривала увеличение сроков заимствований на внутреннем рынке, а также исполнение федерального бюджета с профицитом, Минфин России минимизировал привлечение на короткие сроки и осуществлял в основном средне- и долгосрочные заимствования.  Результатом проводимой политики стал рост государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах.

Информация о работе Государственный внутренний долг РФ