Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа
Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7
1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7
1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного
внутреннего долга 13
1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16
1.4. Механизм функционирования рынка государственного
внутреннего долга 26
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31
2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга
Российской Федерации. Основные направления долговой политики
на 2009-2011 гг. 46
2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего
долга в Российской Федерации 51
2.4. Оценка современной системы управления государственным
внутренним долгом 58
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72
3.1. Проблемы регулирования российской государственной
внутренней задолженности и пути их решения 72
3.2. Направления совершенствования системы управления
государственным внутренним долгом Российской Федерации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
- использованием государственных гарантий, в том числе полной либо частичной страховки (хеджирования), вложений;
- предоставлением схем и возможности репатриации прибыли внешним инвесторам [33, с. 21].
Одной из главных задач монетарных властей в 1999 г. стала попытка восстановления рынка государственных заимствований. После августа 1998 г. доверие инвесторов к государству как к заемщику было окончательно подорвано, поэтому решение проблемы восстановления полноценного функционирования рынка федеральных облигаций оказалось отложенным на более дальнюю перспективу, а первоочередной целью правительства стала реализация ряда мер, направленных на возрождение доверия держателей государственных ценных бумаг к их эмитенту.
Результаты четвертого этапа развития рынка внутреннего долга. Рассмотренный этап развития рынка внутреннего долга был отмечен определенными позитивными изменениями:
- произошло относительное восстановление рынка федеральных облигаций – согласно таким формальным параметрам, как объем рынка, оборот вторичных торгов и проч.;
- поступательное развитие рынка федеральных облигаций содействовало восстановлению смежных финансовых сегментов – прежде всего рынков муниципальных и корпоративных облигаций;
- рост объема вторичных торгов госбумагами одновременно с уменьшением их доходности (до уровня инфляции) обеспечил общее снижение процентных ставок в экономике, в том числе по банковским кредитам, что частично способствовало увеличению их доступности для юридических и физических лиц;
- восстановление рынка госбумаг и прочих сегментов рынка облигаций отчасти (пусть и в недостаточной степени) содействовало решению проблемы стерилизации избыточной денежной ликвидности в 2000–2002 гг. Позитивный внешний шок, вызванный высоким уровнем цен на нефть, вызвал резкий рост поступлений в страну иностранной валюты, существенное увеличение валютных резервов РФ и пропорционально высокую денежную эмиссию. Долговые рынки способствовали в этих условиях "связыванию" части свободных денежных ресурсов [28, с. 39].
В
результате на данном этапе была осуществлена
одна из важнейших задач в финансовой
сфере – рынок внутреннего долга был "реанимирован".
Однако оказался достигнут лишь уровень
предкризисного его состояния, тогда как
особенности современного экономического
развития России и необходимость регулирования
ситуации в ее финансовой сфере выдвигали
уже совсем другой уровень задач [29].
2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга
Российской
Федерации. Основные направления долговой
политики на 2009-2011 гг.
В 2007 г. долговая политика Российской Федерации формировалась в соответствии с положениями одобренного в апреле 2006 г. Правительством РФ доклада Минфина России «Об основных направлениях политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007-2009 гг.»
Основные
направления государственной
- облигаций федеральных займов- до 225 000 млн. руб.;
-
государственных
Объем
государственного внутреннего долга
Российской Федерации в 2007-2010 гг. (планируемый)
указан в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Государственный внутренний долг Российской Федерации, (млрд. руб.)
Государственный внутренний долг | 2007 г. | 2008 г. |
На начало года | 1064,88 | 1409,15 |
На конец года | 1409,15 | 1819,20 |
Источник:
сайт Министерства финансов РФ- www.minfin.ru.
В планируемый период долговая политика будет проводиться в условиях перехода на качественно иные принципы формирования и исполнения федерального бюджета [28, с. 40].
На рынке государственного внутреннего долга произошли позитивные перемены. Были проведены новации по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка.
Процентная политика на рынке государственного внутреннего долга в настоящее время напрямую связана с изменениями в денежной сфере. При заявлении основной целью денежно-кредитной политики сдерживания инфляции, а не сдерживания укрепления рубля, повышается привлекательность инвестиций в рублевые активы. В этой ситуации значительный объем свободных средств на рынке способствует резкому росту цен государственных обязательств.
В рамках политики управления государственным внутренним долгом Правительство РФ приступило к использованию государственных гарантий как способа стимулирования инвестиционной активности в отдельных отраслях экономики. Приоритет в этой области предоставлен развитию ипотечного жилищного кредитования [18, с. 23].
С использованием механизма гарантирования обязательств субъектов экономики решаются и другие задачи, требующие участия государства: обеспечение закупочных интервенций на зерновом рынке, гарантии при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков по военным и связанным с ними рискам, страхование политических рисков при кредитовании экспорта и др. Причем государственные гарантии учитываются в составе государственного долга и влияют на его финансирование.
Положительные изменения в экономике страны и достигнутые результаты реализации долговой политики создают основу для изменения стратегии в области государственных заимствований на внутреннем рынке в предстоящие годы.
Корректировка государственной финансовой политики направлена на снижение зависимости экономики от использования невозобновляемых природных ресурсов, прежде всего от экспорта нефти и природного газа, что предполагает формирование Резервного фонда и Фонда будущих поколений, использование правила ограниченного определенной долей ВВП нефтегазового трансферта и, как следствие, покрытие дефицита бюджета федерального бюджета путем осуществления, в числе других мер, более активных по сравнению с прошлыми периодами заимствований [10, с. 29].
Целями долговой политики в 2008-2010 гг. являются:
-
обеспечение
- развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
-
использование государственных
гарантий для реализации
-
продолжение проведения
Государственные заимствования на внутреннем рынке будут обусловливать следующие основные причины:
- использование внутренних государственных займов имеет меньший инфляционный эффект, чем использование нефтегазовых доходов федерального бюджета;
- развитие рынка государственных внутренних заимствований необходимо для поддержания способности государства осуществлять заимствования на приемлемых условиях при изменении макроэкономической ситуации;
-государственные внутренние заимствования способствуют формированию «ценовых ориентиров» для заимствований корпоративного сектора;
- государственные облигации - важнейший инструмент денежно- кредитной политики, инструмент регулирования ликвидности банковской системы, важный актив страховой и пенсионной систем [12, с. 73].
Поскольку экономическая и финансовая политика государства ориентированы на ускорение темпов экономического роста, основной целью долговой стратегии является обеспечение благоприятных условий для проведения гибкой политики в финансовой, налоговой, бюджетной сферах, что предполагает увеличение значения государственных внутренних заимствований в качестве основного источника рефинансирования государственного долга. Реализация этой цели предполагает проведение активной государственной заемной политики.
В
этой связи приоритет при
По оценке Минфина России, дальнейшее развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг, понимаемое как увеличение масштабов и количества проводимых на нем операций, расширение числа участников, в том числе за счет нерезидентов, совершенствование инфраструктуры рынка позволят без ухудшения условий заимствования обеспечить чистое привлечение денежных средств: в 2008 г.- в объеме 369,04 млрд. Плановый объем государственных внутренних заимствований с 2009 по 2001 гг. указан в таблице 2.2 (источник- Приложение 21 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»).
С целью развития национального рынка государственных ценных бумаг в 2009-2011 гг. будут проведены мероприятия по дальнейшему совершенствованию его структуры, предусматривающие:
-
переход от размещения
-
формирование условий перехода
к обращению государственных
ценных бумаг Российской
-
совершенствование системы
Таблица 2.2- Программа государственных внутренних заимствований
Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов (тыс. рублей)
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Государственные заимствования (привлечение или погашение) | 306 514,87 | 312 393,60 | 420 418,30 |
Государственные ценные бумаги | 369 043,90 | 396 294,00 | 524 844,30 |
привлечение средств | 463 298,60 | 496 733,20 | 673 264,90 |
погашение суммы задолженности | 94 254,70 | 100 439,20 | 148 420,70 |
Иные долговые обязательства | 62 529,10 | 83 900,50 | 104 426,00 |
привлечение средств | - | - | - |
Погашение основной суммы задолженности, | 62 529,10 | 83 900,50 | 104 426,00 |
в
том числе:
предварительная компенсация сбережений |
56 000,00 | 70 000,00 | 85 000,00 |
исполнение прочих государственных долговых обязательств | 6 529,10 | 13 900,50 | 19 426,00 |
Предоставление государственных гарантий Российской Федерации | 72 100,00 | 81 000,00 | 69 500,00 |
в том числе | |||
по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами | 25 500,00 | 25 500,00 | 25 500,00 |