Государственный внутренний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа

Описание

Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7

1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7

1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного

внутреннего долга 13

1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16

1.4. Механизм функционирования рынка государственного

внутреннего долга 26

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ

ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31

2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31

2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга

Российской Федерации. Основные направления долговой политики

на 2009-2011 гг. 46

2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего

долга в Российской Федерации 51

2.4. Оценка современной системы управления государственным

внутренним долгом 58

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72

3.1. Проблемы регулирования российской государственной

внутренней задолженности и пути их решения 72

3.2. Направления совершенствования системы управления

государственным внутренним долгом Российской Федерации 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект- Государственный внутренний долг РФ- Щёткина Е.Е..doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

  - использованием государственных гарантий, в том числе полной либо частичной страховки (хеджирования), вложений;

  - предоставлением схем и возможности репатриации прибыли внешним инвесторам [33, с. 21].

  Одной из главных задач монетарных властей в 1999 г. стала попытка восстановления рынка государственных заимствований. После августа 1998 г. доверие инвесторов к государству как к заемщику было окончательно подорвано, поэтому решение проблемы восстановления полноценного функционирования рынка федеральных облигаций оказалось отложенным на более дальнюю перспективу, а первоочередной целью правительства стала реализация ряда мер, направленных на возрождение доверия держателей государственных ценных бумаг к их эмитенту.

  Результаты четвертого этапа развития рынка внутреннего долга. Рассмотренный этап развития рынка внутреннего долга был отмечен определенными позитивными изменениями:

  - произошло относительное восстановление рынка федеральных облигаций – согласно таким формальным параметрам, как объем рынка, оборот вторичных торгов и проч.;

  - поступательное развитие рынка федеральных облигаций содействовало восстановлению смежных финансовых сегментов – прежде всего рынков муниципальных и корпоративных облигаций;

  - рост объема вторичных торгов госбумагами одновременно с уменьшением их доходности (до уровня инфляции) обеспечил общее снижение процентных ставок в экономике, в том числе по банковским кредитам, что частично способствовало увеличению их доступности для юридических и физических лиц;

  - восстановление рынка госбумаг и прочих сегментов рынка облигаций отчасти (пусть и в недостаточной степени) содействовало решению проблемы стерилизации избыточной денежной ликвидности в 2000–2002 гг. Позитивный внешний шок, вызванный высоким уровнем цен на нефть, вызвал резкий рост поступлений в страну иностранной валюты, существенное увеличение валютных резервов РФ и пропорционально высокую денежную эмиссию. Долговые рынки способствовали в этих условиях "связыванию" части свободных денежных ресурсов [28, с. 39].

  В результате на данном этапе была осуществлена одна из важнейших задач в финансовой сфере – рынок внутреннего долга был "реанимирован". Однако оказался достигнут лишь уровень предкризисного его состояния, тогда как особенности современного экономического развития России и необходимость регулирования ситуации в ее финансовой сфере выдвигали уже совсем другой уровень задач [29].  
 
 

    2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга

  Российской Федерации. Основные направления долговой политики на 2009-2011 гг. 

  В 2007 г. долговая политика Российской Федерации  формировалась в соответствии с положениями одобренного в апреле 2006 г. Правительством РФ доклада Минфина России «Об основных направлениях политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007-2009 гг.»

  Основные  направления государственной политики на 2007 г. в сфере внутренних заимствований также утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. №1859-р «О выпуске в 2007 году государственных ценных бумаг», в соответствии с которым планировалось осуществить выпуск государственных ценных бумаг в следующих объемах:

  - облигаций федеральных займов- до 225 000 млн. руб.;

  - государственных сберегательных  облигаций- до 80 000 млн. руб.

  Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации в 2007-2010 гг. (планируемый) указан в таблице 2.1. 

  Таблица 2.1- Государственный внутренний долг Российской Федерации,                     (млрд. руб.)

Государственный внутренний долг 2007 г. 2008 г.
На  начало года 1064,88 1409,15
На  конец года 1409,15 1819,20

  Источник: сайт Министерства финансов РФ- www.minfin.ru. 

  В планируемый период долговая политика будет проводиться в условиях перехода на качественно иные принципы формирования и исполнения федерального бюджета [28, с. 40].

  На  рынке государственного внутреннего долга произошли позитивные перемены. Были проведены новации по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка.

  Процентная  политика на рынке государственного внутреннего долга в настоящее время напрямую связана с изменениями в денежной сфере. При заявлении основной целью денежно-кредитной политики сдерживания инфляции, а не сдерживания укрепления рубля, повышается привлекательность инвестиций в рублевые активы. В этой ситуации значительный объем свободных средств на рынке способствует резкому росту цен государственных обязательств.

  В рамках политики управления государственным  внутренним долгом Правительство РФ приступило к использованию государственных гарантий как способа стимулирования инвестиционной активности в отдельных отраслях экономики. Приоритет в этой области предоставлен развитию ипотечного жилищного кредитования [18, с. 23].

  С использованием механизма гарантирования обязательств субъектов экономики решаются и другие задачи, требующие участия государства: обеспечение закупочных интервенций на зерновом рынке, гарантии при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков по военным и связанным с ними рискам, страхование политических рисков при кредитовании экспорта и др. Причем государственные гарантии учитываются в составе государственного долга и влияют на его финансирование.

  Положительные изменения в экономике страны и достигнутые результаты реализации долговой политики создают основу для  изменения стратегии в области государственных заимствований на внутреннем рынке в предстоящие годы.

  Корректировка государственной финансовой политики направлена на снижение зависимости экономики от использования невозобновляемых природных ресурсов, прежде всего от экспорта нефти и природного газа, что предполагает формирование Резервного фонда и Фонда будущих поколений, использование правила ограниченного определенной долей ВВП нефтегазового трансферта и, как следствие, покрытие дефицита бюджета федерального бюджета путем осуществления, в числе других мер, более активных по сравнению с прошлыми периодами заимствований [10, с. 29].

  Целями  долговой политики в 2008-2010 гг. являются:

  - обеспечение сбалансированности  федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

  - развитие национального рынка  государственных ценных бумаг;

  - использование государственных  гарантий для реализации проектов  на принципах разделения рисков  с частными инвесторами;

  - продолжение проведения компенсационных  выплат по дореформенным сбережениям граждан Российской Федерации.

  Государственные заимствования на внутреннем рынке будут обусловливать следующие основные причины:

  - использование внутренних государственных займов имеет меньший инфляционный эффект, чем использование нефтегазовых доходов федерального бюджета;

  - развитие рынка государственных внутренних заимствований необходимо для поддержания способности государства осуществлять заимствования на приемлемых условиях при изменении макроэкономической ситуации;

  -государственные внутренние заимствования способствуют формированию «ценовых ориентиров» для заимствований корпоративного сектора;

  - государственные облигации - важнейший инструмент денежно- кредитной политики, инструмент регулирования ликвидности банковской системы, важный актив страховой и пенсионной систем [12, с. 73].

  Поскольку экономическая и финансовая политика государства ориентированы на ускорение темпов экономического роста, основной целью долговой стратегии является обеспечение благоприятных условий для проведения гибкой политики в финансовой, налоговой, бюджетной сферах, что предполагает увеличение значения государственных внутренних заимствований в качестве основного источника рефинансирования государственного долга. Реализация этой цели предполагает проведение активной государственной заемной политики.

  В этой связи приоритет при осуществлении  государственных заимствований должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям. Возможность этого создает постепенное выравнивание условий привлечения внутренних и внешних заимствований [17, с. 22].

  По  оценке Минфина России, дальнейшее развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг, понимаемое как увеличение масштабов и количества проводимых на нем операций, расширение числа участников, в том числе за счет нерезидентов, совершенствование инфраструктуры рынка позволят без ухудшения условий заимствования обеспечить чистое привлечение денежных средств: в 2008 г.- в объеме 369,04 млрд. Плановый объем государственных внутренних заимствований с 2009 по 2001 гг. указан в таблице 2.2 (источник- Приложение 21 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»).

  С целью развития национального рынка  государственных ценных бумаг в 2009-2011 гг. будут проведены мероприятия по дальнейшему совершенствованию его структуры, предусматривающие:

  - переход от размещения выпусков  облигаций с заданными сроками  обращения к размещению эталонных (базовых) выпусков, предусматривающих ограничение доли одного участника в одном выпуске;

  - формирование условий перехода  к обращению государственных  ценных бумаг Российской Федерации  в единой торговой системе  с корпоративными ценными бумагами;

  - совершенствование системы расчетов  при осуществлении государственных внутренних заимствований Российской Федерации [15, с. 46]. 

    Таблица 2.2- Программа государственных внутренних заимствований

Российской  Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов (тыс. рублей)

Показатель 2008 год 2009 год 2010 год
Государственные заимствования (привлечение или погашение) 306 514,87 312 393,60 420 418,30
Государственные ценные бумаги 369 043,90 396 294,00 524 844,30
   привлечение средств 463 298,60 496 733,20 673 264,90
   погашение суммы задолженности 94 254,70 100 439,20 148 420,70
Иные  долговые обязательства 62 529,10 83 900,50 104 426,00
    привлечение средств - - -
Погашение основной суммы задолженности, 62 529,10 83 900,50 104 426,00
 в  том числе:

 предварительная  компенсация сбережений

56 000,00 70 000,00 85 000,00
 исполнение  прочих государственных долговых обязательств 6 529,10 13 900,50 19 426,00
Предоставление  государственных гарантий Российской Федерации 72 100,00 81 000,00 69 500,00
в том  числе      
по  обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами 25 500,00 25 500,00 25 500,00

Информация о работе Государственный внутренний долг РФ