Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа
Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7
1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7
1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного
внутреннего долга 13
1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16
1.4. Механизм функционирования рынка государственного
внутреннего долга 26
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31
2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга
Российской Федерации. Основные направления долговой политики
на 2009-2011 гг. 46
2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего
долга в Российской Федерации 51
2.4. Оценка современной системы управления государственным
внутренним долгом 58
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72
3.1. Проблемы регулирования российской государственной
внутренней задолженности и пути их решения 72
3.2. Направления совершенствования системы управления
государственным внутренним долгом Российской Федерации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
Источник:
сайт Министерства финансов РФ- www.minfin.ru.
Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (таблица 2.2).
Формирование гомогенной (однородной по применяемым финансовым инструментам) структуры государственного долга, в том числе за счет досрочного погашения реструктурированных кредитов, позволяет перевести в практическую плоскость решение задачи о переходе к управлению государственным долгом как управлению портфелем долговых обязательств. Это предполагает разработку соответствующего методологического обеспечения и определение критериев эффективности такого управления.
Все перечисленные выше обязательства Российской Федерации учтены в составе прогнозируемого на 2009-2011 гг. государственного долга Российской Федерации. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации по крупным инвестиционным проектам, реализуемым на принципах частно- государственного партнерства, будет осуществляться в рамках Инвестиционного фонда РФ. Программа государственных гарантий на 2009-2011 гг. приведена в приложении Б.
Последовательно
проводимая политика замещения государственного
внешнего долга внутренними заимствованиями
дает возможность снизить зависимость
платежеспособности России от внешних
факторов и повысить долговую устойчивость
государства. При этом выбранная стратегия
развития национального рынка государственных
заимствований дает возможность достаточно
активно развивать другие сегменты финансового
рынка России [19, с. 60].
2.3.
Анализ динамики, состава и структуры
государственного внутреннего долга
Российской Федерации
Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования ЦБ РФ. Решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались [28, с. 39].
На 01 ноября 2008 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах составляет 1 386,450 млрд. руб. [34]
Структура государственного внутреннего долга по видам ценных бумаг по состоянию на 01.11.2008 г. представлена в таблице 2.3, а также на рисунке 2.1.
Объем
выпусков государственных ценных бумаг
по состоянию на 05.11.2008 г. приведен в приложении
В.
Таблица 2.3- Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ГКО-ОФЗ-ГСО), млрд. руб.
Вид
долгового обязательства |
ОФЗ-ПД | ОФЗ-ФК | ОФЗ-АД | ГСО-ППС | ГСО-ФПС | Итого внутрен-ний долг |
01.01.2008 | 288,415 | 51,428 | 807,590 | 10,415 | 91,000 | 1248,848 |
01.02.2008 | 296,214 | 51,428 | 826,426 | 10,415 | 91,000 | 1275,483 |
01.03.2008 | 308,368 | 51,428 | 840,053 | 20,415 | 111,000 | 1331,264 |
01.04.2008 | 291,169 | 42,628 | 847,534 | 10,415 | 111,000 | 1302,746 |
01.05.2008 | 283,386 | 33,828 | 865,448 | 10,415 | 124,000 | 1317,077 |
01.06.2008 | 289,649 | 33,828 | 871,079 | 10,415 | 124,000 | 1328,971 |
01.07.2008 | 303,636 | 33,828 | 878,056 | 10,415 | 124,000 | 1349,935 |
01.08.2008 | 314,425 | 33,828 | 882,629 | 10,415 | 124,000 | 1365,297 |
01.09.2008 | 327,928 | 33,828 | 893,712 | 10,415 | 124,000 | 1389,883 |
01.10.2008 | 327,928 | 33,828 | 882,329 | 10,415 | 124,000 | 1378,500 |
01.11.2008 | 328,181 | 33,828 | 882,026 | 10,415 | 132,000 | 1386,450 |
Источник: сайт Министерства
финансов РФ- www.minfin.ru.
На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:
- снижен уровень доходности по государственным облигациям;
- стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
- значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям [27, с. 5].
Рисунок 2.1 - Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 ноября 2008 г.
Источник:
сайт Министерства финансов РФ- www.minfin.ru.
Динамика государственного внутреннего долга с 01.11.2008 г. по 01.11.2008 г. показана на рисунке 2.2.
Согласно приведенным данным внутренний долг РФ в госбумагах за 10 месяцев 2008 г. вырос на 11 процентов до 1,386 трлн. руб. Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за январь-октябрь 2008 г. на 11 процентов до 1,386450 трлн. руб. на 1 ноября 2008 г. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 ноября 2008 г. Большая часть- 63,6 процентов - приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД составляли 328,181 млрд. руб. (24 процента), ГСО-ФПС - 132 млрд. руб. (10 процентов), ОФЗ-ФК-33,828 млрд. руб. (2 процента), ГСО-ППС-10,415млрд. руб. (1 процент) [34].
Долговая стратегия Правительства РФ состоит в том, что государственный долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти.
Следующая
позиция - развитие национального рынка
государственных ценных бумаг и сохранение
консервативной политики в области государственных
заимствований, позволяющей не только
привлекать средства на рынке, но и использовать
ресурсы стабилизационного фонда для
погашения текущего внешнего долга.
Рисунок 2.2 - Динамика государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах за период с 01.01.2008 г. по 01.11.2008 г.
Источник:
сайт Министерства финансов РФ- www.minfin.ru.
Остановлюсь более подробно на внутреннем долге. Сейчас бюджет планируется не на 1, а на 3 года. На сегодняшний день, по расчетам, объем погашения в течение 2008 г. будет чуть больше, чем мы привлекаем на рынках. Это позволяет использовать средства стабилизационного фонда для погашения текущей задолженности и тем самым уменьшать совокупный государственный долг.
Операции
Минфина России на внутреннем рынке
государственных ценных бумаг приведены
в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Операции Минфина России на внутреннем рынке государственных ценных бумаг за период с 01.01.2008 по 01.11.2008 г., млн. рублей
Чистое привлечение - 136604,060 | |||
Привлечение | 231 318,051 | Погашение/выкуп | 94713,991 |
в том числе | в том числе | ||
ОФЗ-ПД | 79 571,723 | ОФЗ-ПД | 40 106,583 |
ОФЗ-ФК | - | ОФЗ-ФК | 14 996,960 |
ОФЗ-АД | 101 521,529 | ОФЗ-АД | 29 611,924 |
ГСО-ППС | 9 946,200 | ГСО-ППС | 9 998,524 |
ГСО-ФПС | 40 278,599 | ГСО-ФПС | - |
Источник:
сайт Министерства финансов РФ- www.minfin.ru.
При этом в течение 2008 гг. сохранится очень жесткая консервативная политика на внешнем рынке, что предполагает практический отказ от привлечения на внешнем рынке средств за счет размещения еврооблигаций. Одновременно с этим меняется структура долга. Мы постепенно приближаемся к той цели, которую поставили себе 3 года назад: привести соотношение внутреннего и внешнего долга к значениям 50/50. Так, на сегодняшний день этот показатель составляет примерно 20/80, а к концу 2008 г. достигнет примерно 43/57 [44].
Произошел существенный рост объема долга, выраженного в государственных ценных бумагах. К концу 2008 г. рублевый долг, выраженный в государственных облигациях, составит примерно 1,5 трлн. руб. При этом для нужд пенсионной системы идет выпуск специальных ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций. Основные показатели исполнения федерального бюджета январе-августе 2008 года в части государственных внутренних заимствований приведены в Приложении Г.
В 2008 г. размещено два выпуска 3-летних и 5-летних облигаций, причем 5-летние размещены выпусками по 40 и 50 млрд. руб. Общий объем 10-летних облигаций в обращении с учетом выпуска в 2008 г. на конец текущего года достигнет 115 млрд. руб., по 15-летним облигациям - 75 млрд. руб. и по 30-летним облигациям - 143 млрд. руб. Таким образом, Минфин продолжит в 2008 г. размещение 10-летних и 30-летних облигаций и начнет размещать новые выпуски облигаций со сроком погашения 3, 5 и 15 лет. В течение 2008 г прошло 11 аукционов по 3-летним облигациям и 12 аукционов - по 5-летним облигациям. По 10, 15 и 30-летним облигациям и течение года прошло по 8 аукционов. В течение этого года размещены ГСО: краткосрочные со сроком погашения до одного года в объеме примерно 10 млрд. руб., на 5-10 млрд. руб. размещены среднесрочные облигации, остальные облигации примерно на 85-90 млрд. руб. являются долгосрочными, средний срок обращения составит примерно 16 лет. У Минфина нет конкретного графика аукционов по размещению ГСО. В то же время, на аукционах ГСО размещено облигаций не более, чем на 10 млрд. руб., остальные бумаги размещены по закрытой подписке. По 3-летним облигациям купон будет выплачиваться раз в квартал по ставке 5,8 процентов годовых. По 5-летним облигациям - также один раз в квартал по ставке 6,1 процентов годовых. По 10-летним облигациям - два раза в год по ставке от 8 до 5 процентов годовых в зависимости от срока амортизации долга. По 15-летним облигациям купон будет выплачиваться также два раза в год по ставке 8,5 процентов в зависимости от срока амортизации долга и по 30-летним облигациям также два раза в год по ставке 7-6,9 процентов годовых в зависимости от амортизации долга. В текущем году возможны изменения кривой доходности. Однако эти изменения не будут отличаться от тех, которые были в 2007 г. Амплитуда изменений не превысит отклонений, которые были в прошлом году. Более того, в 2008 году Минфин учитывает рыночную ситуацию и ценообразование происходит с учетом некоторого периода доразмещения конкретного выпуска ОФЗ [44].