Государственный внутренний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа

Описание

Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7

1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7

1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного

внутреннего долга 13

1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16

1.4. Механизм функционирования рынка государственного

внутреннего долга 26

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ

ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31

2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31

2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга

Российской Федерации. Основные направления долговой политики

на 2009-2011 гг. 46

2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего

долга в Российской Федерации 51

2.4. Оценка современной системы управления государственным

внутренним долгом 58

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72

3.1. Проблемы регулирования российской государственной

внутренней задолженности и пути их решения 72

3.2. Направления совершенствования системы управления

государственным внутренним долгом Российской Федерации 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект- Государственный внутренний долг РФ- Щёткина Е.Е..doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

  Облигации федерального займа (ОФЗ). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Центральный банк РФ, который по согласованию с Министерством финансов РФ устанавливает порядок заключения и исполнения сделок с облигациями через уполномоченные организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской функции.

  Само  по себе появление ОФЗ и для Минфина, и для всей финансовой системы имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть все дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30 процентов - это краткосрочные заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70 процентов делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями [35, с. 26].

  Облигации федерального займа с фиксированным  купонным доходом (ОФЗ-ФК). Эмитентом облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом является Министерство финансов Российской федерации. Облигации являются именными купонными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигаций. Эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом [11, с. 133].

  Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» является основным документом, определяющим условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга.

  Эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ. Облигации являются именными купонными среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на:

  - получение номинальной стоимости.  Погашение номинальной стоимости осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций;

  - получение дохода в виде процента, начисляемого на непогашенную  часть номинальной стоимости.

  Номинальная стоимость облигаций равна 1000 руб., их размещение осуществляется в форме аукциона или по закрытой подписке, а условия выпуска облигаций фиксируются в глобальном сертификате.

  Процентная  ставка купонного дохода является фиксированной  для каждого купона отдельного выпуска  облигаций. Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии облигаций, и начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.

  Погашение номинальной стоимости частями (амортизация долга) осуществляется в даты, установленные решением об эмиссии облигаций и совпадающие с датами выплат купонного дохода по ним [11, с. 135].

  ГСО - ППС - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода. Агентом и депозитарием по обслуживанию ГСО выступает Сбербанк России. Дата выплаты первого купонного дохода – 25 апреля 2007 года, дата погашения облигаций – 19 января 2011 года. Купонный период по первому купону составляет 125 дней, по всем последующим купонам – 91 день. Форма выпуска ГСО - документарная с обязательным централизованным хранением.

  Выпуск  ГСО осуществляется в соответствии с Генеральными условиями эмиссии  и обращения государственных  сберегательных облигаций. ГСО являются нерыночными облигациями с фиксированной процентной ставкой, предназначенными для инвестирования средств резидентов Российской Федерации - страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, иных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений [16, с. 39].

  ГСО - ФПС - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода. Потенциальные инвесторы: резиденты Российской Федерации – страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений в соответствии с договорами с Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов; форма выпуска ГСО-ФПС – документарная с обязательным централизованным хранением; Размещение облигаций выпуска осуществлено Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (ОАО) по поручению Минфина России по закрытой подписке, по цене размещения 99,9938 процентов от номинальной стоимости (без учета накопленного купонного дохода), доходность составила 9,41 процентов годовых [16, с. 41].

  ОРВВЗ - облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. На эти облигации обменивались облигации выигрышного займа 1982 г., не предъявленные к обмену долговые обязательства выкупались. Заем 1992 г. выпущен сроком на 10 лет. Номинальная стоимость облигаций- 1000 и 500 рублей (облигация с номиналом 500 рублей является половиной полной облигации). Доходность займа- 15 процентов годовых и весь доход выплачивается в форме выигрышей. За весь период обращения займа выиграли 32 процента всех облигаций, остальные погашаются по номинальной стоимости.

  Выигрыши  были установлены в размере от 2000 до 500000 рублей на полную тысячерублевую облигацию. Ежегодно проводились 8 тиражей  выигрышей. Обслуживание займа возложено  на Сберегательный банк РФ и другие уполномоченные Минфином РФ банки. Уполномоченные банки свободно продавали и покупали облигации займа по рыночным ценам.

  Гиперинфляция, разразившаяся в России с началом  формирования основ рыночной экономики, потребовала корректировки условий  выпуска и обращения займа. К  ранее выпущенным облигациям добавились облигации достоинством 20 и 10 деноминированных рублей, при этом облигация с номиналом 10 рублей является половиной полной двадцатирублевой облигации. Выигрыши установлены в диапазоне от 5 до 5000 рублей.

  С 1 октября 2002 г. облигации займа не обращаются, началось их погашение. К началу 2008 г. непогашенный долг по выигрышному займу составил 0,03 млрд. руб. 

  Целевые долговые обязательства Российской Федерации выпускаются для перевода в них гарантированных сбережений граждан [15, с. 43].

  На  рынке ссудных капиталов государственные  органы действуют на началах обычных заемщиков, т.е. как и все другие юридические лица. Они могут обращаться к любым банкам и получают кредиты на условиях, формирующихся под воздействием спроса и предложения. Исключение составляет кредитование Банком России потребностей Правительства РФ, которое осуществлялось на льготных условиях (на длительные сроки и при низкой процентной ставке).

  Со  второго квартала 1995 г. прямое заимствование  средств федеральной властью  у Центробанка РФ прекращено. Оно не отвечало требованиям рыночной экономики и являлось мощным инфляционном фактором. Вся задолженность Правительства РФ перед Банком России 15 марта 1997 г. переоформлена в облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом. В результате обострения финансового кризиса летом 1998 г., в четвертом квартале того же года и в 1999 г. Правительство РФ вновь было вынуждено использовать кредиты Центрального банка РФ [17, с. 24].

  На  финансовом рынке государство выступает  и как гарант по заимствованиям, привлекаемым хозяйствующими субъектами. Для эффективного использования предприятиями и организациями государственных гарантий они (гарантии) предоставляются на конкурсной основе. Получение государственной гарантии по ценным бумагам или привлекаемым кредитам является действенным инструментом привлечения средств инвесторов для развития инвестиционных проектов.

  До  недавнего времени государственные  гарантии предоставлялись и по коммерческим кредитам, используемым субъектами РФ и иными получателями средств федерального бюджета в случае их недофинансирования. Замещение бюджетного финансирования банковским кредитованием приводило к существенным потерям сначала федерального бюджета, а потом и самих получателей бюджетных средств. Кроме того, предоставление государственных гарантий не решало проблему недофинансирования из федерального бюджета, а лишь отодвигало необходимость ее решения на будущее. С 1997 г. порочная практика предоставления государственных гарантий при недополучении  бюджетных средств прекращена.

  Таким образом, рынок государственного долга  охватывает отношения по поводу государственных  заимствований в форме займов, кредитов и государственных гарантий, предоставляемых по займам и кредитам других заемщиков [20, с.45].  

  1.4. Механизм функционирования рынка государственного внутреннего долга 

  В общем плане рынок государственного долга можно определить как совокупность отношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами, инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получения кредитов органами публичной власти и предоставления государственных гарантий по заимствованиям, привлекаемым другими лицами [32, с. 504].

  Другими словами, рынок государственного внутреннего  долга включает в себя следующие три сегмента: рынок государственных ценных бумаг, рынок привлекаемых государством кредитов, рынок государственных гарантий (или гарантированных государством муниципальных и корпоративных ценных бумаг и кредитов, привлекаемых органами местного самоуправления и экономическими субъектами).

  Рынок государственного долга выполняет  следующие основные функции:

  - индикатор стоимости безрисковых  заимствований и длины размещаемых долговых инструментов;

  - перераспределение временно свободных  средств в дополнительный фонд финансовых ресурсов государства;

  - предоставление хозяйствующим субъектам  надежных и высоколиквидных финансовых инструментов;

  - изъятие из обращения излишней  денежной массы;

  - обеспечение возможности или облегчение привлечения заимствований органами власти и хозяйствующими субъектами посредством гарантирования их заимствований [24, с. 149].

  На  внутреннем рынке государственного долга займодателями и кредиторами государства являются многочисленные российские предприятия и организации, финансово- кредитные институты, физические лица. Внутренний рынок государственных долговых обязательств включает в себя рынок федеральных долговых инструментов и региональные рынки. На основе институционального и технологического развития региональных рынков идет формирование единого российского рынка государственного долга.

  Система участников рынка государственных  заимствований на федеральном уровне включает в себя Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, НП «Национальный Депозитарный Центр», Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ), региональные торговые площадки, дилеров, уполномоченные банки и другие кредитные организации, инвесторов. Между этими участниками рынка сложились определенные взаимоотношения, которые являются результатом распределения выполняемых на рынке видов профессиональной деятельности и функций.

  Самым массовым участником рынка государственных  ценных бумаг выступают инвесторы. Это экономические агенты, осуществляющие инвестиции в государственные долговые обязательства. В числе инвесторов можно выделить следующие группы - население, институциональные инвесторы (инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые общества, управляющие компании паевых инвестиционных фондов), коммерческие банки, государственные внебюджетные фонды, прочие [31, с. 315].

  Министерство  финансов РФ является эмитентом, который  производит выпуск государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации. Центральный банк РФ выступает как организатор и генеральный агент Минфина РФ. В качестве такового Банк России выполняет самые разнообразные функции, перечень и содержание которых определяется по отношению к каждому займу в отдельности. В частности, он вместе с эмитентом может устанавливать порядок размещения, обращения и погашения займов, хранить государственные ценные бумаги, регистрировать сделки купли- продажи, осуществлять сами сделки, организовывать вторичное обращение и погашение долговых обязательств государства, погашать их.

Информация о работе Государственный внутренний долг РФ