Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа
Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7
1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7
1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного
внутреннего долга 13
1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16
1.4. Механизм функционирования рынка государственного
внутреннего долга 26
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31
2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга
Российской Федерации. Основные направления долговой политики
на 2009-2011 гг. 46
2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего
долга в Российской Федерации 51
2.4. Оценка современной системы управления государственным
внутренним долгом 58
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72
3.1. Проблемы регулирования российской государственной
внутренней задолженности и пути их решения 72
3.2. Направления совершенствования системы управления
государственным внутренним долгом Российской Федерации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
Во втором периоде (1999-2001 гг.) решающее значение в развитии долговой ситуации сыграли девальвация рубля конца 1998 г., активизация внутреннего производства и инвестиций на базе благоприятных условий, сложившихся для отечественных производителей после падения российской валюты, проведение новаций по ГКО-ОФЗ и облигациям государственного внутреннего валютного облигационного займа (III серия), бездефицитное исполнение федерального бюджета за 2000 и 2001 годы, реализация жесткой политики государственных заимствований в 1999-2000 годах и осторожной политики привлечения средств с финансовых рынков в 2001 г. В 1999 г. наблюдается значительное снижение абсолютной и относительной характеристик внутреннего долга: сумма долга за год сократилась на 179,7 млрд. рублей или на 23,7 процентов, а отношение долга к ВВП упало на 15,7 процентных пунктов и составляло на начало 2000 г. 12,1 процентов. Это произошло благодаря новации по ГКО-ОФЗ и фактической невозможности проводить новые заимствования на национальном рынке. Рост внутренней задолженности возобновляется лишь с 2002 г., что стало одним из показателей восстановления отечественного рынка государственного долга и доверия инвесторов к политике федерального правительства, серьезно пострадавших после августа 1998 г.
С
2002 г. по настоящее время проводится работа
по закреплению и развитию положительных
тенденций в динамике российских экономики
и финансов: федеральный бюджет исполняется
со значительным профицитом, для безусловного
исполнения долговых обязательств формируется
масштабный финансовый резерв (с 2004 г.-
стабилизационный фонд), в работе по привлечению
дополнительных средств в бюджет страны
акцент переносится на развитие рынка
государственных внутренних заимствований,
на котором появляются новые финансовые
инструменты и крупные институциональные
инвесторы [42, с. 44].
1.3.
Источники финансирования
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке [40, с. 305].
Бюджетный кодекс в ст. 89 определяет государственные внутренние заимствования как «займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ [1, с. 53].
Государственные заимствования осуществляются на финансовом рынке. Последний представляет собой особую форму организации движения денежных средств от их владельцев к пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов, выражающих собой форму движения ссудного капитала. Это означает, что финансовый рынок включает в себя два компонента: рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Оба этих компонента предоставляют средства для государственных заимствований [36, с. 289].
Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг. Становление рынка государственных ценных бумаг в России началось заново в 1991 г. Основными факторами, определявшими его развитие в период до августа 1991 г. являлись развитие практики финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет выпуска государственных ценных бумаг, реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска облигаций валютного займа; появление специфических финансовых инструментов - казначейских обязательств, налоговых освобождений и векселей для решения кризиса неплатежей; постепенное открытие доступа эмитируемым в России ценным бумагам на международные рынки капиталов и доступа иностранным инвесторам на российский рынок. Под воздействием этих факторов сформировались правовые, экономические и организационные основы для дальнейшего развития отечественного рынка государственных ценных бумаг [26, с. 45].
В качестве приоритетных задач своей стратегии на рынке государственных ценных бумаг исполнительная власть определила следующие направления:
-
восстановление участия
-
восстановление доверия
- последовательная работа по снижению стоимости и увеличению срока государственных заимствований;
-
функциональное разделение
-
выпуск широкого спектра
- обеспечение скоординированных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по привлечению заимствований через механизм рынка ценных бумаг;
-
поддержание надежности и
Позитивное движение рынка по этим направлениям было прервано в августе 1998 г. Развитие рынка стало осуществляться под влиянием крайнего обострения долгового кризиса, объявленной новации по государственным ценным бумагам, практически полной утраты доверия внутренних инвесторов к эмитенту долговых обязательств. Центральными задачами долговой политики федеральной власти в посткризисные годы стали:
-
устранение последствий
- обеспечение процесса реструктуризации внутреннего долга, формирование реального графика его погашения и обслуживания;
-
восстановление доверия
-
оптимизация объемов новых
К началу 2002 г. рынок внутренних заимствований был в основном восстановлен. В истекшие годы становления и развития рынка государственного внутреннего долга власти опробовали функционирование различных видов ценных бумаг. В период с 2007 по 2008 гг. на рынке обращаются такие ценные бумаги как ОФЗ-ПД - облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (к началу 2008 г. составили 288,42 млрд. руб. в объеме государственного внутреннего долга, ОФЗ-ФК - облигации с фиксированным купонным доходом (к началу 2008 г. составили 51,43 млрд. руб. в объеме государственного внутреннего долга), ОФЗ-АД - облигации федерального займа с амортизацией долга (807,59 млрд. руб. в объеме государственного внутреннего долга к началу 2008 г.), ГСО ППС - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (10,42 млрд. руб. в объеме государственного внутреннего долга к началу 2008 г.), ГСО ФПС - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (91,00 млрд. руб. в объеме государственного внутреннего долга к началу 2008 г.), ОРВВЗ 1992 года- облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. (0,03 млрд. рублей в объеме государственного внутреннего долга РФ к началу 2008 г.). Общий объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах на 01.01.2008 г. составил 1248,89 млрд. рублей [27, с. 3].
Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Главной целью выпуска этих ценных бумаг является финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО (выпускаемых в бескупонной форме) выступает Министерство финансов РФ. Банк России проводит размещение, обслуживание и погашение облигаций. Эмиссия производится отдельными выпусками на срок три, шесть, двенадцать месяцев в безбумажной форме. Облигации размещаются с дисконтом на первичных аукционах, где в качестве дилеров участвуют коммерческие банки, получившие соответствующие полномочия от Банка России. Все операции по покупке и продаже облигаций производятся в торгово - депозитарной системе ММВБ, права на облигации учитываются путем внесения изменений на счетах «депо» в депозитарии этой биржи.
ГКО - высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволило официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состояло в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами были освобождены от налога на прибыль [37, с. 201].
В период обращения ГКО занимали наибольшую долю Российского фондового рынка. С 1994 по 1998 г. объем выпущенных ГКО в среднем за год составил 50 млрд. долл., что превышало годовой бюджет России.
Эволюция рынка привела к тому, что ГКО при первичном размещении в известном смысле играют определенную макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии ЦБ России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занимать заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны ЦБ.
Надежность ГКО по сравнению со всеми другими инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, была достаточно высокой, поскольку агентом выступает Центральный банк России, который по соглашению с Минфином автоматически погашает рефинансируемые выпуски [23, с. 16].
Владельцам государственных ценных бумаг - физическим лицам- резидентам Российской Федерации и созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации образованиям, не являющимся юридическими лицами (фондами обязательного медицинского страхования, страховым компаниям, фондам по защите прав вкладчиков и акционеров, жилищным кооперативам, союзам и иным некоммерческим организациям) при осуществлении новации предоставляется право получения полной суммы погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежащих им облигаций [29].
Основная причина краха рынка ГКО была обусловлена высоким уровнем доходности, несмотря на все более сокращавшуюся доходную базу федерального бюджета и отсутствие экономического роста в стране.
Задолженность по ГКО, которая сложилась на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реструктурирована в новые, более долгосрочные ценные бумаги федерального правительства. С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились и возобновились только с конца 1999 г. [38, с. 34]
Государственные долгосрочные обязательства- ГДО. Заем осуществляется в виде ГДО сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.
Общий объем займа в 80 млрд. руб. разделен на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью, кратной 10 тыс. руб. В настоящее время их номинал равен 100 тыс. руб. (в ценах 1991 г.).
Разряды объединены в четыре группы: 1-й-4-й разряды - группа «Апрель»; 5-й- 8-й разряды - группа «Июль»; 9-й- 12-й разряды - группа «Октябрь»; 13-й -16-й разряды - группа «Январь».
Обслуживание возложено на учреждения ЦБ России. Для каждой группы разрядов он может устанавливать особые условия обращения. По облигациям 1 раз в год 1 июля выплачивается доход путем погашения соответствующих купонов. В настоящее время он составляет 15% номинальной стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путем зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.
Владельцы ГДО могут использовать их в качестве залога при получении кредита. Коммерческие банки могут получить также ссуду ЦБ России на срок до 3 месяцев в размере до 90% номинальной стоимости заложенных облигаций. В случае невозврата ссуды в срок ЦБ России имеет право реализовать заложенные облигации, направив доход на покрытие задолженности.
Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций не получил развития. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется страховым компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.
Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ-ПК). ОФЗ-ПК выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ №458 от 15 мая 1995 г. ОФЗ с переменным купонным доходом являются именными среднесрочными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента в виде процента к номинальной стоимости облигации. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ, устанавливающее для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного дохода, а также ограничения для потенциальных владельцев [8, с. 120].