Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа
Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7
1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7
1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного
внутреннего долга 13
1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16
1.4. Механизм функционирования рынка государственного
внутреннего долга 26
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31
2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга
Российской Федерации. Основные направления долговой политики
на 2009-2011 гг. 46
2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего
долга в Российской Федерации 51
2.4. Оценка современной системы управления государственным
внутренним долгом 58
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72
3.1. Проблемы регулирования российской государственной
внутренней задолженности и пути их решения 72
3.2. Направления совершенствования системы управления
государственным внутренним долгом Российской Федерации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование [39, с. 418].
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Валовой национальный продукт (ВНП)- один из широко распространенных макроэкономических показателей, представляющих исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного (готового) продукта (продукции, товаров, услуг). В ВНП включается стоимость продукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. [9, с. 42]
Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста [39, с. 419].
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет) - ст. 99 БК РФ.
В соответствии с пунктом 4 ст. 97 БК РФ в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
- объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
- объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
- объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами [1, с. 83].
В составе государственного внутреннего долга выделяются отдельные его виды (приложение А).
Государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов, путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств). Функционирование системы государственного кредита имеет следствием рост государственного долга.
Традиционная роль государственных займов - обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств - дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, выпуск займов, сроки и время их размещения стали определяться не только дефицитом государственного бюджета, как ранее, но и потребностями регулирования денежного обращения [35, с. 24].
Государственные займы - основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны [43, с. 365].
По способу размещения государственные займы делятся на несколько основных групп: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке, принудительные.
Государственные
займы размещаются
Государственные займы бывают краткосрочные - со сроком погашения до одного года, среднесрочные - до пяти лет и долгосрочные - свыше пяти лет.
По видам доходности подразделяются на процентные (займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке) и выигрышные, или лотерейные (доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения или тираж выигрышей) [8, с. 204].
По месту размещения различаются государственные займы внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика и третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.
Сущность государственного займа состоит в том, что кредиторами государства выступают собственники ссудного капитала, добровольно дающие денежные средства государству в ссуду. В то же время источником погашения государственных займов и уплаты по ним процентов, являются средства, мобилизуемые государством посредством налогов. Кредиторы государства получают гарантированный доход в виде процентов, т. е. таким образом через займы происходит дополнительное перераспределение национального дохода [21, с. 159].
Государственные ценные бумаги занимают одно из важнейших мест среди инструментов рынка ценных бумаг. Государственные облигации, некоторые типы векселей и банкнот, казначейские обязательства выражают имущественные отношения (чаще всего - отношения займа) между их владельцами и эмитентами, дают право на получение дохода за пользование средствами. Государственные ценные бумаги могут выпускаться в силу разного рода причин центральным правительством, органами власти, пользующимися государственной поддержкой [11, с. 54].
Государственные ценные бумаги представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в государственной собственности (либо под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.
Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:
- финансирование текущего бюджетного дефицита;
- погашение ранее выпущенных размещенных займов;
- обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;
- обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года;
- финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
- финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение [11, с. 60].
Часто выпуск долговых обязательств обусловлен потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов. Эта необходимость может возникать и при бездефицитности бюджета за текущий год.
Помимо
государственных займов, в состав
внутреннего государственного долга
включаются государственные гарантии.
Правительство может гарантировать облигационные
займы местных органов власти и управления,
выпускаемые с целью мобилизации финансовых
ресурсов для капиталовложений, облигационные
займы частных корпораций, специализированных
кредитных учреждений, финансирующих
строительство муниципального жилья и
социальной инфраструктуры. Гарантирование
займов осуществляется в целях привлечения
инвесторов к вложениям в гарантированные
ценные бумаги в связи с повышением их
надежности. Суммы выданных гарантий включаются
во внутренний государственный долг, вместе
с тем они представляют государственную
задолженность лишь потенциально, а не
фактически (в случае, если заемщик не
в состоянии погасить свои обязательства).
Привлеченные посредством гарантированных
займов ресурсы направляются на реализацию
конкретных инвестиционных проектов.
1.2.
Факторы, влияющие на
К долговой экономике Россия шла быстрыми шагами, совпадающими по темпам с просчетами в реформировании экономики: обвал цен, кризис неплатежей, инфляция, ликвидация оборотного капитала, спад производства, бюджетный дефицит. Влияние данных факторов привело к главному экономическому разлому - активному сужению воспроизводственного процесса, не соответствующему потребностям общества и экономики. В этой связи важен анализ роли госдолга в воспроизводственном процессе [10, с. 26].
Анализ долговой ситуации в определенной степени основывается на понятии «долгового навеса», суть которого заключается в том, что количество уже взятых государством обязательств начинает вызывать опасение относительно способности страны погасить их в полном объеме и в определенные сроки. Возникновение проблемы «долгового навеса» и возможность его снятия тесно связаны с состоянием реального сектора экономики.
Оценка государственного долга в плане его влияния на развитие экономики неоднозначна. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост (или рост расходов по его обслуживанию) ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления государства через государственные ценные бумаги). Значительный дефицит бюджета обусловливает нарастание госдолга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета [14, с. 69].
Для понимания механизма долгового кризиса в России необходимо рассматривать не только динамику накопленного реального долга, но и соотношение долговых расходов и доходов бюджета, а также отношение госдолга к ВВП. Данные соотношения характеризуют степень уязвимости финансовой системы государства.
Формирование долговой экономики происходит и активизируется в результате разрушения институциональной структуры экономических отношений, реальных институтов нормальной и социально - рыночно ориентированной экономики. Формы проявления этого разрушения проявляются в следующем: критическое сжатие бюджета страны (по отношению к экономическому и финансовому потенциалу); огромный рост теневой экономики; высокий уровень неплатежей (во многих сегментах экономики); долларизация экономики; демонетизация и бартеризация экономики [17, с. 14].
В развитии долговой ситуации в Российской Федерации просматриваются три периода: 1992 г.- август 1998 г., август 1998 г.- 2001 г., 2002 г.- настоящее время.
Основными факторами, оказавшими влияние на состояние государственного внутреннего долга РФ в первом периоде, явилось обвальное падение объемов производимого валового внутреннего продукта, высокие темпы инфляции, опережающие темпы роста цен по сравнению с динамикой изменения курса рубля по отношению к доллару США, глубокий бюджетный кризис, ориентирование системы государственных кредитных отношений на формирование условий для достижения амбициозных целей высших правящих кругов в период президентской избирательной кампании 1996 г., неверие населения в результативность проводимой федеральным правительством финансово-экономической политики. Внутренний долг за рассматриваемый период неуклонно возрастал абсолютно и относительно по 1998 г. включительно. Абсолютно он увеличился в 44,1 раза, составив к началу 1999 г. 757,9 млрд. руб. По отношению к ВВП бремя внутреннего долга выросло в 2,8 раза, достигнув к концу периода 27,8 процентов ВВП [42, с. 63].