Государственный внутренний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа

Описание

Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7

1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7

1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного

внутреннего долга 13

1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16

1.4. Механизм функционирования рынка государственного

внутреннего долга 26

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ

ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31

2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31

2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга

Российской Федерации. Основные направления долговой политики

на 2009-2011 гг. 46

2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего

долга в Российской Федерации 51

2.4. Оценка современной системы управления государственным

внутренним долгом 58

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72

3.1. Проблемы регулирования российской государственной

внутренней задолженности и пути их решения 72

3.2. Направления совершенствования системы управления

государственным внутренним долгом Российской Федерации 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект- Государственный внутренний долг РФ- Щёткина Е.Е..doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

  Внешэкономбанк  является агентом эмитента по обслуживанию внутреннего государственного валютного облигационного займа. Он осуществляет выдачу облигаций, организует учет их первичного размещения и вторичного обращения, ведет соответствующие облигационные счета, осуществляет полномочия основного платежного агента (с 1 января 1999 г. задолженность по этим облигациям стала учитываться в составе внешнего долга). В 2002 г. ВЭБ принял на себя агентское обслуживание операций со средствами страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступающими в Пенсионный фонд РФ, и операции со страховым резервом Фонда социального страхования РФ  в части, в которой средства названных фондов размещаются в государственные ценные бумаги России, обязательства по которым выражены в иностранной валюте [13, с. 61].

  Московская  межбанковская валютная биржа проводит аукционы и вторичные торги государственными краткосрочными бескупонными облигациями и облигациями федеральных займов, обеспечивает учет владельцев облигаций  и движение последних между ними, открывает счета и проводит расчеты между дилерами. Наряду с ММВБ в режиме реального времени работают еще семь региональных торговых площадок, но их доля в суммарном объеме проводимых операций ничтожно мала.

  Тем не менее, включение в орбиту единого российского электронного рынка Новосибирска, Санкт- Петербурга, Ростова - на Дону, Екатеринбурга, Владивостока, Нижнего Новгорода и Самары имеет важное значение - теперь большая часть российских банков и инвестиционных компаний имеет равные возможности по работе на внутреннем рынке государственного долга, независимо от их территориального расположения [8, с. 93].

  Дилерами, как правило, являются банки, другие кредитные организации, финансовые компании. Они могут делиться на две группы: первичных и официальных дилеров. Дилеры действуют на основе заключенного с Банком России договора. Официальные дилеры выступают посредниками между первичными дилерами и инвесторами при заключении сделок на рынке ГКО-ОФЗ, ведут учет владельцев облигаций в своем субдепозитарии, обеспечивают своевременность и точность расчетов по своим операциям и операциям своих клиентов.

  Первичные дилеры - это крупнейшие банки- операторы  рынка ГКО-ОФЗ, которые выполняют  дополнительные обязанности по поддержанию рынка по уровню ставок и ликвидности. Для этого первичный дилер обязан подавать на каждый аукцион заявки на приобретение ГКО и ОФЗ общим объемом не менее 1 процента от номинального объема выпуска.

  Уполномоченные  банки определяются для работы с  конкретным кругом клиентов или обслуживания определенного займа. Так, из числа первичных дилеров выделяются уполномоченные банки и другие кредитные организации, обслуживающие размещение и обращение облигаций государственного сберегательного займа. Специальный институт уполномоченных банков обслуживал движение казначейских обязательств. Критериями выбора уполномоченных банков могут быть разные факторы: наличие лицензии на работу с иностранной валютой (для работы с нерезидентами), покупка облигаций на определенных Минфином РФ условиях подписки (сберегательный заем), наличие опыта работы с предприятиями определенных отраслей (казначейские обязательства) [16, с. 71].

  Характеристика  функций основных участников рынка  государственного долга свидетельствует  о том, что они распределили между  собой все виды профессиональной деятельности на рынке государственных ценных бумаг и выступают соответствующими профессиональными участниками рынка. Дилерскую деятельность осуществляют кредитные организации и финансовые компании, заключившие с Банком России соответствующие договоры, уполномоченные банки по работе с облигациями сберегательного займа и другим займам. Брокерскую деятельность ведут дилеры, уполномоченные банки, Внешэкономбанк. Управление ценными бумагами инвестора осуществляют дилеры и уполномоченные банки. Клиринговая деятельность находится в компетенции ММВБ. Депозитарной деятельностью занимаются Центральный банк РФ (казначейские векселя), Национальный Депозитарный Центр, ММВБ, дилеры, уполномоченные банки по работе с нерезидентами. Реестр владельцев ценных бумаг ведут Минфин РФ, территориальные органы федерального казначейства (векселя Минфина РФ), дилеры, Внешэкономбанк. Торговую деятельность осуществляют ММВБ, дилеры, уполномоченные банки, Российская торговая система.

  В результате сложившегося распределения полномочий между основными участниками рынка государственного долга каждый инвестор  в любое время беспрепятственно может вложить свои средства в избранную им государственную ценную бумагу, разрешенную положением о ней к покупке данной категорией инвесторов [17, с. 16].

      
 

    2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМ  ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

  2.1. Анализ  этапов развития российского  рынка внутреннего долга 

  Эволюция рынка государственных ценных бумаг вполне логично разбивается на этапы, которые отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса и, наконец, посткризисную историю рынка. Описание этапов позволяет детально рассмотреть все состоявшиеся стратегические и тактические решения денежных властей (в рамках существовавших ограничений), их макроэкономические последствия и, таким образом, возникновение новых очертаний финансовой сферы России.

  На текущий момент можно выделить четыре этапов развития российского рынка внутреннего долга. Этап 1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. Содержание этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, тогда как этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, далее следует современное состояние рынка внутреннего долга [19, с. 59].

  Этап 1. Развитие рынка государственных  ценных бумаг за счет внутренних ресурсов (май 1993 – конец 1995 гг.)

  Целью создания российского рынка государственных ценных бумаг был переход от прямого кредитования Центробанком РФ Министерства финансов (то есть финансирования дефицита федерального бюджета за счет денежной эмиссии) к эмиссии государственных ценных бумаг и их размещению на финансовом рынке. Предполагалось, что данный способ финансирования бюджетного дефицита будет способствовать снижению инфляции, развитию финансового рынка России, в частности, стимулировать рост банковских сбережений экономических агентов (юридических и физических лиц), и расширению спектра предлагаемых банковских услуг.

  Вплоть до октября 1995 г. рынок внутреннего долга устойчиво развивался, не испытывая особых проблем. Значительный объем привлекаемых с него средств наряду с высокой доходностью предопределили быстрый рост объема внутреннего долга. В то же время рынок государственных облигаций представлял собой финансовый сегмент, на котором коммерческие банки могли эффективно размещать привлеченные и собственные средства. Высокие процентные ставки по депозитам населения обусловливали еще более ускоренный прирост депозитов населения в коммерческих банках (включая Сбербанк РФ) по сравнению с ростом внутреннего долга, обеспечивая расширение ресурсной базы для данного сегмента финансового рынка. Так, если в мае 1993 г. вклады физических лиц в банках составляли лишь 6,8 процентов от денежного агрегата М2 (денежные агрегаты - это виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги; показатели структуры денежной массы. Агрегат М2- наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады [43, с. 417]), то к концу октября 1995 г. соответствующий показатель составлял уже 32.8 процента от М2 [27, с. 5].

  Доля  депозитных вкладов населения в  совокупном денежном предложении (агрегате М2), в процентах к итогу показана на рисунке 1.1 [45]

  Депозитные  вклады населения в коммерческих банках устойчиво возрастали с начала 1994 г., что объяснялось развитием национальной банковской системы и финансовых рынков. Рост банковских депозитов населения обеспечил формирование ресурсной базы рынка внутреннего долга, равно как и финансовую стабилизацию. В то же время развертывание возможностей рынка внутреннего долга способствовало снижению доли наиболее ликвидных компонентов денежного предложения и уменьшению темпов роста цен 
Рынок внутреннего долга оказал позитивное влияние на национальную банковскую систему.
 

  

 

  Рисунок 1.1 - Доля депозитных вкладов населения в совокупном денежном предложении (с 01.01.1993 г. по 01.12.1995 г.)

  Источник: сайт Аналитической лаборатории «Веди»-www.vedi.ru. 

Если  до середины 1993 г. деятельность российских коммерческих банков сводилась лишь к перераспределению централизованных кредитов и участию в конверсионных операциях (операциях с иностранной валютой), то развитие рынка государственных ценных бумаг сформировало альтернативное направление для эффективного размещения банковских активов. Начиная с этого момента развернулась банковская конкуренция за привлеченные средства юридических и физических лиц; населению и предприятиям был предложен широкий спектр депозитов с достаточно высокими процентными ставками, комиссионные сборы за расчетно-кассовое обслуживание были сведены на нет, а время проведения банковских трансакций было минимизировано. Таким образом, к середине 1995 г. российские коммерческие банки за счет развертывания потенциала рынка государственных ценных бумаг были максимально заинтересованы в привлечении средств клиентов и, как следствие, предлагали на рынке набор банковских услуг, практически полностью соответствующий наивысшим мировым стандартам [15, с. 46].

  Отмечу, что в течение данного этапа развития рассматриваемого финансового сегмента в России произошли, по меньшей мере, два примечательных события.

  Во-первых, сразу после кризиса 11 октября 1994 года на валютном рынке, получившего название "черный вторник", рынок государственных ценных бумаг впервые был использован для стабилизации состояния российских финансов. Тогда, сразу после резкого падения курса рубля (более чем на 25 процентов), наряду с проведением Центробанком РФ валютных интервенций, была резко повышена доходность госбумаг, что позволило привлечь на рассматриваемый сегмент свободные рублевые ресурсы и, соответственно, сбить спрос на иностранную валюту. В дальнейшем подобная практика регулирования доходности государственных ценных бумаг для улучшения обстановки на валютном рынке использовалась вплоть до кризиса в августе 1998 г.

  Во-вторых, после банковского кризиса в августе 1995 г. рынок госбумаг фактически стал играть роль рынка межбанковских кредитов (т.е. определять минимальную стоимость свободных финансовых ресурсов). Кризис на рынке межбанковских кредитов, разразившийся в августе 1995 г. и вызванный банкротством ряда банков и "финансовых пирамид", был назван "кризисом доверия". В ситуации "взаимного недоверия" коммерческих банков рынок государственных ценных бумаг рассматривался в качестве наименее рискованного и наиболее ликвидного и фактически был основным сегментом, на котором размещались свободные краткосрочные ресурсы. Рынок же межбанковских кредитов служил лишь дополнением рынка госбумаг, позволяя после завершения сессий вторичных торгов госбумагами перераспределять оставшиеся рублевые ресурсы [18, с. 23].

  Процентные  ставки по "коротким" ГКО определяли минимальный уровень стоимости  свободных денежных ресурсов в национальной экономике, тогда как процентные ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБР выступали в качестве индикатора свободных финансовых ресурсов, перераспределяемых между участниками рынка внутреннего долга по завершении сессии торгов на вторичном рынке. Соотношение процентных ставок по ГКО и депозитам коммерческих банков с 01.01.1996 по 01.07.1998 гг. показано на рисунке 1.2. 

  

  Рисунок 1.2 - Доходность к погашению "коротких" федеральных облигаций и процентные ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБР (за период с 01.01.1996 по 01.07.1998 гг.)

  Источник: сайт Аналитической лаборатории «Веди»-www.vedi.ru. 

  Объем внутреннего долга на 01.01.1996 г. составил около 80 млрд. руб. (деноминированных). Средний срок обращения государственных ценных бумаг (дюрация) равнялся 100 дням (рисунок 1.3), причем "сверхкороткие", "короткие" и средние по срокам обращения бумаги были распределены достаточно равномерно [45].

  

   
     Рисунок 1.3- Средний срок облигационного долга (с января 1995 по январь 1997 г.)

  Источник: сайт Аналитической лаборатории «Веди»-www.vedi.ru. 
 

  Основными участниками являлись Центробанк РФ, Сбербанк РФ и коммерческие банки. Юридические и физические лица могли инвестировать свободные средства в государственные ценные бумаги напрямую, однако их доля была незначительна. Отметим, что структура инвестиций в госбумаги была достаточно стабильна, однако тенденция постепенного снижения доли коммерческих банков при одновременном увеличении портфеля Сбербанка РФ и Центробанка РФ просматривалась довольно четко. Тенденция эта была обусловлена как ростом объема депозитных вкладов в Сбербанке РФ (что, в свою очередь, объяснялось банкротством ряда коммерческих банков и ростом недоверия населения ко всей банковской системе), так и увеличением объема госбумаг в портфеле Центробанка. Так, если на 01.01.1995 г. доля портфеля государственных ценных бумаг, принадлежащего Центробанку РФ, составляла 36.5 процентов от всех бумаг, находящихся в обращении, Сбербанку РФ - 14.7 процентов, коммерческих банкам - 47.8 процентов, то на 01.01.1996 г. данные пропорции несколько изменились: ЦБ РФ - 36.6 процентов, Сбербанк РФ - 30.5 процентов, коммерческие банки - 32.5 процента (рисунок 1.4). Сбербанк, будучи фактически государственным банком, увеличивал свой портфель государственных ценных бумаг максимально, насколько ему позволяли привлеченные ресурсы населения [14, с. 200].

Информация о работе Государственный внутренний долг РФ