Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа
Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7
1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7
1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного
внутреннего долга 13
1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16
1.4. Механизм функционирования рынка государственного
внутреннего долга 26
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31
2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга
Российской Федерации. Основные направления долговой политики
на 2009-2011 гг. 46
2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего
долга в Российской Федерации 51
2.4. Оценка современной системы управления государственным
внутренним долгом 58
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72
3.1. Проблемы регулирования российской государственной
внутренней задолженности и пути их решения 72
3.2. Направления совершенствования системы управления
государственным внутренним долгом Российской Федерации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
В
связи с отсутствием или
В этой связи было бы целесообразно реализовать настоящую концепцию в несколько этапов, последовательно решая поставленные задачи путем проведения основных мероприятий.
При
определении организационно-
- четкое определение организационной структуры;
- наличие координации и обмена информацией между всеми участниками процесса;
- четкое определение круга полномочий соответствующих участников процесса.
На первом этапе реализации данной Концепции предполагается осуществить следующие мероприятия:
Совершенствование текущей системы управления государственным долгом и финансовыми активами.
Управление государственным долгом и финансовыми активами должно базироваться на наличии всеобъемлющей базы данных о государственном долге и активах, связанных с долговыми операциями, анализе рисков, связанных со структурой государственного долга и активов, прогнозе платежей по погашению и обслуживанию долга, текущих и прогнозируемых денежных потоков, текущей бюджетной ситуации и ее прогнозе на ближайшую перспективу, анализе ситуации на финансовых рынках.
Реализация политики по совершенствованию управления государственным внутренним долгом предполагает:
- внесение изменений в законодательные и нормативные акты, позволяющие осуществлять активное управление государственным долгом в оперативном режиме (операции на рынке с государственными долговыми обязательствами, долговые свопы, обмен долговых обязательств и др.);
- создание договорно-правовой базы для осуществления операций по управлению государственным долгом;
- согласование методологии и механизмов учета государственных внутренних долговых обязательств, внедрение единой автоматизированной Книги государственного долга, а также автоматизация учета государственных долговых обязательств и учета исполнения федерального бюджета по данным обязательствам;
- разработка и совершенствование процедур учета операций по управлению государственным долгом;
- разработка единых процедур оценки эффективности заимствований, а также методологии и процедур анализа портфеля долговых обязательств;
- установление механизмов и процедур взаимодействия в области кассового исполнения федерального бюджета и управления государственным внутренним долгом.
Создание правовых основ управления государственным долгом.
Разработка и внесение в установленном порядке для принятия Федеральным Собранием проекта закона о государственном долге.
Указанный законопроект должен включать:
-
полномочия исполнительной и
законодательной власти в
- основные принципы управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями;
-
порядок принятия решений в
области управления
- процедуры, нормы и правила по управлений государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями;
- процедуры и порядок надзора и аудита в области управления государственным внутренним долгом и активами, связанными с долговыми операциями.
Изменения в действующее законодательство Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные акты), позволяющие обеспечить:
-
правовые основы по
-
правовые основы в области
методологии учета
-
правовые основы контроля за
долговыми обязательствами
Упорядочение
и кодификация действующих
Разработка
новых и внесение изменений в
действующие ведомственные
Создание системы взаимодействия политики в области управления государственным внутренним долгом с финансовой и денежно-кредитной политикой.
Согласование долговой политики с финансовой (бюджетной) политикой должно осуществляться как на стадии разработки и утверждения закона о бюджете на очередной финансовый год, так и в ходе его исполнения. При этом разработке бюджета и среднесрочной бюджетной политики должен предшествовать анализ долговой ситуации, а также определение стратегии и политики в области управления долгом.
Взаимодействие долговой политики с денежно-кредитной политикой должно осуществляться по следующим направлениям:
- согласование между Минфином России и Банком России политики в области регулирования денежной массы, процентной политики Банка России с политикой в области внутренних заимствований.
Указанная работа Минфина России и Банка России могла бы осуществляться путем организации более тесного взаимодействия и координации на уровне разработки программ в области денежно-кредитной политики и процентной политики Банка России, а также политики в области управления государственным долгом. Кроме того, упомянутое взаимодействие могло бы также осуществляться путем согласования действий на рынках (исключение несогласованных операций на одних рыночных сегментах), согласования механизма обмена информацией, единой методологии оценки долга и дальнейшей разработкой таких механизмов. Принципы и механизмы такого взаимодействия должны быть закреплены в законодательстве о государственном долге Российской Федерации [27, с. 4].
Создание единой системы учета государственного долга.
Система должна предусматривать:
-
единую методологию учета,
- интегрированную автоматизированную базу данных на основе системы аналитического и синтетического учета обязательств по каждому соглашению, выверки расчетов по обслуживанию и погашению долга, расчета и прогноза платежей по погашению и обслуживанию долга;
- систему бухгалтерского и статистического учета долговых обязательств государства, включая их регулярную переоценку по рыночной стоимости;
-
систему текущего и
Создание системы анализа и управления рисками, связанными со структурой государственного долга и активов.
Система должна включать анализ и управление рисками:
- ликвидности;
- риск ограничения доступа к внутреннему рынку капитала,
-
риск концентрации платежей в
определенном временном
-
учет, ведение и управление единой
процентной позицией
-
риск несоответствия
-
риск изменения плавающих
Внедрение стратегического и текущего планирования в области управления государственным долгом.
Разработка стратегии должна основываться на следующих элементах:
- анализ и прогноз развития экономики, как основы для определения приемлемого уровня государственного внутреннего долга, платежей по его обслуживанию и погашению;
- анализ и прогноз фискальной и бюджетной политики государства, включая доходы и расходы бюджета;
- прогноз динамики внутреннего финансового рынка, способности государства осуществлять внутренние заимствования на приемлемых условиях;
- анализ и прогноз платежей по погашению и обслуживанию государственного внутреннего долга;
- анализ и прогноз состояния активов государства, связанных с долговыми операциями, эволюции их рыночной стоимости, а также поступлений по указанным активам.
Стратегия должна разрабатываться на срок не менее 5 лет и включать следующие основные моменты:
- политику в области обслуживания и погашения внутреннего долга, включая стратегию в отношении реструктуризации отдельных категорий государственного долга;
- политику в области внутренних заимствований;
- политику в отношении внутренних финансовых активов;
- план действий при возникновении кризисных ситуаций [27, с. 5].
Стратегия
должна утверждаться Правительством и
служить основой для
Текущая политика в области управления государственным долгом должна разрабатываться ежегодно в рамках долговой стратегии в тесной связи с бюджетным планированием и содержать детальные мероприятия в сфере государственного внутреннего долга, включая программу действий.
Стратегия управления государственным долгом и разрабатываемые на ее основе ежегодные программы управления долгом должны включать помимо качественных и количественные показатели, позволяющие осуществлять мониторинг их реализации. Анализ результатов реализации годовых программ будет осуществляться ежеквартально, долговой стратегии - ежегодно. Стратегия будет корректироваться с учетом результата мониторинга соответствующих отчетов о реализации годовых программ.
На втором этапе реализации Концепции необходимо провести мероприятия по переходу к централизованному управлению государственными обязательствами.
Для этого надлежит обеспечить:
-
централизованный порядок
-
сосредоточение функций по
-
единый порядок и
Достижение указанных целей планируется путем проведения следующих мероприятий: организационное объединение в Минфине России управления внутренним и внешним долгом.
Создание системы по аналитическому учету обязательств субъектов РФ, муниципальных образований, государственного и негосударственного сектора экономики: анализ объемов и условий долговых обязательств субъектов РФ, муниципальных образований и государственного сектора.
Разработка концепции управления государственными активами и пассивами, завершение создания единого баланса государства.