Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа
Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7
1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7
1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного
внутреннего долга 13
1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16
1.4. Механизм функционирования рынка государственного
внутреннего долга 26
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31
2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга
Российской Федерации. Основные направления долговой политики
на 2009-2011 гг. 46
2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего
долга в Российской Федерации 51
2.4. Оценка современной системы управления государственным
внутренним долгом 58
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72
3.1. Проблемы регулирования российской государственной
внутренней задолженности и пути их решения 72
3.2. Направления совершенствования системы управления
государственным внутренним долгом Российской Федерации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
- в обращающиеся на рынке или специально выпущенные для институциональных инвесторов государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;
- в обращающиеся на рынке ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством об ипотечных ценных бумагах, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией.
Полученные частными управляющими компаниями пенсионные накопления могут быть размещены в следующие виды активов:
- государственные ценные бумаги Российской Федерации;
- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
- облигации российских эмитентов, помимо указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;
- акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
- паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств облигации и акции иных иностранных эмитентов;
- ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
- денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
- депозиты в рублях в кредитных организациях;
- иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.
Таким образом, на 1 января 2008 года более 75 процентов пенсионных накоплений, находящихся в управлении, размещены в рублевые государственные ценные бумаги.
В то же время значительно возрастает объем пенсионных накоплений, которые должны размещаться в основном в государственные ценные бумаги, что не позволяет обеспечить инвестирование средств пенсионных накоплений в полном объеме [8, с. 100].
Анализ возможности размещения пенсионных накоплений в долгосрочной перспективе, проведенный Минфином России, свидетельствует о следующем.
Объем
средств пенсионных взносов на финансирование
накопительной части трудовой пенсии
в 2002-2014 гг. будет возрастать и к
концу 2014 года по информации Пенсионного
фонда Российской Федерации составит
более 2,6 трлн. рублей без учета доходов
от инвестирования, а с учетом полученных
доходов -более 3,0 трлн. рублей (рисунок
3.1).
Рисунок 3.1- Объем пенсионных накоплений до 2014 года, млрд. рублей
Источник:
официальный сайт Правительства
РФ- www.government.gov.ru.
Государственный
внутренний долг, выраженный в ценных
бумагах, будет прирастать значительно
медленнее прироста пенсионных накоплений
и составит к концу 2014 года около 2,47 трлн.
рублей - рисунок 3.2.
Рисунок 3.2 - Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах с 2005 по 2014 гг., млрд. Рублей
Источник:
официальный сайт Правительства
РФ- www.government.gov.ru.
Таким образом, объем пенсионных накоплений к 2014 году может превысить объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах [34].
Однако, по мнению Минфина России, негативные последствия в части инвестирования средств пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, могут наступить значительно раньше.
В соответствии с нормами бюджетного законодательства, при условии сбалансированности бюджета объем привлечения ограничен объемом ежегодного погашения государственных долговых обязательств.
В
связи с сокращением объема погашения
государственного внешнего долга с 2009
года объем привлечения значительно сократится
и составит в 2009-2014 гг. 270-340 млрд. рублей
ежегодно - рисунок 3.3.
Рисунок 3.3 - Объем ежегодного погашения (потенциального объема привлечения) государственных долговых обязательств и объем ежегодного поступления пенсионных накоплений, млрд. рублей
Источник:
официальный сайт Правительства РФ- www.government.gov.ru
С учетом ограничений, введенных нормативными документами, в части инвестирования государственных ценных бумаг, начиная с 2009 года размещение пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги будет невозможно в связи с отсутствием достаточного объема государственных ценных бумаг - рисунок 3.4. [34]
Рисунок 3.4 - Пенсионные накопления в 2006-2014 гг. и возможный объем их размещения в государственные ценные бумаги, млрд. рублей
Источник:
официальный сайт Правительства
РФ- www.government.gov.ru.
При этом Минфин России при расчетах исходил из размещения пенсионных накоплений в рыночные выпуски ОФЗ в объеме до 35 процентов выпуска, в специальные инструменты для пенсионной системы инструменты - ГСО - до 98 процентов выпуска и постепенного доведения доли пенсионных денег в еврооблигациях до 35 процентов. Такой объем ежегодного инвестирования является максимально возможным, а увеличение присутствия пенсионных денег на рынке ОФЗ приведет к фактической утрате ликвидности рынка.
Таким образом, возникает проблема размещения пенсионных накоплений в рамках действующего российского законодательства.
Емкость рынков российских государственных ценных бумаг недостаточна для "поглощения" указанного объема пенсионных средств - рисунок 3.5.
При этом необходимо учитывать значительные объемы ликвидности в банковской системе, вызванные ростом валютных резервов и либерализацией рынка государственных внутренних заимствований для нерезидентов в 2007 году, что привет к дополнительному спросу на рублевые инструменты этих категорий инвесторов.
Рассмотрим
возможности по расширению перечня
объектов инвестирования для размещения
средств лиц, не выбравших частную управляющую
компанию или негосударственный пенсионный
фонд, в Российской Федерации и за рубежом
[44].
Рисунок 3.5 - Пенсионные накопления в 2006-2014 гг. и возможный объем их размещения в государственные ценные бумаги, млрд. рублей
Источник:
официальный сайт Правительства РФ- www.government.gov.ru.
Следует
учитывать специфику этих средств
- это средства Российской Федерации,
предназначенные для
Первое,
в качестве объекта инвестирования
может выступать
Учитывая данные прогноза Минэкономразвития России о бездефицитности консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, а также данные ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) России о прогнозе прироста объема корпоративных облигаций, прогноз ежегодного прироста выпуска облигаций субъектов можно принять на уровне 20-25 млрд. рублей в год, а прирост объема рынка корпоративных облигаций - от 30 до 40 млрд. рублей в год [29].
Сопоставление
объема рынка субфедеральных и корпоративных
облигаций с "избытком" объема средств
пенсионных накоплений свидетельствует
о недостаточности этих рынков для размещения
оставшихся средств пенсионной системы
- рисунок 3.6
Рисунок 3.6 - Оценка объемов размещения пенсионных накоплений в субфедеральные и корпоративные облигации, млрд. рублей
Источник:
официальный сайт Правительства
РФ- www.government.gov.ru.
Таким образом, даже при достаточно оптимистичных прогнозах ни один сегмент российских финансовых рынков не растет в объеме с такой скоростью, как объем средств пенсионных накоплений. При этом в расчете не учтен приток средств накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, системы страхования вкладов и профессиональных пенсионных систем.
Становится очевидным, что при сохранении существующих макроэкономических тенденций в 2008 - 2009 году перечень объектов инвестирования пенсионных накоплений, не переданных в частные компании, должен расширяться либо за счет акций российских корпораций, либо за счет ценных бумаг зарубежных эмитентов.
Анализ
рынка облигаций субъектов
При таком расширении спектра инструментов существующая конструкция инвестирования пенсионных средств посредством единственной назначенной управляющей компании становится неприемлемой по ряду причин.
Возникает риск нарушения функционирования рыночного механизма, особенно на недостаточно ёмких секторах финансового рынка (корпоративные облигации, облигации субъектов Российской Федерации). Основной опасностью может стать: монополизация рынка; появление возможности манипулирования рынком; избыточное давление на уровень процентных ставок на долговом рынке.
Отдельные виды активов, например, зарубежные ценные бумаги, требуют специальных навыков и квалификации управляющего.
Единственная управляющая компания не может быть наилучшим портфельным менеджером на всех сегментах рынка.
Для решения указанных выше проблем, Минфин России в качестве второго предложения по инвестированию пенсионных активов предлагает изменить порядок инвестирования средств пенсионных накоплений граждан, не осуществивших выбор (отказавшихся от выбора) частной управляющей компании, путем внесения изменений в Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", отказавшись от размещения средств "молчунов" через единственную управляющую компанию.
Предлагается
следующая система
Уполномоченный
федеральный орган
3.2.
Направления совершенствования системы
управления государственным внутренним
долгом Российской Федерации
Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.
Основными целями управления государственным внутренним долгом Российской Федерации являются:
- сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
- сокращение стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;