Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:12, дипломная работа
Темпы экономического развития непосредственно зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 7
1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга 7
1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного
внутреннего долга 13
1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга 16
1.4. Механизм функционирования рынка государственного
внутреннего долга 26
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга 31
2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга
Российской Федерации. Основные направления долговой политики
на 2009-2011 гг. 46
2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего
долга в Российской Федерации 51
2.4. Оценка современной системы управления государственным
внутренним долгом 58
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 72
3.1. Проблемы регулирования российской государственной
внутренней задолженности и пути их решения 72
3.2. Направления совершенствования системы управления
государственным внутренним долгом Российской Федерации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
План
мероприятий по совершенствованию
системы управления государственным внутренним
долгом приведен в таблице 3.1 [34].
Таблица 3.1 – План мероприятий по совершенствованию управления государственным внутренним долгом в рамках концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации
Мероприятие | Ответственные исполнители |
Совершенствование системы управления долгом | |
Разработка предложений по внесению изменений в бюджетное законодательство в соответствии с Концепцией единой системы управления государственным долгом | Минфин России |
Разработка и утверждение методологии учета операций с государственным долгом | Минфин России |
Внесение в Правительство Российской Федерации проекта порядка ведения Книги государственного долга Российской Федерации | Минфин России |
Разработка
и утверждение порядка |
Минфин России |
Разработка и утверждение порядка анализа и оценки эффективности государственных заимствований | Минфин России
Минэкономразвития России |
Внесение, в Правительство Российской Федерации проекта порядка проведения рыночных операций с государственным долгом | Минфин России |
Внесение в Правительство Российской Федерации проекта порядка проведения конверсионных операций, включая обмен долга на инвестиции | Минфин России
Минимущества России |
Продолжение таблицы | |
Внесение в Правительство Российской Федерации проекта порядка осуществления операций по обмену государственных долговых обязательств на государственные финансовые активы | Минфин России |
Совершенствование взаимодействия с денежно-кредитной политикой | |
Согласование с Банком России перечня и порядка обмена информацией по вопросам денежно-кредитной и долговой политики | Минфин России
Банк России |
Согласование порядка взаимодействия между Банком России и Минфином России в области реализации денежно-кредитной политики и долговой политики, а также при осуществлении внутренних заимствований | Минфин России
Банк России |
Согласование порядка взаимодействия Банка России и Минфина России в области лицензирования и обмена информации по операциям, связанным с движением капитала и заимствований регионов | Минфин России
Банк России Минэкономразвития России |
Согласование с ФКЦБ порядка информационного взаимодействия и обмена информации относительно регистрации внутренних займов корпоративного сектора | Минфин России
ФКЦБ |
Создание единой системы учета государственного долга | |
Разработка
порядка информационного |
Минфин России,
Минэкономразвития России Госкомстат России |
Разработка и утверждение порядка учета последующего контроля за операциями по учету государственному долгу | Минфин России |
Планирование управления государственным долгом | |
Разработка Положения о стратегическом и текущем планировании в области управления государственным долгом | Минфин России |
Внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановлен порядке составления и утверждения Программы государственных заимствований | Минфин России,
Минэкономразвития России |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения дипломной работы были рассмотрены теоретические основы внутреннего государственного долга, а также предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности управления государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Современная практика организации управления государственным внутренним долгом отражает недостаточно высокий уровень разработки законодательной регламентации этой системы. Необходимо совершенствовать законодательную базу за счет устранения имеющихся в ней противоречий, учитывая и позитивный опыт зарубежных стран. Проблема осложнена тем, что долговая политика Российской Федерации в области управления государственным долгом недостаточно эффективна и не направлена на снижение долговой нагрузки на федеральный бюджет.
Вне поля зрения остаются существующие противоречия между практикой управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации и нормами бюджетного права; практически отсутствуют рекомендации по улучшению долговой ситуации внутри страны. Этим определяется актуальность темы исследования, ее теоретическое и практическое значение.
В результате проведенного анализа были сформулированы следующие выводы: за последние годы Правительством Российской Федерации проделана определенная работа по формированию системы управления государственным внутренним долгом, была значительно расширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.
Вместе с тем управление государственным внутренним долгом еще не вышло на современный уровень, отсутствует обоснованная долгосрочная концепция управления государственным долгом.
Предлагаемая Долговая стратегия на 2006-2008 гг. была направлена на дальнейшее развитие российского рынка государственных ценных бумаг и переход к активному управлению государственным долгом Российской Федерации, номинированному в российской валюте, с учетом созданных в 2003-2005 годах предпосылок для этого за счет активных операций Министерства финансов Российской Федерации на внутреннем рынке.
Проводимая Минфином России консервативная политика государственных заимствований, строгое соблюдение сроков платежей по государственным долговым обязательствам, открытость проводимых операций позволили существенно повысить оценку Российской Федерации как суверенного заемщика.
Последовательно
проводимая политика замещения государственного
внешнего долга внутренними
По мнению Минфина России, в том числе, полученные при проведении указанной долговой политики результаты, послужили причиной того, что Россия как суверенный заемщик имеет инвестиционные рейтинги, присвоенные крупнейшими мировыми рейтинговыми агентствами.
С точки зрения повышения эффективности работы системы управления государственным долгом, устранения существующих проблем и противоречий необходимо:
- принятие Концепции управления государственным долгом;
- разработка как среднесрочной, так и долгосрочной долговой политики в непосредственной связи с денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой;
- организация прозрачного и полного учета государственного долга по всем видам обязательств и операциям с ними, создание единой базы данных и единой системы управления государственным долгом;
- продолжение работы по созданию нормативной и организационной базы для учета и управления задолженностью субъектов Российской Федерации.
- кроме того, целесообразно законодательно закрепить предоставление всех расчетных материалов по государственному долгу к проекту закона о федеральном бюджете на очередной год для проведения его качественной экспертизы;
- разработать нормативное обеспечение координации действий всех участников долговой политики;
- разработать и внедрить систему показателей оценки эффективности управленческих решений в сфере государственного долга;
- в действующем законодательстве также отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.
Долговая политика в 2009-2011 гг. будет являться продолжением долговой политики, проводимой в 2006-2008 гг., и будет направлена на:
- снижение государственного долга Российской Федерации к ВВП;
-замещение государственного внешнего долга внутренним заимствованиями;
- развитие национального рынка государственных ценных бумаг.
В
условиях консервативной заемной политики
в 2009-2011 гг. предстоит решить вопрос об
изменении порядка и направлений инвестирования
средств пенсионных накоплений в связи
с недостаточностью емкости рынка государственных
ценных бумаг в рублях и иностранной валюте
для осуществления размещения всех средств
пенсионных накоплений.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
2. Федеральный закон от 29 июля 1998. № 458-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»
3. Федеральный закон от 10 мая 1995. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 4 марта 1997. № 245-ФЗ «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации»
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг.» (принят ГД 12.11.2008 г.)
6. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год» (принят ГД ФС РФ 11.07.2007)
7. Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ « О федеральном бюджете на 2007 год» (принят ГД ФС РФ 24.11.2006)
8. Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 335 с.
9. Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации».- 2007.- №102- материалы с сайта Счетной палаты Российской Федерации www.ach.gov.ru
10. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 2. - с.26-35
11. Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие.- м.: ИНФРА-М, 2006.- 304 с.
12. Бескова И.А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы. - 2007. - № 2. - с. 72-73
13. Бескова И.А. Управление государственным долгом.- Финансы // 2008. - № 4. - с. 61-62
14. Вавилов А. П. Государственный долг. Уроки кризиса и принципы управления. – М.: Терра, 2006.- 315 с.
15. Вавилов А.М., Трофимов Г. Д. Стабилизация и управление государственным долгом России.- Вопросы экономики // 2007. - №12. – с.43
16. Вавилов Ю. Я. Государственный долг: Учеб. пособие/ Ю. Я. Вавилов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Перспектива, 2006.-144с.
17. Вавилов А.П., Ковалишин Е.А. Доверие инвесторов и оптимальное управление государственным долгом // Экономическая наука современной России.- 2007.- № 1.- с. 10-27
18. Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг. – 2006. - №18 - с.20-24
19. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом // Экономист. – 2007 - №1 - с.58-67
20. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. - 2006. - № 4. - с. 45-48
21. Годин А.М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской федерации: учебник.- 7-е изд., испр. и доп.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.- 628 с.
22. Головачёв Д. И. Государственный долг: теория, российская и мировая практика. – М.: ЮНИТИ, 2003.- 348 с.
23. Грицюк Т.В. Финансовые регуляторы в управлении государственным долгом // Дайджест-финансы. – 2007. - № 12. – с.15-18
24. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 248 с.
25. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. - М., 2006. - 432с.
26. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике // Деньги и кредит. - 2007. - № 5. - с.43-49
27. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в Российской Федерации // Финансы. - 2007. - № 4. - с.3-6
28. Златкис Б.И. Что ждать инвестору на рынке внутреннего долга в 2007 году // Ценные бумаги.-2007- № 2.- с. 37-40
29. Интернет-журнал “Экономика России XXI век”- www.ruseconomy.ru
30. Интернет- портал «Ресурсы Университетской информационной системы Россия».- www.cir.ru
31. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005. - 496 с.