Автор работы: ***@rromik.ru, 28 Ноября 2011 в 05:28, дипломная работа
Целью моей дипломной является на примере одного из банков нашего города раскрыть основные положения по кредитованию юридических лиц, описать правовые аспекты которые применяются в сделках кредитования.
Задачами дипломной является описание важных тем: документы, необходимые для получения кредита, этапы выдачи кредита, обеспечение возврата кредита, порядок использования кредита.
Введение…………………………………………………………………….3
Основные положения по кредитованию юридических лиц
Основные требования и понятия кредитного договора……………………………5
2 Кредитование юридических лиц на примере ОАО «КОЛЫМА БАНК»
2.1 Правовое положение кредитных операций…………………………………………….….9
2.2 Документы, необходимые для получения кредита в ОАО «КОЛЫМА БАНК»…….11
2.3 Этапы выдачи кредита в ОАО «КОЛЫМА БАНК»………………………………….13
2.4 Факторы, влияющие на риск невозврата кредита на примере ОАО «КОЛЫМА
БАНК»…………………………………………………………………………………………….23
2.5 Обеспечение возврата ссуды……………………………………………………………….28
2.5.1. Залог………………………………………………………………………………………28
2.5.2 Поручительство…………………………………………………………………………..29
2.6 Порядок использования кредитов…………………………………………………………31
2.7 Проценты и неустойки применяемые в ОАО «КОЛЫМА БАНК»……………………….31
2.8 Погашение кредита…………………………………………………………………………...32
2.8.1 Погашение задолженности………………………………………………………………….32
2.9 Контроль за использованием кредита в ОАО «КОЛЫМА БАНК»…………………………34
2.10 Кредитный риск банка……………………………………………………………………….35
2.11Резерв на возможные потери по ссудам, открываемый в ОАО «КОЛЫМА БАНК»……..37
2.12Анализ финансовых отчетов………………………………………………………………….41
2.13Расчет процентов по кредиту и основной суммы долга на примере ОАО «КОЛЫМА
БАНК»……………………………………………………………………………………………….44
2.14Определение неустойки на примере ОАО «КОЛЫМА БАНК»………………………….....47
Заключение…………………………………………………………………………..48
Список литературы………
Контракт (договор) должен иметь следующую информацию:
- место и дата заключения
контракта;
- предмет договора;
- цена и общая сумма договора;
- срок и условия поставки
товара;
- условия платежа;
- упаковка, маркировка;
- отгрузочные инструкции;
- ответственность сторон (санкции);
- порядок рассмотрения споров;
- юридические адреса и
банковские реквизиты сторон;
- подпись, печать.
Договор подписывается:
1) с одной стороны - руководителем банка и главным бухгалтером банка либо лицами, которые уполномочены на заключение указанных
договоров;
2) с другой стороны - руководителем и главным бухгалтером юридического лица.
Прием документов на выдачу кредита производится уполномоченными работниками
Банка от первого руководителя Заемщика, его заместителей, главного бухгалтера или доверенного лица Заемщика.
Для этого работнику Банка следует удостовериться в личности представителя Заемщика по паспорту или другому заменяющему его документу и наличии надлежаще оформленной доверенности, подтверждающей полномочия доверенного лица.
Кредитная заявка вместе с полным пакетом необходимых документов рассматривается кредитной и юридической службой Банка, как правило, в течение 2 дней от даты их поступления.
В ходе рассмотрения кредитной заявки Банк осуществляет комплексный анализ кредитоспособности потенциального Заемщика, оценивает его финансовую устойчивость в целях определения степени риска не возврата предоставляемого кредита.
По результатам рассмотрения документов кредитный работник дает письменное заключение о возможности выдачи кредита, которое представляется кредитно-инвестиционному комитету для принятия решения.
Решение кредитно-инвестиционного
комитета оформляется соответствующим протоколом.
При положительном решении вопроса о предоставлении кредита Банк заключает с Заемщиком кредитный договор.
2.3. Этапы выдачи кредита
Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:
– рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;
– изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде
– подготовка и заключение кредитного соглашения;
– контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.
Кредитная заявка
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.
Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк.
Эти документы – необходимая
составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.
В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие:
1. Финансовый отчет. Включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).
2. Отчет о движении кассовых поступлений. Основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.
3. Внутренние финансовые отчеты. Характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).
4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании.
Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и
кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.
5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д.
Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае предоставляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д.
В частности, документ должен включать:
– описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;
– отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);
– планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);
– план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);
– план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);
– финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы.
Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет КИ не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.
Интервью с клиентом
В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Примеры вопросов приводятся ниже.
1. Сведения о клиенте и его компании:
– является ли фирма единоличным
предприятием, товариществом или корпорацией;
– как давно учреждена компания;
– какова ее продукция;
– кто владельцы, сколько акций они имеют;
– каков опыт и квалификация менеджеров;
– прибыльна ли компания;
– кто основные поставщики и покупатели;
– на каких условиях продается продукт.
2. Вопросы по поводу просьбы о кредите:
– какую сумму денег компания намерена получить у банка;
– как рассчитана эта сумма;
– достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;
– учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа;
– учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.
3. Вопросы, связанные с
погашением кредита:
– как клиент предполагает погашать кредит;
– сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;
– имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;
– есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.
4. Вопросы по поводу обеспечения займа:
– какое обеспечение будет
передано в залог;
– кто владелец обеспечения;
– где складировано обеспечение;
– находится ли дно под контролем клиента и может ли быть продано;
– требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;
– как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;
– подвержено ли обеспечение порче;
– каковы издержки по хранению обеспечения.
5. Вопросы о связях клиента с другими банками:
– какие банки используются в настоящее время клиентом;
– обращался ли он к другим банкам за ссудой;
– – почему клиент пришел в этот банк;
– имеются ли непогашенные займы и каков их характер.
Изучение кредитоспособности и оценка риска
После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы.
Информация о работе Кредитование юридических лиц на примере ОАО «КОЛЫМА БАНК»