Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение банковского маркетинга и разработка предложений по его совершенствованию.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение теоретических основ банковского маркетинга;
- исследование комплекса банковского маркетинга, этапов его осуществления;
- анализ банковского маркетинга на примере Якутского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк»
- раскрыть проблемы и тенденции развития банковского маркетинга в России на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………..............2
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга………………………...5
1.1. Содержание банковского маркетинга и развитие его концепций……..5
1.2. Развитие маркетинговых стратегий в банковской деятельности….21
Глава 2. Анализ развития банковского маркетинга на современном этапе……..41
2.1. Характеристика Якутского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк»………41
2.2. Сравнительный анализ продуктового ряда ОАО АКБ «Связь-Банк», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» и «ВТБ24»……………………………....50
Глава 3. Направления повышения эффективности управления маркетингом в Якутском филиале ОАО АКБ «Связь-Банк»……………………………………..64
3.1. Развитие банковского маркетинга в условиях кризиса и стратегии оптимизации затрат……………………………………………………………….64
3.2. Пути развития банковского маркетинга на современном этапе……..71
Заключение………………………………………………………………………...78
Список использованных источников……………………………………………..81
Современный маркетинг по определению Г.Л. Багиева – это сложное социально-экономическое явление, которое следует рассматривать как совокупность четырех факторов деятельности, постоянно меняющихся параметров поведения в условиях рынка:
-маркетинг как философия взаимодействия и координации предпринимательской деятельности;
-маркетинг как концепция управления;
-маркетинг как средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде;
- маркетинг как метод поиска решений.
Из-за
неоднозначности понятия и
Но так как маркетинг затрагивает не только сбыт, но и производство, и поэтому более точным является следующее его определение. «Маркетинг — это комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка»- пишет Коробова Г.Г.
Специфика банковского маркетинга заключается в том, что банк заинтересован не только в привлечении вкладов, но и в активном использовании привлеченных средств, как юридических, так и физических лиц с помощью кредитования. Это обусловливает необходимость комплексного развития маркетинга как в сфере отношений банка с вкладчиками средств, так и в сфере кредитных вложений.2
Большинством исследователей выделяются следующие принципы банковского маркетинга (под принципами банковского маркетинга понимаются те особенности, которые характеризуют маркетинговую политику банка и те законы, по которым эта политика осуществляется) :
-
ориентация на потребности
- активное влияние на потребительский спрос;
-
комплексность маркетингового
-
единство перспективного и
-
автономия и участие. Этот
Основные задачи банковского маркетинга:
-
максимальное удовлетворение
-
обеспечение рентабельной
-
гарантирование ликвидности
-
содействие решению социальных
проблем региона, в котором
осуществляется деятельность
Особенности планирования и реализации маркетинговых стратегий в банке объясняются тем, что его деятельность регулируется не только федеральными законами, но и целым рядом обязательных нормативов, налоговых постановлений, указаний, направленных на обеспечение ликвидности кредитных учреждений. Это приводит к необходимости поиска альтернативных решений для обеспечения ликвидности банка в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры.
Сложившаяся ситуация побуждает банк постоянно совершенствовать свою деятельность на основе среднесрочной и долгосрочной маркетинговой стратегии. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, банк должен вводить в практику новые виды обслуживания, бороться за каждого клиента.
Этим
и объясняется объективная
На реализацию целей и задач банковского маркетинга ориентированы его функции:
-
выявление существующего и
-
эффективная организация
-
определение оптимального
-
планирование и координация
-
разработка сбытовой политики, организация
системы стимулирования
-
поддержание и развитие имиджа
банка как надежной, ориентированной
на потребности клиента
Таким образом, банковский маркетинг как инструмент проведения в жизнь глобальной стратегии ориентации банков на потребителя включает: исследование существующих и потенциальных рынков сбыта; установление кратко- и долгосрочных целей для развития оказываемых и создания новых видов услуг; предложение продуктов и услуг при соблюдении условия постоянного контроля со стороны банка за качественным их выполнением и получением прибыли от их реализации.
По мере развития финансовых рынков, обострения конкурентной борьбы за клиентов в банковском производстве с конца 60-х годов прошлого века произошли серьезные изменения.
В банковской деятельности маркетинг стал применяться в 70-х годах. Банки вначале активно использовали отдельные элементы маркетинга, а затем и концепции маркетинга и стратегического планирования.3
Необходимость освоения банками приемов маркетинга в современных условиях диктуется следующими обстоятельствами:
- появлением на национальных банковских рынках конкурентов в лице иностранных банков и небанковских организаций;
- борьбой за клиентов;
- превращением банков в универсальные и поиск отличий, отвечающих интересам клиентов;
- интернационализацией банковской деятельности, которая не только стирает национальные особенности, но и заставляет изучать потребности покупателей банковских продуктов в других странах;
- развитием новых банковских технологий обеспечивающих получение детальной информации о клиенте;
- потребностью в диверсификации банковского бизнеса для защиты банков от рисков.
Усиление конкуренции во всех проявлениях финансового рынка является ключевым фактором влияния развития маркетинга в банковской сфере. В условиях рыночных отношений маркетинг становится одной из важнейших концепций управления банком.
Концепция маркетинговой деятельности - это ориентированная на потребителя целевая философия и стратегия банка. Она основывается на анализе всего спектра показателей влияющих на финансово-кредитную систему в целом и банка в частности.
На
базе маркетинговой концепции
С момента появления термина «маркетинг» в начале прошлого века, прошло более ста лет. Естественно, что за время выделения маркетинга как направления в науке управления, понимание маркетинга и трактовка задач стоящих перед ним изменялись.
Современные авторы выделяет следующие концепции маркетинга:
Каждая
из концепций акцентирует
Таким образом, развитие маркетингового мышления компании зависит от того, на какие аспекты она ориентируется в своей деятельности.
Понимание эволюции концепций маркетинга, через которые он, как наука управления, проходил в своем развитии, помогает осознать, на каком этапе находится маркетинговое мышление фирмы.
Очевидно, что в своем развитии маркетинг проходит путь от ориентации на внутренние аспекты бизнеса к внешним, включая в сферу своего внимания интересы других его участников.
Таблица
3 – Характеристика основных концепций
маркетинга
Концепция | Ведущая идея | Основной инструментарий | Главная цель |
Производствен-
ная концепция маркетинга |
Увеличение производства товаров, которые уже выпускаются. | Себестоимость продукции, производительность | Совершенствование производства, что ведет к росту продаж и максимизации прибыли. |
Товарная концепция | Разработка и производство качественных товаров | Товарная политика | Совершенствование потребительских свойств товара |
Сбытовой маркетинг | Развитие сбытовой сети, каналов сбыта | Сбытовая политика | Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров |
Концепция традиционного маркетинга | Акцент делается
на комплексную маркетинговую |
Комплекс маркетинговых мероприятий | Удовлетворение существующих у покупателя потребностей |
Концепция социально- ответственного маркетинга | Производство товаров которые удовлетворяют существующие потребности, с учетом требований и ограничений общества | Комплекс маркетинга. (4Р – маркетинг-микс) Исследование потребителя. Исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг | Удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков, при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды. |
Концепция маркетинга отношений | Деятельность компании учитывает все детали взаимоотношений с потребителями и партнерами и ориентируется на выстраивание долгосрочных отношений с ними. | Комплекс маркетинга. (4Р – маркетинг-микс). Методы координации, интеграции и сетевого анализа. – Маркетинговая система взаимодействия | Установление долгосрочных взаимовыгодных отношений с потребителями и партнерами, в процессе бизнес-деятельности. |
Коробова Г.Г. считает, что прежде чем возникла концепция маркетинга, рыночная стратегия и политика фирм претерпела определенную эволюцию, непосредственно связанную с изменением рыночной коньюктуры и интенсивности конкуренции и выделяет следующие концепции маркетинга:
1.
Производственная концепция
2. Товарная концепция рыночной политики.
3. Сбытовая концепция рыночной политики
4. Концепция маркетинга
Изначально
центральной проблемой стратегии и политики
фирмы была проблема эффективного использования
имеющихся ресурсов и производства на
этой основе как можно большего количества
продуктов и услуг, что можно охарактеризовать
как производственную концепцию конкурентной
стратегии. Кратко ее суть можно выразить
фразой: «Продавать то, что мы в состоянии
произвести». Однако стратегия такого
рода могла приносить успех в конкурентной
борьбе только в условиях дефицитного
рынка продавца, поскольку совершенно
не принимала в расчет клиентов и их потребности.
Производственная концепция | Товарная концепция | — | Сбытовая концепция | — | Концепция маркетинга | |||||
Производство товара | Качество товара | Продвижение товара | Потребности клиентов |
Рисунок
1 - Эволюция рыночной стратегии и политики
маркетинга
Товарная концепция рыночной политики. Определенным шагом вперед стала товарная концепция конкурентной стратегии. В отличие от предыдущей концепции упор делался не на количество, а на качество производимых товаров и услуг. Однако направления повышения качества определялись не соответствием характеристик продукта или услуги потребностям клиентов, а производственными возможностями фирмы и ее представлениями о качественном продукте. Для банков товарная ориентация зачастую сводилась к расширению ассортимента услуг (например, к введению новых видов вкладов), внедрению современных электронных технологий, изменению внешних атрибутов обслуживания. Достижение устойчивых конкурентных преимуществ на этой основе довольно проблематично.