Маркетинг в банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:50, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение банковского маркетинга и разработка предложений по его совершенствованию.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение теоретических основ банковского маркетинга;
- исследование комплекса банковского маркетинга, этапов его осуществления;
- анализ банковского маркетинга на примере Якутского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк»
- раскрыть проблемы и тенденции развития банковского маркетинга в России на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............2
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга………………………...5
1.1. Содержание банковского маркетинга и развитие его концепций……..5
1.2. Развитие маркетинговых стратегий в банковской деятельности….21
Глава 2. Анализ развития банковского маркетинга на современном этапе……..41
2.1. Характеристика Якутского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк»………41
2.2. Сравнительный анализ продуктового ряда ОАО АКБ «Связь-Банк», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» и «ВТБ24»……………………………....50
Глава 3. Направления повышения эффективности управления маркетингом в Якутском филиале ОАО АКБ «Связь-Банк»……………………………………..64
3.1. Развитие банковского маркетинга в условиях кризиса и стратегии оптимизации затрат……………………………………………………………….64
3.2. Пути развития банковского маркетинга на современном этапе……..71
Заключение………………………………………………………………………...78
Список использованных источников……………………………………………..81

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 464.50 Кб (Скачать документ)

      Долгосрочный  рейтинг депозитов в местной валюте — Baa1, прогноз «Стабильный».

      Краткосрочный рейтинг депозитов в местной валюте P-2, прогноз «Стабильный».

      Рейтинг финансовой устойчивости — D–, прогноз «Стабильный».

      Рейтинг по национальной шкале — Aaa.ru, прогноз «Стабильный».

      Дата  присвоения 11.07.2006 г.

      Дата  подтверждения 24.02.2009 г.

      Standard & Poor’s

      Кредитный рейтинг — ВВВ, прогноз «Негативный».

      Краткосрочный рейтинг — А3, прогноз «Негативный».

      Рейтинг по национальной шкале — ruAAA.

      Дата  присвоения 24.08.2006 г.

      Дата  подтверждения 08.12.2008 г.

      Все вклады ВТБ24 застрахованы в порядке, размерах и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

      При размещении вклада в ВТБ24 вы не только надежно защищаете свои сбережения, но и получаете возможность пользоваться специальными предложениями.

      Банк  предлагает специальные условия  для открытия вкладов таких как, «ВТБ24 — Доходный» или «ВТБ24 — Растущий доход», а также получить привилегированное обслуживание в нашем банке.

      Срок  предложения

      С 28.12.2009 г. по 31.03.2010 г.

      Условия предложения

      В период с 18.06.2009 по 19.10.2009 г. оформили (пролонгировали) рублевый вклад «ВТБ24 — Доходный» или «ВТБ24 — Доходный — Телебанк» на 181 день.

      Преимущества  предложения

      Вы получаете возможность открыть новый депозит в рублях «ВТБ24 — Доходный» или «ВТБ24 — Растущий доход» с повышенными ставками.

      Возможность при сумме вклада от 300 001 руб. приобрести по специальной цене пакет премиальных финансовых услуг «Привилегия». Пакет «Привилегия» ВТБ24 — это обслуживание персональным менеджером, выгодные условия вкладов, Платиновая карта ВТБ24 с индивидуальным кредитным лимитом, высочайшим уровнем сервиса и уникальными клубными программами.

      Бесплатное  подключение и абонентское обслуживание в системе «Телебанк» на 360 дней.

      «ВТБ24»  предлагает маркетинговую акцию, которая  гласит:

      «Откройте вклад в любом офисе ВТБ24, и вы получите бесплатное подключение и абонентское обслуживание в системе «Телебанк» на первые 360 дней, а также одну карту переменных кодов для работы с сервисом. Вклад необходимо оформить в нашем офисе непосредственно после регистрации в системе «Телебанк» в день регистрации в системе.

      Предложение действует в отношении следующих вкладов: «ВТБ24 — Доходный — Банкомат», «ВТБ24 — Доходный — Телебанк», «ВТБ24 — Комфортный — Телебанк», «ВТБ24 — Целевой — Телебанк»».

      ВТБ24 — «Поддержка»

      С помощью этого вклада вы можете преумножить свои пенсионные накопления.

      Срок  вклада: 732, 1100 дней.

      Первоначальный  взнос: от 10 000 рублей.

      Дополнительные  взносы в течение всего срока вклада: от 1000 рублей;

      Расходные операции не предусмотрены.

      Проценты  начисляются ежемесячно и по вашему выбору либо капитализируются, либо перечисляются на ваш текущий счет или счет карты.

      При досрочном востребовании вклада проценты за полный месяц уплачиваются по ставке вклада «ВТБ24 — Поддержка», за неполный — по ставке вклада до востребования.

      Автоматическая  пролонгация не более двух раз.

      Обязательным  условием для этого вклада – вклад  принимается от лиц, получивших пенсии из Пенсионного фонда РФ, министреств и ведомств, осуществляющих пенсионное обеспечение, и от негосударственных пенсионных фондов.

      Теперь  можно сравнить основные предлагаемые услуги по полноте линейки.

 

Таблица 16 – Сравнительная характеристика вкладов для лиц пенсионного возраста 

Показатели Банки
ОАО АКБ «Связь-Банк» ОАО «Азиатско-Тихоокеанский  Банк» «ВТБ24»
13-я  Пенсия Пенсионный  резерв Вторая пенсия Пенсионная  сберкнижка Поддержка
Минимальная сумма 1 000 - - - 10 000
Срок 91 - 367 31 - 367 62 – 1098 От 31 732, 1100
Мин. процентная ставка 11,00 4,25 6,00 5,00 9,65
Мак. процентная ставка 13,80 4,25 14,70 5,00 11,55

 

      По  данной таблице можно сделать  ряд выводов:

      Преимущество  ОАО АКБ «Связь-Банк» - самая низкая первоначальная сумма вклада, что достаточно привлекательно для клиентов. Недостатком является достаточно низкие процентные ставки.

      ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» предлагает самые высокие процентные ставки и невысокую первоначальную сумму  вклада, и многообразие предлагаемых вкладов.

      «ВТБ24»  предлагает разнообразие банковских вкладов, а также использует маркетинговые  акции. Недостатком по вкладу «Поддержка» - пролонгация вклада осуществляется не более двух раз, в сравнении  с другими банками, где пролонгация осуществляется не ограниченное количество.

      Для разработки стратегического плана  банк должен знать свои преимущества и недостатки. С этой целью проводят управленческое обследование сильных  и слабых сторон, опасностей и возможностей. Такой процесс получил название SWOT – анализ (S- сильные стороны, W- слабые стороны, О- возможности, Т- опасности). Он представляет собой методичную оценку функциональных зон для выявления сильных и слабых сторон деятельности банка и важен для определения  обоснованных возможностей изменения стратегии банка в сторону расширения (сужения) сферы деятельности, увеличения (уменьшения) географии действий и т.п.

      Оценка  сильных и слабых сторон происходит всегда относительно какой-то базы. Такой  базой выступают соответствующие  позиции конкурентов.

      Для наглядного сравнения характеристик, показателей и финансовой отчетности и для построения соответствующего рейтинга, составим следующую таблицу. 

Таблица 17 – Сравнительный анализ банков-конкурентов по основным показателям 

Факторы ОАО АКБ «Связь-Банк» ОАО «Азиатско-Тихоокеанский  Банк» «ВТБ24»
Вклады  физических лиц (тыс. руб.) 21 107 37 791 41 106
Охват рынка Вклады – 7 видов Вклады – 9 видов Вклады – 7 видов
Развитие  сети отделений 1 головной

49 филиалов

80 банкоматов

1 головной

112 филиалов

155 банкоматов

1 головной

500 филиалов

578 банкоматов

Совершенствование банковских продуктов Постоянное Постоянное Постоянное
Инновации Происходят Происходят Происходят
Внутрибанковские  взаимоотношения Налажены Налажены Налажены
Квалификация  персонала 4 4 4

 

      Как видно из таблицы, «ВТБ24» занимает лидирующее позиции на банковском рынке, он предлагает широкий спектр услуг. Лучшую позицию банк занимает по развитию сети отделений и квалификации персонала (над этим моментом в банке тщательно  работают).

      ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» так  же является достаточно привлекательным – банк ведет активную маркетинговую стратегию и большое внимание уделяет обучению персонала.

      ОАО АКБ «Связь-Банк» предлагает обширную линейку вкладов по весьма выгодным условиям и не уступает банкам, давно лидирующим на рынке банковских услуг.

     Для управления продуктовой линейкой банка  первоочередной целью является необходимость  структурировать все предоставляемые  услуги, создать реестр по продуктовым  услугам. Для формирования политики продаж, используются различные модели, которые в дальнейшем помогают позиционировать банковский продукт на рынке. Внедрение приемов маркетинга в работе всех подразделений банка позволит увидеть новые способы оказания услуг, получения прибыли.

     Для полного маркетингового анализа необходимо оценить качество представляемого банками продукта, на примере предпочтений клиентов. 

 

       Глава 3. Направления повышения эффективности управления маркетингом в Якутском филиале ОАО АКБ «Связь-Банк» 

      3.1. Развитие банковского маркетинга в условиях кризиса и стратегии оптимизации затрат 

      В докризисный период развитие банковского  рынка услуг в ОАО АКБ «Связь-Банк» происходило в основном за счёт развития филиальной системы. Другими словами, банк распространял свои услуги по территориальному принципу «вширь». Кризис переориентировал банк на реальные потребности клиентуры, для чего осуществляется её сегментация по правовым, экономическим, возрастным, географическим, профессиональным и другим признакам.

      Организация новых филиалов и отделений банка требует дополнительных затрат, которые в условиях кризиса банк не может себе позволить, поэтому развитие банковских услуг должно пойти по пути улучшения качества и увеличения количества (ассортимента) банковских услуг, т.е. развиваться «вглубь». Сейчас банк не только активно изучает запросы клиентов, но и энергично на них воздействует, разрабатывая и внедряя разные банковские инновации.

      При реализации ОАО АКБ «Связь-Банк» на практике требований современного маркетинга характерным становится решение рыночных задач в единой системе, в комплексе и при формировании и практической реализации маркетинговых программ банка. Работа всех служб и подразделений банка подчиняется задаче своевременного и качественного выполнения маркетинговых программ. В организационную структуру банка, как правило, вводятся специальные подразделения по маркетингу, координирующие всю деятельность в указанной области.

      Без такой маркетинговой процедуры, как мониторинг деятельности банков-конкурентов, во-первых, можно потерять уже имеющихся клиентов из-за завышенного тарифного плана, опоздания с внедрением новой услуги или неправильно организованных процедур оказания услуг. Во-вторых, эта процедура позволяет корректировать усилия по привлечению новых клиентов, не отставать от конкурентов с выдвижением специальных предложений и проведением рекламных мероприятий.

      Приоритетная  задача мониторинга деятельности банков-конкурентов - не опередить их, а хотя бы не опоздать. Некоторые достаточно успешные банки  маркетинг полностью сводят к процедуре мониторинга (маркетинг нулевого уровня), стремясь соответствовать основным рыночным тенденциям и учиться на ошибках других.

      Особенно  это распространено на локальных  банковских рынках среди конкурентов - филиалах коммерческих банков, когда банки действуют в ограниченном пространстве, среди ограниченного количества клиентов, как правило, обслуживающихся в нескольких банковских учреждениях.

      Некоторые банки, в условиях кризиса замораживая  свою деятельность и сокращая свои издержки, пошли на увольнение маркетологов, ограничив свою деятельность спекуляцией на фондовом рынке. При выходе из кризиса такие банки рискуют потерять часть клиентуры, так как не смогут вовремя переориентироваться на изменившуюся внешнюю среду и обеспечить клиентов необходимыми банковскими услугами.

      Задача  брендинга - повысить осведомлённость  потребителей в предоставляемых  банковских услугах конкретным коммерческим банком. По существу, современный потребительский  рынок - это борьба брендов. Бренд  с помощью комплекса маркетинговых коммуникаций внедряют в сознание потребителей, добиваясь ощущения особой ценности. Можно назвать это коммуникативной оболочкой, аурой бренда, элементом интеллектуальной собственности.

      Есть  такое определение интеллектуальной собственности в бренде – «элемент коммуникации, который уникален, запоминаем и неразрывно связан именно с этим брендом и никаким другим». Для рекламодателя создание и усиление индивидуальности торговой марки на рынке повышает её конкурентоспособность. Профессиональный брендинг - это есть использование всего арсенала маркетинговых средств коммуникативного воздействия на потребителя.

      В период кризиса широкое распространение  принимает мошенничество с банковскими  картами. Используя скиммер, мошенники  могут легко прочитать ДАМП кредитной карты, а с помощью накладной клавиатуры добыть и её ПИН-код. Используя различные технические средства, мошенники создают псевдоотделения банков и банкоматы-пустышки для обмана клиентов. В этих условиях клиенты коммерческих банков доверяют проверенным брендам, что лишний раз доказывает необходимость выработки маркетинговой стратегии коммерческими банками.

Информация о работе Маркетинг в банковской деятельности