Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение банковского маркетинга и разработка предложений по его совершенствованию.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение теоретических основ банковского маркетинга;
- исследование комплекса банковского маркетинга, этапов его осуществления;
- анализ банковского маркетинга на примере Якутского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк»
- раскрыть проблемы и тенденции развития банковского маркетинга в России на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………..............2
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга………………………...5
1.1. Содержание банковского маркетинга и развитие его концепций……..5
1.2. Развитие маркетинговых стратегий в банковской деятельности….21
Глава 2. Анализ развития банковского маркетинга на современном этапе……..41
2.1. Характеристика Якутского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк»………41
2.2. Сравнительный анализ продуктового ряда ОАО АКБ «Связь-Банк», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» и «ВТБ24»……………………………....50
Глава 3. Направления повышения эффективности управления маркетингом в Якутском филиале ОАО АКБ «Связь-Банк»……………………………………..64
3.1. Развитие банковского маркетинга в условиях кризиса и стратегии оптимизации затрат……………………………………………………………….64
3.2. Пути развития банковского маркетинга на современном этапе……..71
Заключение………………………………………………………………………...78
Список использованных источников……………………………………………..81
В приложении 1 представлена организационно-структурная схема ОАО АКБ «Связь-Банк» Якутского филиала.
Так
как ОАО АКБ «Связь-Банк»
Таблица
9 – Структура привлеченных средств банка
Показатели | На 01.09.2008г | На 01.10.2009г. |
Средства на счетах юридических лиц (тыс. руб.) | 215 345 | 282 337 |
Депозиты юридических лиц (тыс. руб.) | 23 780 | 26 519 |
Средства физических лиц, в т.ч. (тыс. руб.) | 19 050 | 21 107 |
ВСЕГО: | 259 175 | 329 963 |
Основу клиентской базы Банка составляют юридические лица. По состоянию на 1 октября 2009 года в банке открыто и работают 348 расчетных счетов предприятий, организаций и предпринимателей.
ОАО АКБ «Связь-Банк» привлекает не только юридических лиц, но и средства физических лиц, тоже играют не маловажную роль в развитие деятельности банка. Так за прошлый год депозиты юридических лиц выросли на 2 739 тыс. руб., а вклады физических лиц – на 2 057 тыс. руб.
В Приложении 2 показана сравнительная диаграмма по вкладам юридических и физических лиц за период с 2008 по 2009 гг. по Якутскому филиалу АКБ «Связь-Банк».
В
основу деятельности банка положен
принцип максимального
Банк не имеет задолженности перед бюджетными и внебюджетными фондами. Акционерный коммерческий банк «Связь-Банк» ОАО работает с физическими лицами в части открытия счетов (операции по вкладам), предлагая при этом удобные условия и оптимальные процентные ставки.
ОАО
АКБ «Связь-Банк» Якутского
Особое внимание при кредитовании уделяется качеству кредитного обслуживания клиентов, хотя при этом используются только некоторые формы кредитования такие как: кредитные линии и ипотека (вторичный рынок).
Так
как ипотека вступила в действие
только в сентябре 2009 году, то пока кредитование
ипотекой еще не успело набрать оборот.
Но для ее продвижения Отдел розничного
бизнеса активно участвует в
массовом маркетинге в различных предприятиях,
раздает буклеты, листовки и брошюры с
данным видом услуги в нашем Банке.
Таблица
10 - Структура выданных кредитов на 01.01.09
г., (тыс. руб.)
Показатель | Сумма, млрд. руб. |
Негосударственным коммерческим организациям | 1 631 |
Физические лица | 840 |
ВСЕГО: | 2 471 |
Высокий уровень кредитного риска ориентирует Банк на среднесрочное кредитование - кредиты на срок до 1 года. К, сожалению, в связи с просроченными задолженностями Банк ожесточил критерии кредитования, поэтому кредитовались только те физические лица, которые работали на предприятиях, прошедшие предварительную аккредитацию на предоставление кредитных услуг.
Кредитная политика ОАО «Связь-Банк» ЯФ направлена на повышение доходов от кредитных операций при усилении контроля над уровнем кредитного риска путем тщательного отбора объектов кредитования. Совершенствуется и соблюдается процедура предоставления кредита и рассмотрение заявок заемщика с учетом его финансового состояния и наличия высоко ликвидного обеспечения кредита.
Особое внимание уделяется постоянному контролю над текущим качеством кредита, что является надежной гарантией своевременного возврата.
Из приведенной ниже таблицы 5 мы видим, что в 2008 году основной удельный вес в структуре доходов – другие операционные доходы – 73,97% или 11475 тыс. руб. на увеличение данного вида статьи повлияло в основном положительная переоценка средств в иностранной валюте.
Доходы
от банковских операций и других сделок
составили 15,94% или 2272 тыс. руб. в данный
вид статья входят процентные доходы
и расчетно-кассовое обслуживание населения.
В статье «Прочие доходы» в основном
большая часть доходов приходится на комиссию.
Таблица 11 - Доходы
ОАО АКБ «Связь-Банк» ЯФ
Наименование | Факт за 2008 г.(тыс.руб.) | Уд. вес (%) | Факт за 2009 г. (тыс. руб.) | Уд.вес (%) |
Доходы от банковских операций и других сделок | 2272 | 15,94 | 2953 | 15,95 |
Доходы от операций с ин. валютой | 250 | 1,61 | 346 | 1,87 |
Другие операционные доходы | 11475 | 73,97 | 13653 | 73,72 |
Прочие доходы | 1316 | 8,48 | 1566 | 8,46 |
Итого | 15513 | 100 | 18518 | 100 |
Структура
полученых доходов за 2008 г. в ОАО
АКБ «Связь-Банк» Якутского
Рисунок
4 – Структура доходов ОАО «Связь-Банк»
ЯФ за 2008 г.
За 2009 г. в структуре доходов произошли незначительные изменения. Операционные доходы составляют 73,72% или 13653 тыс. руб., увеличение данной статьи доходов в денежном эквиваленте составляет 2178 тыс. руб., также увеличились доходы от банковских операций и других сделок – 15,95% или 2953 тыс. руб. увеличение составляет 481 тыс. руб.
Структура
полученных в 2009 г. доходов отражена
на рисунке 5.
Рисунок
5 - Структура доходов ОАО «Связь-Банк»
ЯФ за 2009 г.
Из анализа операционных доходов можно сделать вывод, что с 2008 по 2009гг. величина полученных доходов, от расчетно-кассовых операций, производимых по юридическим и физическим лицам, увеличилась, что свидетельствует о развитии и продвижении банковских услуг Банка. Следующими по величине полученных доходов являются доходы от купли-продажи иностранной валюты.
Таким образом, стоит ряд следующих задач по развитию банка на рынке банковских услуг в г. Якутске.
Перспективы развития банка
2.2.
Сравнительный анализ продуктового ряда
ОАО АКБ «Связь-Банк», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский
Банк» и «ВТБ24»
Организация маркетинга в банке - сложная задача, чтобы понять, как совершенствуется маркетинговая политика банка, необходимо провести исследование сложившейся рыночной ситуации, продуктовой стратегии на текущий момент.
Разработка продуктовой стратегии состоит из двух последовательных этапов:
В стратегии продуктового ряда особое внимание уделяется банковским услугам. Анализ существующих банковских услуг проводится с целью оценки уровня удовлетворения потребностей клиентуры.
Положение, которое занимает банк на рынках сбыта в соответствии с результатами своей деятельности, преимуществами и недостатками в сравнении с банками-конкурентами – это конкурентная позиция. Необходимо сравнить все его основные показатели с показателями конкурентов.
Конкурентных преимуществ можно достичь за счет правильно выбранной стратегии, высокого качества оказываемых услуг, широкого ассортимента продуктов и услуг, более эффективной организации банковской деятельности, грамотного менеджмента, действенной рекламы, установления хороших отношений с клиентурой и т.д.
Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиента. К основным банковским услугам в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и последующее предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако более подробно банковские услуги можно подразделить на:
а) депозитные услуги;
б) кредитные услуги;
в) инвестиционные операции;
г) прочие услуги.
Проведем анализ депозитной линейки, таких банков как - ОАО АКБ «Связь-Банк», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» и «ВТБ24».
Для начала, следует изучить результаты, которых добился банк на сегодняшний день.
Межрегиональный
коммерческий банк развития связи и
информатики «Связь-Банк»
25 сентября 2009 года Рейтинговое агентство Moody's Investors Service повысило рейтинг финансовой устойчивости (РФУ) Связь-Банка до уровня E+, долгосрочный рейтинг депозитов в национальной и иностранной валюте – до уровня В2. Одновременно Moody's Interfax Rating Agency повысило Банку рейтинг депозитов по национальной шкале до уровня Baa1.ru. Прогноз по рейтингам – «стабильный».
В настоящее время услуги и финансовые продукты Банка предлагаются клиентам в Москве и 49 региональных филиалах.
Основными
видами деятельности ОАО АКБ «Связь-Банк»
являются кредитование предприятий
малого и среднего бизнеса, а также
предоставление банковских услуг для
частных лиц. Высокая степень
финансовой устойчивости Банка, удобные
для клиента условия сотрудничества,
оперативное обслуживание и качественный
сервис делают его весьма привекательным
кредитным учреждением и компетентным
партнером для проведения финансовых
операций.
Таблица
12 – Банк представляет следующие вклады
Наименование вклада | Срок, мес. | Процентная ставка,% (годовых) |
Сберегательный резерв | От 31 – 367 | От 7,00 – 13,50 |
Пополняемый резерв | От 91 – 367 | От 10,40 – 13,00 |
Управляемый резерв | От 91 - 720 | От 9,50 – 12,20 |
VIP резерв | От 91 - 720 | 10,30 – 12,90 |
13-Пенсия | От 91 - 367 | 11,00 – 13,80 |
Пенсионный резерв | - | 4,25 |
До востребования | - | 0,5 |