Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможность его применения в России

Автор работы: k******************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 05:38, дипломная работа

Описание

Предметом исследования является степень и возможность использования мирового опыта оценки компаний в российской действительности.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- определить рыночную стоимость компании как экономическую категорию;
- изучить теорию и практику оценочной деятельности за рубежом и в России;
- выявить возможность и степень использования международного опыта в российской действительности;
- выработать рекомендации по применению международной методики оценки рыночной стоимости компании в России.

Содержание

Введение 3
1 Рыночная стоимость компании как экономическая категория 7
1.1 Понятие и сущность рыночной стоимости компании 7
1.2 Анализ факторов, влияющих на рыночную стоимость компании 14
2 Основные подходы, методы и модели оценки рыночной стоимости компании 21
2.1 Мировой опыт оценки рыночной стоимости компании 21
2.1.1 Практика оценочной деятельности в США 24
2.1.2 Практика оценочной деятельности в Германии 45
2.2 Российский опыт оценки стоимости компании и применение мировой оценочной практики в России 50
3 Оценка рыночной стоимости российской компании 58
3.1 Использование метода дисконтирования денежных потоков 58
3.2 Использование метода компаний-аналогов 83
4 Заключение 91
5 Список литературы 98
6 Приложение 98

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 850.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ 
 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

     Интеграция  в мировое хозяйство, а также  развитие рыночных отношений в России обеспечили важность оценочной деятельности для предпринимательской среды  нашей страны в настоящее время.

     Оценочная деятельность состоит в получении представления о стоимости объекта оценки (компании) или о величине доли собственника на конкретный момент времени [см. 8, с. 41], что является важным для обеспечения эффективности таких экономических процессов, как инвестирование, кредитование, страхование, исчисление налоговой базы, а также процессов, связанных с приобретением, передачей прав собственности на объект оценки.

      Оценочная деятельность имеет большое значение не только для покупки и продажи объекта оценки – компании, либо ее реструктуризации, но также является основой выбора эффективного курса антикризисного управления и принятия иных важных управленческих решений. К примеру, для выбора наилучшей стратегии и общего курса развития компании необходим комплексный анализ всех составляющих ее структуры, результатов производства, а также влияния факторов внутренней и внешней среды на общую деятельность рассматриваемого объекта [см. 45, с. 7]. Такой анализ можно провести на основе оценки стоимости компании. А потому значение оценки стоимости бизнеса для предпринимательской среды очевидно высоко.

     Более того, одной из важных задач для  экономики нашей страны в настоящее  время является привлечение иностранных  инвестиций для более эффективного развития крупных и мелких компаний различных отраслей российской экономики, а также обеспечение иных интеграционных процессов. Это практически невозможно без предварительной оценки рыночной стоимости отечественных компаний, так как многие экономические решения, в том числе инвестиционные, принимаются на базе информации о стоимости объектов сделки.

     Следовательно, актуальность и своевременность  выбранной темы исследования обусловлена  тем, что оценка рыночной стоимости  компаний становится с каждым годом все более востребованной. В рыночных условиях без оценки рыночной стоимости компаний практически невозможно их эффективное развитие, привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций, поскольку рыночная стоимость компании – это хорошая база для принятия управленческих и иных экономических решений.  

     Оценочная практика в нашей стране получила свое развитие в 90-х гг. ХХ в. после  перехода России к рыночной экономике. В связи с этим теоретической  основой российской оценочной деятельности является зарубежная оценочная теория. Однако, не смотря на то, что современная российская практика оценочной деятельности имеет своей основой зарубежный опыт, она не является его полным аналогом, точной копией, что связано с рядом особенностей российской предпринимательской среды. Это в свою очередь является значительным препятствием притоку иностранных инвестиций в нашу страну и прочим интеграционным процессам, а, следовательно, более качественному и эффективному экономическому развитию России. Более того, возможность совершенствования российской оценочной теории и практики в соответствии с международным опытом оценки может положительно сказаться на качестве управления отечественных компаний, а, следовательно, и на конкурентоспособности российских предприятий в мировом экономическом пространстве.

     Следовательно, актуальность вопроса определила цель данной работы – исследование теоретической и практической возможности  применения международной практики оценки рыночной стоимости компании в российской действительности.

     Объект  исследования – теория и практика оценочной деятельности в нашей  стране и за рубежом.

     Предметом исследования является степень и возможность использования мирового опыта оценки компаний в российской действительности.

     Поставленная  цель определила решение следующих задач:

     - определить рыночную стоимость  компании как экономическую категорию;

     - изучить теорию и практику  оценочной деятельности за рубежом  и в России;

     - выявить возможность и степень использования международного опыта в российской действительности;

     - выработать рекомендации по применению  международной методики оценки рыночной стоимости компании в России.

       Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 60 источников. Первая глава раскрывает понятие и сущность рыночной стоимости компании, а также указывает факторы, влияющие на результат оценки. Вторая глава изучает структуру мировой и отечественной оценочной теории, а также более детально отдельные подходы и методы оценки рыночной стоимости компании. Во второй главе анализируется возможность использования методик международной оценочной практики в России. Третья глава представляет собой практическую часть, включает расчеты рыночной стоимости российской компании на основе отечественного и международного опыта оценки, а также сравнение полученных результатов и практическое обоснование выводов, представленных во второй главе.

     Проблема  оценки стоимости компании является объектом внимания многих как зарубежных, так и отечественных исследователей. Поэтому теоретико-методологической базой для написания данной работы явились труды российских и зарубежных ученых, изучающих оценочную деятельность. Теория и практика оценочной деятельности в России затрагиваются в работах таких авторов, как В.М. Рутгайзера, А.Ю. Шатракова, Н.А. Щербаковой, В.Е. Есипова, Н. В. Исламовой, И.И. Просвириной, Е.С. Федоровой, О.Н. Щербаковой и др. Международную теорию и практику оценки исследуют Джулиан Рош, Т. Коупленд, Т. Колер, Дж. Мурин, А. Грегори, Д. Хитчнер, З. Мерсер, У. Хармс, А. Дамодаран, Г. Тругман и другие, что еще раз подчеркивает важность вопроса оценки стоимости компаний для настоящего времени.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ  КОМПАНИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ

1.1 Понятие и сущность рыночной стоимости компании

     Оценка  стоимости компании, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в  денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка [см. 9, с. 12].

     Оценочная деятельность с каждым годом становится все более необходимой в предпринимательской  среде как развитых, так и развивающихся  стран и заключается в расчете  при помощи определенных методов и моделей рыночной или иной стоимости объекта оценки с целью эффективного управления и распоряжения им.

     В связи с нестабильностью российской экономики, отражающейся на положении российских предприятий, оценка стоимости компаний приобретает особое значение и в нашей стране и применяется практически на всех стадиях жизненного цикла предприятий. 

     Теория  оценки проводит границу между понятиями  «стоимость» и «цена», вкладывая  в каждый из них определенный смысл. Стоимость подразумевает собой  денежный эквивалент, который гипотетический покупатель готов обменять на какой-либо предмет или объект (товар или услугу). То есть, это мера того, сколько гипотетический покупатель готов заплатить за оцениваемый объект. В то же время, цена выступает в качестве конкретной суммы денежных средств, уплаченной в качестве эквивалента стоимости объекта при совершении сделки купли-продажи [см. 23, с. 8].

     Отличие цены от стоимости состоит в том, что цена отражает исторический факт уже состоявшейся сделки по аналогичным объектам и фиксируется в системе финансового учета, стоимость же имеет вероятностную природу. 

     Таким образом, базовым понятием теории оценки является стоимость, то есть предполагаемый на основе имеющихся данных денежный эквивалент какого-либо объекта.

     Существует несколько видов стоимости, при этом, национальные стандарты оценочной деятельности различных стран, как и международные стандарты, имеют собственную классификацию видов стоимости в оценке, что обусловлено спецификой отечественной и мировой оценочной теории и практики. Например, между видами стоимости, выделяемыми российскими стандартами оценки и указанными в международных стандартах можно отметить несоответствия, которые имеют место как в более ранних изданиях стандартов, так и в последних нововведениях. Наглядно виды стоимости, используемые в отечественной оценочной практике (Федеральные стандарты оценочной деятельности РФ) и мировой (Международные стандарты оценочной деятельности) представлены в приложении 1.

     До  2007 г. в соответствии со Стандартами оценочной деятельности нашей страны была утверждена рыночная стоимость и девять видов стоимости отличных от нее, что практически полностью соответствовало Международным стандартам оценки. Однако в 2007 г. Федеральные стандарты оценочной деятельности РФ, как и международные стандарты, были подвергнуты изменениям. Таким образом, в настоящее время Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №255, выделяет четыре вида стоимости оцениваемого объекта: рыночную стоимость, инвестиционную стоимость, ликвидационную стоимость и кадастровую [см. 35].

     При этом каждый вид стоимости имеет свое особое целевое назначение и в зависимости от него свое применение. Инвестиционная стоимость определяется для конкретного инвестора, исходя из доходности объекта при заданных инвестиционных целях. Ликвидационная стоимость рассчитывается при вынужденной продаже оцениваемого объекта в ограниченный период времени, не позволяющий значительному числу потенциальных покупателей ознакомиться с объектом и условиями продажи. Кадастровая стоимость определяется в частности для целей налогообложения и представляет собой рыночную стоимость, определяемую методами массовой оценки.

     В свою очередь, рыночная стоимость –  это наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден  на открытом рынке в  условиях конкуренции, когда стороны  действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки  не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства [см. 36].

     Среди перечисленных видов рыночная стоимость  является доминирующей, поскольку она  позволяет определить справедливую цену оцениваемого объекта, отражающую его истинные качества и доступность для потенциальных покупателей [см. 1, с. 9]. Поэтому практическое применение данного вида стоимости намного шире и включает в себя не только процесс отчуждения и приобретения объекта оценки.

      Объектом  оценки в данной работе является компания. Компания представляет собой объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для проведения экономической деятельности. Под компаниями понимают объединения, товарищества, хозяйственные общества, фирмы, корпорации, то есть предприятия, имеющие разные организационно-правовые формы [см. 3]. В то же время предприятие – производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности [см. 45, с. 19]. Поэтому, так как эти два определения аналогичны по своей сути и смыслу, в данной работе эти понятия как объект оценки рыночной стоимости будут носить синонимичный характер.

     Главной особенностью рыночной стоимости компании, прежде всего, является то, что определение  этого вида стоимости происходит с позиций экономической концепции  фирмы, которая позволяет определить рыночную ценность компании с учетом таких факторов, как время, риск, неосязаемые активы, внешняя конкурентная среда, внутренние особенности и экономический имидж оцениваемого объекта [см. 9, с. 14].

     Данный  вид стоимости учитывает рыночную ситуацию, то есть оценка не ограничивается только учетом затрат на создание, либо приобретение оцениваемого объекта, его технических характеристик, местоположения, доходов, структуры активов и обязательств и т. п., а принимает также во внимание совокупность рыночных факторов: рыночную конъюнктуру, уровень и стратегию конкуренции, рыночное реноме оцениваемой компании, ее микро- и макроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, а также текущее состояние отрасли и экономики [см. 9, c. 13].

Информация о работе Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможность его применения в России