Автор работы: k******************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 05:38, дипломная работа
Предметом исследования является степень и возможность использования мирового опыта оценки компаний в российской действительности.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- определить рыночную стоимость компании как экономическую категорию;
- изучить теорию и практику оценочной деятельности за рубежом и в России;
- выявить возможность и степень использования международного опыта в российской действительности;
- выработать рекомендации по применению международной методики оценки рыночной стоимости компании в России.
Введение 3
1 Рыночная стоимость компании как экономическая категория 7
1.1 Понятие и сущность рыночной стоимости компании 7
1.2 Анализ факторов, влияющих на рыночную стоимость компании 14
2 Основные подходы, методы и модели оценки рыночной стоимости компании 21
2.1 Мировой опыт оценки рыночной стоимости компании 21
2.1.1 Практика оценочной деятельности в США 24
2.1.2 Практика оценочной деятельности в Германии 45
2.2 Российский опыт оценки стоимости компании и применение мировой оценочной практики в России 50
3 Оценка рыночной стоимости российской компании 58
3.1 Использование метода дисконтирования денежных потоков 58
3.2 Использование метода компаний-аналогов 83
4 Заключение 91
5 Список литературы 98
6 Приложение 98
Отсюда можно сделать вывод, что рыночная стоимость – понятие объемное и многогранное, так как учитывает влияние большего количества факторов и аспектов стоимости, чем, к примеру, довольно узкая оценка стоимости, основанная лишь на ценности материальных активов компании.
Для
выявления наиболее значимых факторов,
составляющих рыночную стоимость предприятия,
зарубежными экспертами-
Первая группа принципов включает в себя принципы полезности, замещения и ожидания. Принцип полезности подразумевает, что компания обладает стоимостью, если она может быть полезна потенциальному владельцу, то есть если предприятие предназначено для производства определенного вида продукции, ее реализации и получения прибыли. Принцип замещения означает, что разумный покупатель не заплатит за компанию больше, чем наименьшая цена, запрашиваемая за другое аналогичное предприятие с такой же степенью полезности. И, наконец, принцип ожидания заключается в возможности будущей прибыли и других выгод, которые могут быть получены в будущем от использования имущества предприятия, а также размера денежных средств от его перепродажи [см. 26, c. 247]. Таким образом, данная группа принципов, позволяет выявлять и учитывать факторы спроса, характеризующие заинтересованность потенциальных собственников в приобретении оцениваемой компании.
Принципы, связанные с рыночной средой, подчеркивают важность внешних факторов рынка для формирования рыночной стоимости компании. Например, принцип зависимости указывает на взаимозависимость стоимости оцениваемой компании и стоимости аналогичных ей объектов на данном рынке. Принцип соответствия сводится к необходимости оцениваемой компании соответствовать требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д. В данной группе принципов можно также отметить принцип спроса и предложения, принцип конкуренции, принцип зависимости от внешней среды [см. 9, c. 35].
Принципы, связанные с внешней средой определяют рыночную стоимость как обоснованную стоимость компании с учетом не только индивидуальных затрат и ожиданий участников сделки, но и с учетом общей ситуации на конкретном рынке, ожиданий этого рынка, общеэкономической текущей обстановки и реакции рынка на данный объект [см. 11, с. 16].
То есть, при изменении рыночных условий рыночная стоимость компании будет меняться. Это говорит о том, что рыночная стоимость дает как можно более полное и точное представление о ценности рассматриваемого предприятия в определенных условиях на определенном рынке в заданный момент времени, что является важным для рациональности решений в отношении определенного объекта оценки.
Последняя
группа принципов связана с
На конкретную компанию могут одновременно влиять несколько принципов, при этом в зависимости от ситуации набор принципов может для одного и того же предприятия быть различным [см. 45, c. 49].
Основным принципом оценки рыночной стоимости компании является принцип наилучшего и наиболее эффективного использования, означающий разумное возможное использование предприятия, обеспечивающее ему наивысшую текущую стоимость на дату оценки. Данный принцип – синтез всех трех групп принципов оценки [см. 17, с. 36].
Таким образом, рыночная
Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости» №255, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. указывает общие случаи определения рыночной стоимости, в числе которых состоит изъятие имущества для государственных нужд; определение стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества; определение стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке; определение стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал; определение стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства; и определение стоимости безвозмездно полученного имущества [см. 35].
Однако указанные случаи больше относятся к определению рыночной стоимости иных объектов, в основном активов компании – ее составных частей. В свою очередь оценка рыночной стоимости компании подразумевает комплексный анализ всех составляющих ее структуры, результатов производства с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды на общую деятельность данного предприятия, а также с учетом перспектив его развития; и производится не только в случае купли-продажи компании, либо ее реорганизации, реструктуризации, но также при страховании, кредитовании предприятия, формировании стратегии развития, осуществлении инвестиционных проектов в отношении данной компании, а также в процессе слияний и поглощений [см. 13, c. 15].
Стоит
также отметить значимость рыночной
стоимости компании для эффективного
управления и распоряжения компанией.
Осведомленность о величине рыночной
стоимости предоставляет
В макроэкономическом аспекте оценка рыночной стоимости является одним из рычагов управления и регулирования экономики со стороны государства, в частности – при управлении государственной и муниципальной собственностью [см. 9, с. 16]. На основе рыночной стоимости предприятий и организаций государство получает возможность формировать определенную эффективную политику в отношении наиболее значимых объектов экономики и, таким образом, способствовать экономическому процветанию страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что рыночная стоимость компании представляет собой наиболее полную оценку ценности данной компании на конкретном рынке в определенных условиях, учитывающую множество внешних и внутренних факторов, и поэтому является одним из важных инструментов для целого ряда экономических задач.
Чтобы лучше раскрыть понятие рыночной стоимости предприятия, важно не только вывести определение и суть данного понятия, но также подробнее обозначить факторы, то есть переменные, из которых складывается рыночная стоимость и которые оказывают влияние на результат оценки компании [см. 20, с. 124].
Некоторые авторы отмечают, что теоретически стоимость компании является результатом анализа трех составляющих, а именно [см. 34]:
- чистых активов предприятия (в этом случае анализируется стоимость суммарных активов, из которой вычитается стоимость обязательств);
- доходов, которые будет получать потенциальный собственник данной компании (основой стоимости считаются различные, уместные в данном случае доходы и риски, связанные с их получением);
- ценовой информации фондового рынка или рынка слияний/поглощений, при этом в основе стоимости лежат цены сделок с акциями или цены сделок с капиталом, его долями (стоимость может быть рассчитана как с учетом информации по акциям оцениваемой компании, так и с учетом данных по сопоставимым компаниям).
Однако, каждый объект оценки уникален. Поэтому способ расчета, приоритетность выбора методов оценки и значимость различных составляющих стоимости зависят от конкретного случая. Многие факторы оказывают комплексное влияние на формирование стоимости компании по трем составляющим, поэтому была разработана их классификация, основанная на среде воздействия.
Как
уже было отмечено ранее, рыночная стоимость
предприятия учитывает как
Среди внутренних факторов, определяющих рыночную стоимость компании, можно отметить такие факторы, как финансовое положение объекта оценки (наличие собственных средств, оборачиваемость капитала и т.п.), его организационно-правовая форма, диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг), ценовая политика, качество и объем производимой предприятием продукции, технология и затраты производства, степень изношенности оборудования, взаимоотношения с потребителями и поставщиками, уровень, принципы и качество управления, кадровый состав предприятия, степень контроля, получаемая собственником, нематериальные активы (фирменное имя, знаки, патенты, технологии, маркетинговая система и др.), и другие [см. 17, с. 21].
Внутренние
факторы предприятия
К внешним факторам относятся факторы внешней среды, влияющие на текущую и будущую деятельность и состояние компании, то есть макроэкономические (темпы изменения ВВП, объем и динамика промышленного производства и инвестиций, уровень инфляции и др.) и отраслевые условия (конъюнктура мирового и внутреннего рынка), а также свойства и особенности конкретного рынка, где функционирует данная компания.
Кроме этого, к данной категории можно отнести немаловажные факторы спроса. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данное предприятие собственнику, какое время и с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного предприятия [см. 19, с. 30].
Факторы спроса формируют привлекательность компании для ее потенциальных собственников и отражаются на ее рыночной стоимости. Например, высокая потенциальная доходность компании, степень контроля собственника, ликвидность объекта увеличивают рыночную стоимость компании, так как положительным образом влияют на спрос среди ее потенциальных покупателей, стимулируя их интерес в отношении данной компании. В то же время, высокие риски, сопряженные с функционированием компании и с получением доходов от ее деятельности, увеличение времени получения доходов, а также наличие устанавливаемых для деятельности предприятия ограничений снижают интерес покупателей в отношении данного объекта, что отрицательным образом сказывается на его рыночной стоимости.
Особое место в системе факторов стоимости компании занимает гудвилл, в последнее время представляющий собой довольно сложный вопрос для оценочной деятельности.
Гудвилл – это неидентифицируемый неосязаемый актив, ценность которого определяется приверженностью клиентуры, добрым именем, деловыми связями компании, местонахождением и т.д. Стандартами оценки к гудвиллу отнесены неосязаемые активы, внешние по отношению к компании; причем часть этого гудвилла вызвана доверием к компании и ее имуществу (гудвилл фирмы), часть – доверием к личности собственника или менеджера (персональный гудвилл) [см. 28, с. 64].