Автор работы: k******************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 05:38, дипломная работа
Предметом исследования является степень и возможность использования мирового опыта оценки компаний в российской действительности.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- определить рыночную стоимость компании как экономическую категорию;
- изучить теорию и практику оценочной деятельности за рубежом и в России;
- выявить возможность и степень использования международного опыта в российской действительности;
- выработать рекомендации по применению международной методики оценки рыночной стоимости компании в России.
Введение 3
1 Рыночная стоимость компании как экономическая категория 7
1.1 Понятие и сущность рыночной стоимости компании 7
1.2 Анализ факторов, влияющих на рыночную стоимость компании 14
2 Основные подходы, методы и модели оценки рыночной стоимости компании 21
2.1 Мировой опыт оценки рыночной стоимости компании 21
2.1.1 Практика оценочной деятельности в США 24
2.1.2 Практика оценочной деятельности в Германии 45
2.2 Российский опыт оценки стоимости компании и применение мировой оценочной практики в России 50
3 Оценка рыночной стоимости российской компании 58
3.1 Использование метода дисконтирования денежных потоков 58
3.2 Использование метода компаний-аналогов 83
4 Заключение 91
5 Список литературы 98
6 Приложение 98
Однако современная оценочная деятельность в состоянии идентифицировать и оценить те активы, которые стандартами бухгалтерской отчетности не признаются идентифицируемыми: внутренне созданные товарные знаки и наименования, лицензии и контракты, методы, программы, системы, процедуры, прогнозы, расчетные ценки, списки клиентов, программное обеспечение, базы данных, неосязаемые активы в стадии разработки. К неосязаемым активам также могут относиться: обученная и собранная вместе рабочая сила, благоприятные трудовые договоры, договоры аренды, благоприятные договоры страхования, условия б отказе конкуренции, клиентские отношения и прочие нематериальные активы. Идентифицируемость этих активов зависит от возможности определить экономическую выгоду от их использования. В случае невозможности ее определения активы войдут в состав гудвилла [см. 28, с. 65].
Такой подход определяется тем, что в последние годы оценочная теория и практика стали существенно богаче и разнообразнее, и поэтому уже возможно определить в составе гудвилла некоторые его компоненты. В то же время все еще остаются сложности с выделением некоторых составляющих клиентского капитала, например, лояльности клиентов. Поэтому различия между товарным знаком и гудвиллом становятся неясными [см. 28, с. 65].
Основываясь на этом, некоторые авторы [см. 28] отмечают, что при оценке стоимости компании лучше избегать, либо вообще не использовать термины «гудвилл» и «деловая репутация». А если учитывать, то связывать их стоимость с какими-либо определенными активами, например, с товарными знаками.
Поэтому,
так как благодаря развитию и
совершенствованию оценочной
Более того, воздействие того или иного компонента на итоговую величину стоимости зависит также от нескольких основных факторов, а именно: от даты оценки, от объекта оценки и от целей и назначения расчета стоимости [см. 34, c. 35].
Более наглядно факторы, составляющие рыночную стоимость компании, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Факторы рыночной стоимости компании
Рыночная стоимость компании | |
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Конкурентоспособный
потенциал компании
- финансовое положение компании - организационно-правовая форма - диверсификация производства - конкурентоспособность выпускаемой продукции/услуг - ценовая политика - инновационная политика - производственные технологии - состояние основных фондов - взаимоотношения с потребителями и поставщиками - уровень, принципы, качество управления - человеческий ресурс - нематериальные активы |
Макроэкономические
- ВВП - объем промышленного производства - инвестиции - уровень инфляции |
Отраслевые
- конъюнктура мирового рынка - конъюнктура внутреннего рынка - отраслевые ограничения - уровень развития отрасли | |
Рыночные
- конъюнктура фондовых рынков | |
Факторы
спроса
- ликвидность компании - степень контроля собственника - ограничения деятельности - время получения доходов | |
Основные факторы | |
-
дата оценки
- объект оценки
- цели и назначение расчета рыночной стоимости |
Таким образом, рыночная стоимость компании – это ценность рассматриваемого предприятия на конкретном рынке, складывающаяся под влиянием многогранной совокупности определяющих ее внутренних и внешних факторов (конкурентоспособных черт и особенностей оцениваемого объекта, а также внешних сил, формирующих условия и возможности функционирования этого предприятия в рассматриваемой среде предпринимательства), как привлекательность для его потенциальных покупателей (будущих собственников).
Поэтому учет всех факторов, влияющих на рыночную стоимость предприятия, является важной задачей, определяющей конечный результат оценочной деятельности, а, следовательно, необходимой для получения обоснованной рыночной стоимости оцениваемой компании.
Совокупность факторов (специфических особенностей деятельности компаний и внешней среды), учитываемых при оценке, исключает возможность существования единственного универсального расчета рыночной стоимости компаний.
Традиционно общая теория оценки рыночной стоимости подразделяется на подходы, каждый из которых представляет собой совокупность методов оценки (способы расчета стоимости объекта оценки), объединенных общей методологией [см. 31, c. 111]. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке [см. 36]. В результате специалисты данной области той, либо иной страны, руководствуются определенным количеством подходов и входящих в них методов в процессе оценочной деятельности.
Как
уже было отмечено ранее, международная
практика оценки несколько отличается
от отечественной, что обусловлено
особенностями исторического
Оценочная деятельность в мировой практике получила свое начало с необходимости оценки недвижимости, и как профессия данный вид деятельности появился в 30-х годах XX века [см. 16, с. 11].
Как самостоятельная дисциплина практика оценки сформировалась в этот период впервые в США [см. 45, с. 14]. В 1936 г. в США появилось Американское Сообщество Оценщиков, которое в 1952 г. получило официальный статус. В 1987 г. для решения проблем в сфере оценки был основан Американский Фонд Оценки – некоммерческая организация, призванная сформировать унифицированные правила и стандарты оценочной деятельности на базе накопленного опыта. Под руководством группы юридических лиц, являвшихся в основном представителями некоторых правительственных агентств, и группы оценщиков недвижимости 30 января 1989 г. Фонд принял единые стандарты практики профессиональной оценки (USPAP – Uniform Standards of Professional Appraisal Practice and Advisory Options), которые наряду со стандартами других организаций формируют основу унификации практики оценки в США [см. 42, с. 16].
По
данным стандартам оценки «оценка бизнеса
– это процесс подготовки заключения
или определения стоимости
С 1989 г. национальным Конгрессом США Американский Фонд Оценки был признан ведущим институтом формирования и развития стандартов и правил оценочной деятельности в США [см.350].
Таким образом, опыт оценочной деятельности США признан основополагающей основой теории оценки и был взят за основу многими странами при разработке собственной оценочной практики. К примеру, в нашей стране опыт США был взят во внимание при составлении российских стандартов оценочной деятельности [см. 31, с. 38].
Однако все же нельзя сказать, что это определило мировое единство оценочной теории и практики. Во многих странах торговое право и соответствующий комплекс регулирующих процедур предопределяют некоторое направление, иногда весьма специфическое, для стандартизации оценочной деятельности. Поэтому многие страны располагают собственными специфическими стандартами оценочной деятельности, которые отражают внутреннюю политику данных стран и установившиеся принципы практической деятельности, национальные политические и общественные цели, а также влияние самых разнообразных обычаев данных стран и их языковые особенности [см. 10, с. 38].
Наряду с национальными стандартами оценочной деятельности различных стран в структуре мирового опыта оценки можно также выделить Европейские стандарты оценки, принимаемые во внимание странами-участницами Евросоюза.
Европейская группа оценщиков основных фондов была создана как некоммерческая ассоциация национальных организаций оценщиков западноевропейских стран в 1977 г. В настоящее время она называется «Европейская группа ассоциаций оценщиков» («The European Group of Valuers Associations - TEGoVA »). Одна из главных целей этой организации — создание общих стандартов оценки, представляющих взгляды профессиональных организаций во всех странах Европейского союза [см. 6, с. 10].
В соответствии с Европейскими стандартами оценки рыночная стоимость определяется как стоимость действующего предприятия, то есть как стоимость, созданная в результате его проверенной деятельности. Она является выражением стоимости устойчивой компании и получается из капитализации прибылей данного предприятия, отражающих оборот и условные обязательства. Стоимость, полученная таким образом, включает долю земли и зданий, машин и оборудования, гуд-вилла и прочих нематериальных активов [см. 16, с. 36].
Следует отметить, что Европейские стандарты оценки не имеют обязательного характера для членов организации, но рекомендуются для применения как представляющие лучший опыт, разработанный для включения в соответствующие нормативные акты Европейского союза и дающие импульс к принятию соответствующих национальных стандартов стран ЕС [см. 6, с. 10].
Кроме этого еще существуют международные стандарты оценки (МСО), которые разрабатываются Международным комитетом по стандартам оценки, международной организацией, объединяющей профессиональные организации оценщиков более чем 50 стран мира, и имеют некую единую основу, отражающую единство экономических принципов, не зависящих от политических границ [см. 6, с. 9].
Международные стандарты оценки определяют «стоимость действующего предприятия» как стоимость, приписываемую компании в целом, а ни какой-либо из ее составных частей. Стоимость отдельных активов как компонентов действующего предприятия определяется на основе их вклада в общее целое и обычно рассматривается как их потребительская стоимость для конкретного бизнеса и его владельца. Но при этом ни одна из компонент рыночной стоимости не образует. В связи с этим в Международных стандартах оценки нет детального рассмотрения вопросов оценки компании [см. 16, с. 36].
Не смотря на первоначальное назначение, ни в США, ни в Европе Стандарты оценки не рассматриваются в качестве незыблемого свода законов [см. 6, с. 10].
В свою очередь в России Российское общество оценщиков (РОО) принимало попытку добиться того, чтобы МСО были приняты в России в качестве федеральных национальных стандартов оценочной деятельности, однако попытка оказалась безрезультатной из-за смысловых неточностей финансового перевода [см. 31, с. 113-114].
Необходимость разработки российских стандартов оценки стоимости была сформулирована в Законе об оценочной деятельности, принятом в июле 1998 г. А спустя три года постановлением правительства РФ были утверждены Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности [см. 31, с. 37]. Применение этих стандартов является обязательным, данные стандарты составляют основу оценочной деятельности в РФ.