Оценка кредитоспособности заемщика банка на основе анализа финансового состояния (на примере ООО «Петросоюз-Континент»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:07, дипломная работа

Описание

Предмет исследования – показатели финансового состояния предприятия.
Объектом исследования является компания ООО «Петросоюз–Континент», осуществляющая оптовую и розничную торговлю пивом и безалкогольными напитками.
В процессе исследования применялись различные методы и приемы:

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ - готовый.docx

— 303.91 Кб (Скачать документ)

Расчет прогноза невыполнения клиентом условий договора о кредите по методу Чессера на 31.12.2011 г.:

Y = –2,0434 + (–5,24Х1) + 0,0053Х2 – 6,6507Х3 + 4,4009Х4 – 0,0791Х5 – 0,1020Х6.

Х1 = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Совокупные активы = (17403+115) / 216647 = 17518 / 216647  = 0,08

Х2 = Выручка / (Денежные средства + Краткосрочные  финансовые вложения) = 1461877 / (17403+115) = 1461877 / 17518 = 83,45

Х3 = Чистая прибыль / Совокупные активы = 41631 / 216647 = 0,19

Х4 = (Долгосрочные и краткосрочные обязательства) / Совокупные активы = (129+67296) / 216647 = 67425 / 216647 = 0,31

Х5 = Основные средства / Чистые активы = ОС / (Активы – Все обязательства) = 10776 / (216647 – (129+67296)) = 10776 / 149222 = 0,7

Х6 = Оборотные  активы / Выручка от реализации = 205870 / 1461877 = 0,14

Оценочные показатели модели следующие:

Y = –2,0434 + (–5,24·0,08) + 0,0053·83,45 – 6,6507·0,19 + 4,4009·0,31 – 0,0791·0,7 – 0,1020·0,14 = –2,0434 – 0,42 + 0,44 –1,26 + 1,36 – 0,055 – 0,014 = –1,99

Р = 1 / (1 + e – Y), где е = 2,71828

Р = 1 / (1+ 2,71828 – (–1,99)) = 1 / 5,71 = 0,18

Поскольку значение Р оказалось меньше 0,50, то ООО «Петросоюз–Континент» следует отнести к группе заемщиков, которые не выполнят условий договора. При этом под «невыполнением условий» подразумевается не только непогашение ссуды, но и любые другие отклонения, делающие ссуду менее выгодной для кредитора, чем было предусмотрено первоначально.

Определение кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка РФ.

В качестве примера рассмотрена методика определения кредитоспособности заемщика Сбербанка РФ, согласно «Регламента предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами» от 8 декабря 1997 г. №285–р.

Для определения  рейтинга Заемщика Сбербанк РФ использует пять основных коэффициентов (таблица 32).

Другие  показатели оборачиваемости и рентабельности используются Сбербанком РФ для общей  характеристики и рассматриваются  как дополнительные к первым пяти показателям.

Оценка  результатов расчетов пяти коэффициентов  заключается в присвоении Заемщику категории по каждому из этих показателей  на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными. Далее  определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с  их весами.

 

 

 

 

Таблица 32 – Категории показателей оценки кредитоспособности по методике Сбербанка РФ

Наименование  показателя

Формула

Достаточные значения показателей

1

2

3

Коэффициент абсолютной ликвидности (К1)

Денежные  средства + Краткосрочные фин. вложения / Краткосрочные пассивы

0,2

Коэффициент промежуточного покрытия (К2)

Денежные  средства + Краткосрочные фин. вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность (за вычетом резерва по сомнительным долгам) / Краткосрочные пассивы

0,8

Коэффициент текущей ликвидности (К3)

Оборотные активы / Краткосрочные пассивы

2,0

Коэффициент соотношения собственных и заемных  средств (К4)

Собственный капитал / (Заемные средства – доходы будущих периодов – резервы предстоящих  расходов)

1,0 – для всех заемщиков, кроме  предприятий торговли;

0,6 – для предприятий торговли

Рентабельность  продаж (К5)

Прибыль от продаж / Выручка от реализации

0,15


 

В зависимости  от полученных фактических значений, показатели разбиваются на категории  (таблица 33).

 

Таблица 33 – Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений

Коэффициенты

1 категория

2 категория

3 категория

1

2

3

4

К1

0,2 и выше

0,15 – 0,2

менее 0,15

К2

0,8 и выше

0,5 – 0,8

менее 0,5

К3

2,0 и выше

1,0 – 2,0

менее 1,0

К4 – кроме торговли

1,0 и выше

0,7 – 1,0

менее 0,7

К4 – для торговли

0,6 и выше

0,4 – 0,6

менее 0,4

К5

0,15 и выше

менее 0,15

нерентабельность


 

Для остальных  показателей оборачиваемости и  рентабельности не устанавливаются  оптимальные или критические  значения ввиду большой зависимости  этих значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий.

Оценка  результатов расчетов этих показателей  основана, главным образом, на сравнении  их значений в динамике.

Методика  расчета суммы балов по вычисленным  показателям в соответствии с  их весами (таблица 34).

 

Таблица 34 – Расчет суммы баллов

Показатель

Фактическое значение

Категория

Вес показателя

Расчет  суммы балов

1

2

3

4

5

К1

   

0,11

S = 0,11 х Категория К1 +

+0,05 х Категория К2 +

+0,42 х Категория К3 +

+ 0,21 х Категория К4 +

+0,21 х Категория К5

К2

   

0,05

К3

   

0,42

К4

   

0,21

К5

   

0,21

Итого

Х

Х

1


 

 

Устанавливается 3 класса заемщиков:

–первого класса – кредитование которых не вызывает сомнений;

–второго класса – кредитование требует взвешенного подхода;

–третьего класса – кредитование связано с повышенным риском.

Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям (К1, К2, К3, К4, К5), оценки остальных показателей  третьей группы и качественного  анализа рисков.

В соответствии с фактическим значением этих коэффициентов определено значение S на 31.12.2009, 31.12.2010 и 31.12.2011 года.

При этом сумма баллов S влияет на рейтинг  Заемщика следующим образом:

–S = 1 или 1,05 – Заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности;

–S больше 1, но меньше 2,42 – соответствует второму классу;

–S равно или больше 2,42 – соответствует третьему классу.

Далее определенный таким образом предварительный  рейтинг корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки Заемщика. При отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на один класс.

Расчет  коэффициентов К1, К2, К3 произведен выше (таблица 28).

Расчет  коэффициентов К4, К5.

Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (или коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4)) = Собственный капитал / (Заемный капитал – доходы будущих периодов – резервы предстоящих расходов).

К покр. долгов 1 = 106720 / 44654 = 2,4 (на 31.12.2009 г.)

К покр. долгов 2 = 119591 / 46883 = 2,6 (на 31.12.2010 г.)

К покр. долгов 3 = 149222 / (129+67296) = 149222 / 67425 = 2,2 (на 31.12.2011 г.)

Коэффициент рентабельности продаж (К5) = Прибыль от реализации / Выручка от реализации.

Rп1 = 65525 / 874326 = 0,07 (на 31.12.2009 г.)

Rп2 = 14046 / 1004783 = 0,01 (на 31.12.2010 г.)

Rп3 = 38968 / 1461877 = 0,03 (на 31.12.2011 г.)

Расчет суммы балов по вычисленным показателям в соответствии с их категорией и весом показателя (таблицы 35, 36, 37).

 

Таблица 35 – Расчет суммы баллов для ООО «Петросоюз–Континент» на 31.12.2009 года

Показатель

Фактическое значение

Категория

Вес показателя

Расчет  суммы балов

К1

0,07

3

0,11

S = 0,11 х 3 + 0,05 х 2 + +0,42 х 1+ 0,21 х 1+ 0,21 х 2 = 1,48

К2

0,75

2

0,05

К3

3,33

1

0,42

К4

2,4

1

0,21

К5

0,07

2

0,21

Итого

Х

Х

1


 

 

Как видно  из таблицы 35 S = 1,48, что соответствует второму классу заемщиков.

Таблица 36 – Расчет суммы баллов для ООО «Петросоюз–Континент» на 31.12.2010 года

Показатель

Фактическое значение

Категория

Вес показателя

Расчет  суммы балов

К1

0,02

3

0,11

S = 0,11 х 3 + 0,05 х 2 + +0,42 х 1+ 0,21 х 1+ 0,21 х 2 = 1,48

К2

0,61

2

0,05

К3

3,50

1

0,42

К4

2,6

1

0,21

К5

0,01

2

0,21

Итого

Х

Х

1


 

 

Как видно  из таблицы 36 S = 1,48, что соответствует второму классу заемщиков.

 

Таблица 37 – Расчет суммы баллов для ООО «Петросоюз–Континент» на 31.12.2011 года

Показатель

Фактическое значение

Категория

Вес показателя

Расчет  суммы балов

К1

0,26

1

0,11

S = 0,11 х 1 + 0,05 х 1 + +0,42 х 1+ 0,21 х 1+ 0,21 х 2 = 1,21

К2

0,88

1

0,05

К3

3,06

1

0,42

К4

2,2

1

0,21

К5

0,03

2

0,21

Итого

Х

Х

1


 

 

Как видно  из таблицы 37 S = 1,21, что соответствует второму классу заемщиков.

Таким образом, рейтинг ООО «Петросоюз–Континент» соответствует второму классу заемщиков на протяжении отчетного периода, а это означает, что кредитование данного предприятия требует взвешенного подхода.

 

 

 

 

3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА  УЛУЧШЕНИЕ КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕТРОСОЮЗ–КОНТИНЕНТ»)

 

За время  прохождения преддипломной практики в ООО «Петросоюз–Континент» анализ финансового состояния предприятия показал, что «узким» местом в финансовой деятельности компании является абсолютный рост дебиторской задолженности. Для того, чтобы ситуация не стала критичной, компании следует изменить свою кредитную политику.

Дебиторская задолженность представляет собой динамичный элемент оборотных  средств, существенно зависящий  от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность  представляет собой обездвижение собственных  оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с  очевидностью напрашивается вывод  о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может  быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине  конкуренции.

Конкуренция заставляет большинство фирм продавать  товар в кредит. При этом уменьшаются запасы продукции, но появляется дебиторская задолженность. Торговля в кредит сопровождается прямыми и косвенными издержками, но обеспечивает рост реализации товаров. Чем выше объем продаж, тем больше прибыль и конкурентная способность фирмы на рынке.

Объем продаж зависит от большого количества факторов, одни из которых не контролируются, а другие контролируются фирмой. Главные контролируемые факторы, которые влияют на спрос, цена продукции, гyдвилл, реклама, условия доставки и послепродажное обслуживание проданной продукции, качество товара и кредитная политика компании.

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в  кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование основ кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования основ кредитной  политики по отношению к покупателям  продукции решаются два основных вопроса:

–в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

–какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной  политики должны учитываться следующие  основные факторы:

–современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика банка на основе анализа финансового состояния (на примере ООО «Петросоюз-Континент»)