Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:07, дипломная работа
Предмет исследования – показатели финансового состояния предприятия.
Объектом исследования является компания ООО «Петросоюз–Континент», осуществляющая оптовую и розничную торговлю пивом и безалкогольными напитками.
В процессе исследования применялись различные методы и приемы:
Вариантом горизонтального анализа является трендовый финансовый анализ (анализ тенденции развития). Трендовый анализ носит перспективный, прогнозный характер, поскольку позволяет на основе изучения закономерности изменения экономического показателя в прошлом спрогнозировать величину показателя на перспективу. Для этого рассчитывается уравнение регрессии, где в качестве переменной выступает анализируемый показатель, а в качестве фактора, под влиянием которого изменяется переменная – временной интервал. Уравнение регрессии дает возможность построить линию, отражающую теоретическую динамику анализируемого показателя рентабельности.
Целью трендового анализа является определение основной тенденции изменения показателей в динамике. В ходе трендового анализа наличия и размещения финансовых ресурсов темп роста рассчитывается как отношение абсолютного значения финансового показателя на конец анализируемого периода к значению этого показателя на начало того же периода, выраженное в процентах.
Анализ относительных
Финансовые коэффициенты характеризуют
разные стороны экономической
В ходе анализа финансового состояния
решаются задачи как прямого, так
и обратного факторного анализа.
В задачах прямого факторного
анализа рассчитывается влияние
отдельных факторов, обусловливающих
изменение основных оценочных показателей
деятельности организации (выручки, прибыли),
средней величины используемого
оборотного капитала и финансовых коэффициентов.
Основным приемом изучения прямой детерминированной
факторной связи выступает
В задачах обратного факторного анализа производится агрегирование значений частных показателей в обобщающие (интегральные). Такие задачи решаются в ходе определения уровня финансовой устойчивости, диагностики банкротства. С целью получения конкретных данных при обороте частных показателей следует учитывать их соответствие двум основным требованиям: во–первых, однонаправленности – повышение значения каждого частного показателя должно приводить к повышению уровня комплексного, т. е. к улучшению значения изучаемой стороны финансового состояния; во–вторых, соразмерности частных показателей между собой в системе комплексной оценки. С целью удовлетворения того требования в качестве значения частных показателей в ходе анализа финансового состояния предпочтительнее выбирать частные коэффициенты, варьирующие в пределах от 0 до 1. Далее необходимо выбрать наиболее приемлемые из существующих методов изучения обратной детерминированной факторной связи. Учитывая специфику решаемых задач, возможно использование с этой целью методов сумм средней арифметической простой, средней геометрической, коэффициентов. Название метода определяется математической процедурой, положенной в основу формирования комплексного показателя.
Абсолютные показатели финансовой
отчетности являются фактическими данными.
Для целей планирования, учета
и анализа в организации
Для анализа абсолютных показателей используется чаще всего метод сравнения, с помощью которого изучаются абсолютные или относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития.
Кроме перечисленных
методов существует также сравнительный
анализ. Сравнительный анализ –
это как внутрифирменный анализ
сводных показателей отчетности
по отдельным показателям
–фактических показателей с плановыми, что дает оценку обоснованности плановых решений;
–фактических показателей с нормативными, что обеспечивает оценку внутренних резервов предприятия;
–фактических показателей отчетного периода с аналогичными данными прошлых лет для выявления динамики изучаемых параметров;
–фактических показателей организации с отчетными данными других предприятий.
Такова общая принципиальная схема формирования экономических и в том числе финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Кроме всего
прочего, анализируя финансовое состояние
организаций, можно использовать и
различные типы моделей, позволяющих
структурировать и
–дескриптивные – модели описательного характера, являющиеся основными для оценки финансового состояния предприятия. Дескриптивные модели начинаются с построения балансов и других форм финансовой отчетности в различных разрезах, включая вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ, с формирования системы различных финансовых коэффициентов и завершается составлением аналитической записки к отчетности;
–предикативные модели – используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния;
–нормативные модели – позволяют сравнивать фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Они применяются в основном при внутреннем финансовом анализе и аудите [23, с. 484].
Поскольку в основе финансового анализа лежат выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменение результативных показателей, важно для правильного выбора методики финансового анализа выявить характер связей между анализируемыми факторами. В этой связи в практике экономического анализа различают два основных вида связей:
–детерминированные, при которых каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное, неслучайное значение результативного признака, т.е. между исследуемым показателем и факторами существует жесткая функциональная зависимость и строгое соответствие;
–вероятностные (стохастические), когда каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, т.е. между исследуемым показателем и факторами нет строгого соответствия и строгой зависимости, но доказано, что та зависимость существует.
Приемы и методы, используемые при проведении финансового анализа, можно классифицировать:
–по степени формализации – формализованные и неформализованные. Формализованные методы являются основными при проведении финансового состояния предприятия, они носят объективный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости. Неформализованные методы (метод экспертных оценок, метод сценариев, построение аналитических таблиц) основаны на логическом описании аналитических приемов, они в большей части субъективны;
–по применяемому инструментарию – экономические методы (балансовый, дисконтирования); статистические методы (метод цепных подстановок, метод группировки, индексный метод); математико–статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ); методы оптимального программирования (системный анализ, линейное и нелинейное программирование).
Эти методы используются на всех этапах финансового анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности организации. В ходе формирования этих показателей делается: оценка организационного уровня; характеристика использования производственных ресурсов: основных средств, материальных ресурсов, труда и заработной платы; анализ объема структуры и качества продукции; оценка затрат и себестоимости продукции.
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Аналитику необходимо, прежде всего, выявить их, далее, по возможности, произвести группировку и определить силу их действия на результаты хозяйствования.
В экономическом анализе деятельности предприятия факторы отображают в виде количественных переменных формализовано, а затем, в зависимости от информированности аналитика об этих переменных, факторы делят на определенные и неопределенные [28].
К определенным факторам относят те, значения которых известны аналитику с достаточной точностью. К неопределенным относят переменные, о значениях которых осведомлен не полностью.
Так, в зависимости от степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности внутренние факторы по отношению к субъекту анализа делятся на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные
факторы связаны с увеличением
количества ресурсов и времени их
использования, с устранением
Интенсивные
факторы заключаются в
По времени действия факторы могут быть постоянными и действующими лишь в определенные сроки (в течение года, установленного законодательством периода и т.д.).
Факторный анализ позволяет исследователю решить две основные задачи: описать предмет измерения компактно и в то же время всесторонне. С помощью факторного анализа возможно выявление факторов, отвечающих за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными.
Можно выделить две цели факторного анализа:
–определение взаимосвязей между переменными, их классификация;
–сокращение числа переменных.
Обязательные условия факторного анализа:
–все признаки должны быть количественными;
–число признаков должно быть в два раза больше числа переменных;
–выборка должна быть однородна;
–исходные переменные должны быть распределены симметрично;
–факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным.
В анализе хозяйственной деятельности под факторами понимается одновременно:
–условия, при которых совершаются хозяйственные процессы, и под влиянием которых формируются анализируемые показатели;
–причины, под влиянием которых изменяется хозяйственный процесс и его результат.
Применение факторного анализа позволяет:
–выявить взаимосвязь между признаками исследуемого явления;
–выявить скрытые зависимости в детерминированных и стохастических моделях;
–оценить влияние факторов на результат.
Факторный анализ особенно продуктивен на начальных этапах исследования финансового состояния предприятия, когда необходимо выделить какие либо предварительные закономерности в исследуемой области. Это позволяет последующий анализ сделать более совершенным по сравнению с анализом на факторах, выбранных произвольно.
В связи
с многообразием видов
Классификация факторов представляет собой распределение их по группам в зависимости от их общих признаков. Она дает возможность точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей, глубже разобраться в причинах изменения исследуемых явлений.
В современной экономической литературе нет единого методического подхода по вопросу классификации факторов и построения их системы. Следует учитывать, что деление факторов по тем или иным признакам и их отнесение к определенной группе является иногда достаточно условным и зависит от конкретной ситуации.
Группы факторов, которые исследуются в анализе финансового состояния предприятия: